Контрольная работа на тему Способы и средства выражения контекста в авторском тексте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 5
1. Понятие об авторском тексте и контексте в нём 5
2. Способы и средства выражения контекста в авторском тексте 11
Заключение 15
Список литературы 16
Введение:
По той причине, что структура содержания текста всегда включает в свой состав структуру содержания контекста, заложенного автором, изучение контекстуальной семантики закономерно свидетельствует об интересе культурологии к проблемам субъективности человека и организации его внутреннего мира.
Контекст играет важную роль в коммуникации, в значительный степени определяя ее эффективность. Изучению природы и функциональности контекста уделется большое внимание в разных отраслях лингвистических исследований: комуникативной лингвистики, прагмалингвистики, когнитологии, культуры т.п.
В современном литературоведении возникает все большая необходимость серьезно и последовательно изучать, систематизировать, конкретизировать филологические термины и категории, исходя из их функциональности в каждом русле филологической науки. Литературоведческое русло нуждается в этом больше чем, скажем, языковедческое. Тут разные причины. Одна из них – это близость к искусству, которое всегда желает освободиться от четких правил. Но как наука, литературоведение обязано разработать свои собственные литературоведческие категории и терминологию, а, обращаясь к заимствованным терминам, определять, в каком же значении и функции они нужны именно для исследования литературы как вида искусства.
Вопрос терминологии не второстепенный вопрос в любой науке и он не должен быть таким в литературоведении.
Сам термин (от лат. contextus – сцепление, соединение, связь) указывает на то, что контекст определяется сочетаниями, связками, взаимосвязями и взаимозависимостью. Изучение контекста – это исследование форм и функциональных связей. Причем они бывают простыми, но и весьма сложными как цепь связей, а иногда пучок связей.
Контекст в терминологическом ряду производных от: текста – подтекст – контекст – надтекст – метатекст – паратекст – интертекст и т.п.
Наиболее полисемантичный, чаще всего употребляемый в разных значениях. Все в тексте и вне текста существует в контекстовых связях, даже «пустоты», и только так приобретает то или другое значение, смысл, функцию. Исходя из разных задач, направлений исследования можно выделять контекст словесный, интонационный, эмоциональный, психологический, ремарки как контекст к диалогу, а в сценическом воплощении еще и движения, – мимики, декораций, звучания и молчания (на сцене) .
В стилистике вводятся термины аллегорический, символический, метафорический контекст , контекстуальные синонимы; много названий и терминов предложил в своих трудах М. М. Бахтин, в частности лейтмотивный контекст, определение границ контекста, контекстуальное обрамление с обертонами.
Заключение:
Величина, «густота» контекста и его функциональность многообразны. Вхождение контекста в текст самое разное, от отдельного слова, знака до больших разделов. Литературоведение открывает для себя все новые и новые формы и функции контекста: смысловые, сюжетные, эмоциональные, философские, программирование контекста заглавием, именами традиционных персонажей, авторскими сигналами, создающими „горизонт ожидания» (термин Яусса). Читая произведение, читатель может находиться в том русле, в какое его писатель вставил, а может, напротив, сразу или постепенно убеждаться, что автор над ним посмеялся, предложил ему определенную игру.
Автор, вводя какое-то название, имя, исторический факт, личность, не просто отсылает к дополнительной информации, но переводит изображаемое в другое измерение. Одновременно он раскрывает собственные морально-этические, политические позиции, вызывает на соавторство читателя, и тот предлагает новую «игру».
Очень интересным является контекст, который можно назвать ироничным, полемичным и пародийным.
По функциональности контекста можно различать не только жанры, но и определить принадлежность поэтики автора к тому или другому направлению, течению. Если реалист стремится контекстом прояснить, предельно конкретизировать общественную ситуацию, то романтику именно контекст помогал превращать обычное, известное в необычное, загадочное, особенное, простое в сложное, амбивалентное.
Фрагмент текста работы:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Понятие об авторском тексте и контексте в нём
Термин «контекст» происходит от лат. contextus (связь, сочетание), непосредственно указывает на ту важную роль, которую контекст играет в формировании когерентного текста. Ученые рассматривают различные виды контекста, например: микроконтекст и макроконтекст, левый и правый контекст, лингвистический (вербальный) и экстралингвистический (невербальный), эксплицитно и имплицитн, и тому подобное.
Контекст литературно-художественного произведения играет важную роль в сочетании текста художественного произведения с позатекстовой реальностью, в значительной степени определяет уровень понимания и адекватной интерпретации текста произведения читателем. Знание контекста литературно-художественного произведения предполагает целый комплекс специальных знаний о:
1) литературном направлении, в рамках которого написано определенное произведение;
2) литературной деятельности предшественников, современников и последователей автору произведения;
3) творческом пути автора произведения и история создания этого произведения – то есть широкий литературный контекст художественного произведения.
Литературный контекст художественного произведения в определенной степени отражает общий историко-культурный контекст развития общества в определенный отрезок времени, следовательно, для правильной трактовки событий, отраженных в произведении, и верного понимания идей автора необходимо знание о реальных исторических событиях, связанных с событиями, изображенными в авторском произведении, знание культурных реалий.
Литературно-художественное произведение отличается от других письменных произведений своим художественным авторским мировоззрением, что сказывается на подборе художественных средств изображения в произведении, определяет авторский стиль писателя. Знание этих особенностей, формируют авторский стилистический контекст художественного произведения, позволяет лучше почувствовать мысли, чувства, отношение автора к действительности, понять его и его произведение.
Глубинные смыслы текста являются первичными в творческой деятельности личности, ведь его истоки кроются в самом бытии, в его бесконечной творческой энергетике. Имеется в виду текст в его широком смысле – как бытийная данность, а не как структурно-языковое единство. Самосоздаваясь в пространстве объективных смыслов бытия, текст одновременно становится своим первичным самоинтерпретатором.
Объективные смыслы и стоимости текста являются внутренними, глубинными и неделимыми характеристиками его интенциональности, которая находит свою реализацию в себе (в самом тексте) и вне себя (влияет на автора, предопределяет его выбор, его частные интенции, а также активизирует и «направляет» его артистическую потенциальность). В интенциях автора проявляется и воплощается не только его субъективная творческая энергия, но и объективная интенциональность текста.
Как ни важно изучение речевой организации текста (выявление основных единиц текста, способов изложения), это изучение не может оказаться полным и адекватным, если оставить без внимания такое важное для текстообразования и текстовосприятия понятие, как авторская модальность, которая скрепляет все единицы текста в единое смысловое и структурное целое.
Контекст (лат. contextus – сцепление, соединение, связь), «речевое или ситуативное окружение литературного произведения или его части, в пределах которого наиболее точно выявляется смысл и значение отдельного слова, фразы и т.д.»