Контрольная работа на тему специфика учебной деятельности дошкольника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
2. ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
Введение:
В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста: в первый класс поступает 50 – 70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.
Причины, препятствующие развитию познавательной активности: — готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить; — дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»; — слабо владеют познавательными действиями. В связи с этим необходим поиск эффективных способов и путей развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. На наш взгляд, большим потенциалом в этом отношении обладает исследовательская деятельность.
Цель исследования: теоретически рассмотреть особенности учебной деятельности дошкольников.
Объект исследования: учебный процесс в ДОУ.
Предмет исследования: особенности учебной деятельности дошкольников.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике дошкольного образования;
2. Рассмотреть педагогические особенности учебной деятельности дошкольников.
Практическая значимость исследования определяется необходимостью изучения особенностей учебной деятельности дошкольников, на основании чего разрабатываются психолого-педагогические и методические рекомендации для родителей и воспитателей.
Методы исследования:
-изучение и анализ литературы по проблеме исследования.
Структура работы обусловлена целями исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
На современном этапе при обогащении знаний о самом процессе познания на разных возрастных ступенях познавательная деятельность дошкольников должна оцениваться с точки зрения современных позиций. Речь идет не о снижении роли взрослого, а о подталкивании ребенка на каждом этапе его развития к обогащению способов познания, а именно мотивации.
В научно-педагогической литературе неоднократно прорабатывались различные аспекты учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Исследователи характеризовали особенности организованной самостоятельной деятельности детей в дошкольном учебном заведении, новые подходы к изучению особенностей их мышления, условия повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении.
Изменились методы обучения дошкольников. Широко используются, например, моделирование, эксперимент, конструирование при определенных условиях. Однако основной задачей дошкольного образования является прямая передача знаний. При этом недооценивается умение использовать их для решения проблем, требующих самостоятельного ориентирования в различных условиях.
Усвоение знаний становится самоцелью, а не средством, хотя именно их системный характер может обеспечить непосредственный переход к творческому использованию. Возникает задача специального формирования таких качеств учебно-познавательной деятельности, в которых сочетаются средства и цели.
В таком случае принятые в дошкольном воспитании способы обучения должны существенно измениться. Особое значение придается индивидуальной и коллективной, в составе небольших групп, познавательной деятельности детей. Взрослый только проявляет заинтересованность процессом, во время которого и передаются те или иные средства познания. Именно здесь очень важно не упустить мотивационные аспекты, формировать готовность к познанию, а не только вооружить средствами. Реализация этих принципов умственного воспитания дошкольников связана с формированием общего творческого отношения к действительности.
Фрагмент текста работы:
ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В научно-педагогической литературе неоднократно прорабатывались различные аспекты учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста (Н. Андрусич, А. Кононко, В. Лекторский, Л. Парамонова, Н. Поддьяков и др.). Исследователи характеризовали особенности организованной самостоятельной деятельности детей в дошкольном учебном заведении, новые подходы к изучению особенностей их мышления, условия повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении. Прежде чем использовать термин «учебно-познавательная деятельность», рассмотрим эти два вида деятельности (обучение и познание) отдельно, поскольку и учебная деятельность и познавательная деятельность являются неотъемлемыми в развитии ребенка.
Актуальной остается проблема «ребенок↔взрослый», поскольку она отражает научное понимание познавательного отношения субъекта как опосредованного к другим субъектам [2]. Ребенок включается в «живую коммуникативную связь с другими людьми, взрослыми, которые обучают его методам использования вещей, созданных человеком, и этим самым формируют культурные установки и нормы, включая стандарты познавательной деятельности» [2].
На современном этапе при обогащении знаний о самом процессе познания на разных возрастных ступенях познавательная деятельность дошкольников должна оцениваться с точки зрения современных позиций. Речь идет не о снижении роли взрослого, а о подталкивании ребенка на каждом этапе его развития к обогащению способов познания, а именно мотивации.
В таком случае принятые в дошкольном воспитании способы обучения должны существенно измениться. Особое значение придается индивидуальной и коллективной, в составе небольших групп, познавательной деятельности детей. Взрослый только проявляет заинтересованность процессом, во время которого и передаются те или иные средства познания. Именно здесь очень важно не упустить мотивационные аспекты, формировать готовность к познанию, а не только вооружить средствами. Реализация этих принципов умственного воспитания дошкольников связана с формированием «общего творческого отношения к действительности».
Определение творческого процесса как качественного перехода от уже известного к неизвестному [3] позволяет говорить о тесной взаимосвязи его с познавательной деятельностью. С одной стороны, необходимым условием творчества является познание. С другой – познавательная деятельность олицетворяет творческий характер, только степень проявления творчества на тех или иных этапах познания разная.
Н. Поддьяков, анализируя когнитивную сферу ребенка, представляет ее в виде динамической модели обратных переходов от непонятного к понятному, от устойчивого к неустойчивому, в результате чего представление и понятие ребенка приобретают новое качество и достигается умственное развитие.
Полноценность мышления заключается в том, что появление непонятного «опережает» формирование понятного, при этом активность ребенка направлена на поиск возможностей сравнить эти стороны когнитивной сферы, чтобы непонятное стало понятным, неустойчивое – устойчивым [11]. Закономерный творческий характер такого процесса проявляется также в индивидуальной неповторимости когнитивной сферы и в отсутствии образцов, способных регламентировать ее. Вот почему важно формирование общего подхода, объединяющего как мотивы, так и способы познания.
То, что такой подход может быть сформирован у детей, подтверждают научные данные о способности ребенка выделять главное в предмете, о возможности формировать у детей «методологию» познавательной деятельности.
В практике дошкольного воспитания эти факты учитываются и реализуются в задании формировать не систематизированные, а системные знания, решение которого заключается в изменении содержания и методов дошкольного образования. Общим принципом совершенствования принципа стала идея амплификации детской деятельности. Это привело, во-первых, к сокращению обучаемых тем, во вторых, к выделению в них определяющей взаимосвязи, которая дает возможность начать ознакомление с любым явлением и его начальной структуры.
Изменились методы обучения дошкольников. Широко используются, например, моделирование, эксперимент, конструирование при определенных условиях [10]. Однако основной задачей дошкольного образования является прямая передача знаний. При этом недооценивается умение использовать их для решения проблем, требующих самостоятельного ориентирования в различных условиях.
Усвоение знаний становится самоцелью, а не средством, хотя именно их системный характер может обеспечить непосредственный переход к творческому использованию. Возникает задача специального формирования таких качеств учебно-познавательной деятельности, в которых сочетаются средства и цели.
Формами опосредования познавательной деятельности являются сенсорные эталоны и модельные образы. От уровня овладения ими зависит успешность решения интеллектуальных задач, которые позволяют рассматривать эти формы как общие познавательные способности, которые развиваются в дошкольном возрасте.
Дети способны осознавать общие подходы к анализу окружающего мира, то есть, во-первых, рассматривать предметы и явления в движении, изменении, во-вторых, изучать их во взаимосвязи с другими, в системе которых они функционируют. Такие общие умения называют способами познавательной деятельности, и они являются содержанием начальных форм диалектического мышления [3].
Овладение средствами и способами познавательной деятельности позволяет ребенку творчески использовать их для решения проблем, возникающих в процессе познавательной деятельности. Эта способность актуализируется чаще и эффективнее, когда ребенок умеет видеть и формулировать проблему, направлять усилия на ее анализ и на поиск путей решения проблемы.