Контрольная работа на тему Специфика режиссёрской работы над обрядом,ритуалом,церемонией. Понятие обряда,ритуала,церемонии их роль в театрализованных представлениях и праздниках.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
1. Понятие обряда, ритуала, церемонии их роль в театрализованных
представлениях и праздниках. 3
2. Специфика режиссёрской работы над обрядом, ритуалом,
церемонией. 7
Заключение. 12
Список использованной литературы.. 13
Введение:
Придание важнейшим событиям в жизни людей
форм праздников и ритуалов из-за их желания отмечать эти даты ярким, красивым, торжественным
и запоминающимся образом. Такие события, как брак, роды, совершеннолетие и
другие, являются поворотными моментами в жизни людей, изменяя их отношения с
другими, давая им новые права и предъявляя новые требования. И стремление людей
отметить эти события празднично с помощью торжественных и запоминающихся
ритуалов, которые передаются из поколения в поколение в какой-то установленной
и фиксированной форме и выражают внутренний смысл, содержание этого события
вполне понятно.
Культура не смогла бы выжить, если бы не
было способа передавать ее из поколения в поколение. Некоторые из этих методов
или форм развивались на протяжении всей истории.
Основные формы культурной преемственности
всегда связаны с поклонением. Они существуют, чтобы передать что-то священное
и, как таковое, наиболее ценное для членов сообщества.
Заключение:
Теория и практика написания сценария
и режиссерской деятельности по организации и проведению праздничных и
торжественных мероприятий показывают, что постановщикам театрально-праздничного
спектакля непросто найти верный путь души и разума человека. Популярное
действие как художественно-просветительское явление требует серьезного
отношения к себе.
Таким образом, постановка и
постановка праздничного ритуального театрализованного представления — процесс
сложный и трудоемкий. При разработке литературного сценария национального
праздника необходимо учитывать традиции и обряды, сменяющие друг друга только
для этого праздника, учитывать особенности региона, в котором это мероприятие
будет иметь место и т. д.
Высокая духовность и нравственность,
присущие национальному празднику, являются гарантами уважения традиций,
дружеских отношений между окружающими, любви и уважения к природе. Языческое
наследие и высокая культура нашей страны — два источника, которые обеспечили
развитие славянского мира. Сочетание этих разнородных религий привело к тому,
что христианство у славян обогатилось многими чертами, неизвестными Западной
Европе, и от язычества уцелели только самые поэтические мифы и образы.
Воспитательная роль национального
праздника заключается, прежде всего, в сохранении народных традиций народа,
проявляя их через воздействие на каждую личность, будь то ребенок, подросток
или взрослый. Таким образом, народный праздник активно влияет на весь образ
жизни и общества.
Следование канонам традиционной
культуры развивает у людей чувство собственного достоинства и национальную
гордость, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.
Фрагмент текста работы:
. Понятие обряда, ритуала, церемонии их
роль в театрализованных представлениях и праздниках
Первая форма — ритуальная. Вторая
историческая форма культурной преемственности — это обряд. Третья традиционная
форма — обычай. Ритуалы, церемонии и обычаи как компоненты включены в традиции,
а также в повседневные способы передачи культуры из поколения в поколение.
Существует также концепция церемонии, которая также является способом передачи.
Эти концепции объединяет единообразие
действий в похожих и повторяющихся ситуациях, преемственность, консерватизм и
постоянство. В повседневной жизни они имеют тенденцию к увеличению своих
объемов и довольно часто сменяются друг другом. Тем не менее их разбавление и
определение содержания от самого широкого к самому узкому кажется нам законным,
поскольку оно позволяет нам свободно оперировать ими во время наших рассуждений
и отличать их друг от друга.
Теперь давайте поговорим о каждой из этих
концепций более подробно и разберем некоторые из них на примерах.
Ритуал. Первая форма передачи культуры из
поколения в поколение — это ритуал. Что мы подразумеваем под словом «ритуал»?
Ритуал (от латинского ritualis — ритуал,
религиозный ритуал — обряд):
1. Набор ритуалов, сопровождающих
религиозный акт и составляющих его начертание.
2. Церемониал, индивидуальный приказ
что-то сделать [3].
Под ритуалом принято понимать исторически
сложившийся и устойчивый тип традиций, передаваемых из поколения в поколение,
осуществляемых в форме условных и символических действий, строго регулируемых
сначала обычаями и общественным мнением, а затем законом. Ритуалы выражают
внутренний смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями жизни
данного общества, олицетворяют определенные социальные отношения и существующий
общественный строй.
Важнейшим условием существования любого
общества является наличие общей (коллективной) памяти. Общество приписывало
фрагменты памяти (наиболее ценные с точки зрения этого общества) и осуществляло
особый контроль за их сохранением через ритуал. Основной темой, в той или иной
форме присутствующей в любом ритуале, была тема сотворения мира.
Ритуалы рождаются на основе фольклорного
опыта, в котором выдвигаются эстетическая, визуальная и чувственная стороны.
Они соответствуют социальной психологии людей, в классовом обществе они
формируются под решающим влиянием идеологии правящего класса, имеют сильное
влияние морали, политики, права, религии, философии, ритуалы не поглощаются эти
идеологические формы общественного сознания, но, в свою очередь, влияют на
общественное настроение, общественное мнение и в некоторой степени на другие
формы общественного сознания.
Как известно, ритуал — одна из
символических форм перформанса. Примечательно, что, когда речь идет о ритуалах
и других формах поведения, обычай рассматривается как его естественный
коррелят, то есть канон повседневной жизни. Кажется, что эти две формы
охватывают всю среду регулируемого поведения. Между тем ритуал и обычай —
крайние точки на шкале символических форм поведения. Если понимать, что
ритуализация относится к сфере священного, а также к характеристикам поведения,
наличию стандартов выполнения, регулирования, долга, то наивысшей степенью
ритуализации будут ритуалы, а жизнь — обычаями.
Содержание:
Введение. 3
1. Понятие обряда, ритуала, церемонии их роль в
театрализованных представлениях и праздниках. 5
2. Специфика режиссерской работы над обрядом, ритуалом,
церемонией. 9
Заключение. 14
Список использованной литературы.. 15
Введение:
Все мировые религии имеют
определенные ритуалы, в которых мировоззренческие конструкции приобретают
духовно-практический характер, в них объективируется религиозное сознание.
В ритуалах в
нерасчлененном единстве выступают элементы театральной игры, музыки, танца,
религиозных культов. Поэтому многие исследователи театральной культуры (А. Д.
Авдеев, С. И. Потабенко, И. Б. Марунова, Д. Леннард, М. Локхерст и др.)
склоняются к тому, что театр на Востоке зародился из простейших религиозных
церемоний, носивших характер народных празднеств. Некоторые религиозные ритуалы
не теряют своей актуальности и в настоящее время.
Ритуальный театр не предполагает построения
вокруг отдельного персонажа или сюжета, он основывается на создании
определенного действия, в которое вовлекаются все члены действа. Оно и
вызываемое им состояние должны обеспечить конечный результат для зрителя после
просмотра. Зритель на основе увиденного создает для себя определенную концепцию
поведения и участвует на основе ее в жизни общества
Массовые мероприятия,
включающие в себя обряды, ритуалы, церемонии – действенный способ отвлечь
население от дурных привычек, научить правильно распределять свой досуг,
направить людей в нужное, полезное русло, совершенствуя личность, воспитывая
человека на положительном примере. Но, как и в любом разделе режиссуры
театрализованных представлений, массовые мероприятия имеют ряд своих проблем,
которые требуют детального рассмотрения.
Немаловажной проблемой современной организации
театрализованных представлений и праздников, можно считать неправильное
расположение сценических площадок и мест для зрителей. Чаще всего сцена
располагается на огромной площади, где люди собираются и стоят друг за другом.
Как можно получить эстетическое удовольствие от зрелища, если ты даже не видишь
то, что происходит на сцене? На сегодняшний день эта проблема решается с
помощью установки экранов, которые транслируют проходящее на сцене мероприятие
в онлайн режиме. Но, зачастую, экраны бывают маленькими, качество изображения
оставляет желать лучшего, и не всегда сами экраны видно с той или иной позиции
зрителя.
Праздник – это сильнейшее и
эффективнейшее орудие политического, нравственного и эстетического воздействия
на людей. Праздники под открытым небом наиболее эмоционально ярки, наиболее
сплачают массы. Ощущение себя участником грандиозного, масштабного события,
дает людям чувство эйфории и причастности к чему-то общему, целому. Праздник
под открытым небом рождает это ощущение из-за возможности огромного скопления
людей в одном месте – площадь, стадион, улица могут вместить гораздо больше
народа, чем любой, даже самый большой, концертный зал. Это дает толчок для
социального общения, организовать которое должен режиссер праздника.
Заключение:
Таким
образом, праздник – это комплекс мероприятий, сочетающий активное действие с
восприятием зрелища. Сумма различных знаний, закрепленных в единовременные
рамки, это сумма одновременно происходящих массовых мероприятий.
Режиссер
обязан уметь:
использовать архитектурные и ландшафтные особенности сценической площадки;
учесть связанные с данным местом исторические ассоциации, не пряча недостатки
этого места действия, а превращая их в достоинства; возглавить и направить
работу временно созданной режиссерско-постановочной бригады; организовать
репетиции с тысячами неподготовленных людей.
Праздничные мероприятия
на воздухе, в которые входят обряды, ритуалы, церемонии – более глобальны, мене
привязаны к конкретной социальной общности, разворачиваются как театр больших
социальных обобщений, масштабных образов, символов.
Крупнейшие праздники в
различных регионах нашей страны дают возможность увидеть, как по-разному
сочетается в них реальное и художественное действие, как, в зависимости от
сценарно-режиссерского замысла, в шествии на первое место выходят то
музыкально-песенное, то фольклорное, то карнавальное резонирование информационно
— пропагандитской линии воздействия на массовую аудиторию
Фрагмент текста работы:
Понятие обряда, ритуала, церемонии их роль в театрализованных
представлениях и праздниках Возрождение народных
традиций, обрядов в наше время реализуется в большинстве случаев — это через
проведение массовых народных гуляний (Рождество, Масленица, Троица, Ивана-Купала
и др.) Основной идей проведение в наши дни таких мероприятий – это, прежде
всего, возрождение национальной культуры и воспитание патриотизма в каждом
гражданине своей страны.
В наше время сценарий
народных праздников строиться на инсценировках старинных обычаев обрядов и
ритуалов.
Обряд – это совокупность
установленных обычаев, действ, связанных с религиозным представлением или
бытовыми традициями. Есть какой-то символ[1].
Обычай – стереотипный
способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе и социальной
группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в
процессе исторического развития.
Ритуал – церемония
обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения.
Упорядоченная система действий, выражает определенные социальные, культурные
взаимоотношения.
Традиция – (передача)-
элементы социального и культурно наследия передающийся в определенных классах и
социальных группах в течении длительного времени. В качестве традиций выступают
определенные общественные установления, ценности, идеи, обычаи.
Обрядность – это
самопроизвольное театрализованное игровое действие, которое содержится во
многих народных праздниках, торжествах, гуляниях, посвященных важнейшим
событиям жизни человека и его трудовой деятельности.
Обрядность – это
традиционное общепринятое игровое действие, включающее в себя ряд персонажей,
художественных образов, эстетических и эмоциональных приемов. Одной из форм
обрядности является ритуал, который может быть частью большого обрядового
действия или выполнять самостоятельную функцию торжественного официального
акта.
Символ – это есть знак у
каждого обряда, их может быть несколько. Символ позволяет отразить какую — то
идею по средствам выразительных средств
Обряд знают все, его
нельзя отрепетировать, в нем должна быть композиция, которая имеет свое
развитие.
Обрядовое действие имеет
реальную основу, реальных героев.
С проникновением на Русь
Христианства появляются новые торжества, но проповедники противостояли их
языческим, потому что языческие носят чувственный характер, а христианство
превращали их в духовные традиции.
Примеры:
Традиция – отмечать какой-нибудь
праздник
Обрядность: — обрядить,
украсить
Обычай: Пример –
рукопожатие, запускать кошку в дом.
Обрядовая символика
Классификация символов
Используется
многообразием образов для отражения действительности
Вербальные символы.
Выражаются в терминах, накопленных обобщающим смыслом, т.е. это пионеры,
комсомольцы, кружковцы и т.д.
Звуковые символы. Звуки
рождающие определенные ассоциации, несущие смысловую нагрузку: горн, колокол.
Вечно предметные символы.
Природные и искусственные вещи имеющие символический смысл или значение: елка и
игрушки. Вымпел и галстук, вечный огонь ит.д.
Графические символы. Это
символы, которые нарисованы либо начертаны: эмблема, значок. Герб
Обрядовое передвижение:
парадный строй, почетный караул, крестный ход
Жесты несущие
определенный смысл: отдавание чести, воинское приветствие и т.д.
Реликвии: жезл, корона и
др.
Символ как орудие
ориентации в каком-то определенном действии: вымпел, флаг, кубок и т.д.
Символ олицетворения –
реальная личность
Формирование сценарно-режиссерского замысла
современного обряда происходить через:
— Определение темы, идеи, сверхзадачи обряда.
— Проблема в жизни преломляется в художественную
тему.
— Мы говорим категориями действия для актера, и
категориями борьбы для режиссера. [1] Рубб А.А. – О
Нетрадиционном театре, или Нетрадиционный театр, как он есть. / Москва:
Издательство «ВК», 2013. – 604 с.