Основы коррекционной педагогики и психологии Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Специальная психология как отрасль психологии, изучающая врожденные или приобретенные отклонения или развития, и пути их компенсации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

1. История становления специальной психологии как
самостоятельной отрасли психологической науки. 4

2. Специальная психология как отрасль психологии,
изучающая врожденные или приобретенные отклонения психического развития, и пути
их компенсации. 8

Заключение. 11

Список использованной литературы.. 12

  

Введение:

 

Специальная психология – это отрасль психологии,
изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития, которые
имеют особые образовательные потребности, а также устанавливающая возможности и
пути компенсации нарушений различной сложности. В задачи специальной психологии
входит выявление общих и специфических закономерностей психического развития
людей с теми или иными типами нарушений, изучение особенностей развития
отдельных видов познавательной деятельности, закономерностей развития личности
аномального ребенка в сравнении с нормально развивающимися, психологическое
обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия
на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.

Специальная психология — отрасль психологии,
изучающая психологические особенности детей с нарушениями в развитии.

Выделение специальной психологии как целостной
области психологической науки связано с именем выдающегося отечественного
психолога Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский был первым в мировой психологии,
выделившим общие закономерности психического развития при разных дефектах:
умственной отсталости, глухоте, недостатках зрения, нарушениях речи. Благодаря
этому стало возможным объединение отдельных ветвей психологии, изолированно
изучавших детей и взрослых с такими недостатками, в специальную психологию.
Существенный вклад в ее развитие внесли такие крупные отечественные ученые, как
Г.Я. Трошин, Л.В. Занков, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Г.М. Дульнев, Р.Е. Левина, И.А.
Соколянский и другие. Многие из них были соратниками и учениками Л.С.
Выготского.

Объект изучения специальной психологии — дети с
врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития.

Предметом специальной психологии являются
закономерности развития и проявлений психики различных групп детей с
нарушениями в развитии. психология выготской отклонение

Задачи специальной психологии:

1) раскрытие закономерностей развития и проявлений
психики, общих для нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в
развитии;

2) исследование закономерностей развития и проявлений
психики, специфичных для детей с нарушениями в развитии;

3) изучение нарушений в развитии и формировании
конкретных форм психической деятельности и психических процессов у различных
групп аномальных детей;

4) выявление путей, средств и способов компенсации
нарушений в развитии у детей.

Основной задачей специальной психологии на
современном этапе является формирование адекватной личности в условиях
применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых
происходит замещение и перестройка нарушенных функций.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дальнейшая дифференциация системы специального
(коррекционного) образования приводит к появлению новых отраслей специальной
психологии. Помимо традиционных ее разделов, связанных с изучением психического
развития в условиях выраженных нарушений зрения, слуха и интеллекта, постепенно
формируются такие ее отрасли, как психология лиц с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, патологией речи, задержкой психического
развития, эмоциональными, характерологическими и поведенческими нарушениями.
Фокус исследовательского интереса смещается от грубых форм патологии к
пограничным, стертым состояниям. Изменяется и возрастной спектр в изучении
нарушений психического развития. На ранних этапах становления специальной
психологии в качестве объекта исследования выступали преимущественно дети
младшего школьного возраста. Со временем в связи с формированием системы
специальных дошкольных учреждений, а также с актуализаций реабилитационной
проблематики возникает интерес к другим возрастным категориям — детям
дошкольного возраста и взрослым. Это расширяет предметное поле специальной
психологии, делая его одновременно все более неопределенным.

Если в общей психологии с момента ее возникновения и
по сей день перманентно поднимается вопрос об ее предмете, то в специальной
психологии в силу ее прикладного характера предметное содержание мыслилось как
нечто самоочевидное и подменялось ее прикладными задачами. Вопрос о предмете
специальной психологии стал эксплицироваться лишь в самое последнее время. В
известной мере, это обусловлено включением в стандарты высшего психологического
образования курса по специальной психологии для студентов всех специализаций.
Новые вузовские стандарты направлены на то, чтобы представить специальную
психологию в едином общеобразовательном курсе как целостную научную отрасль с
общими предметом и теорией.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. История становления специальной психологии
как самостоятельной отрасли психологической науки Специальная психология одна из старейших отраслей
современной психологической науки, возникшая на рубеже ХIХ и ХХ столетий. Во
многом развитие специальной психологии определялось процессом становления
системы специального (коррекционного) образования, по отношению к которой
специальная психология выступает как прикладная научная дисциплина, связанная с
решением конкретных задач и проблем обучения и воспитания лиц с отклонениями в
развитии.

Исторический процесс развития специальной психологии
как самостоятельной науки занимает весьма большой отрезок времени и выглядит
крайне сложно, а подчас и противоречиво. Первые научные знания об особенностях
отклоняющегося психического развития в детском возрасте стали складываться в
рамках системы специального образования, в процессе реального обучения и
воспитания аномальных детей, как их тогда называли. Эти знания представляли
собой побочный продукт педагогического воздействия, в силу этого были неотделимы
от него и носили узко эмпирический и утилитарный характер. По своей сути они
еще не были собственно психологическими знаниями. Тем не менее такого рода
сведения помогали педагогу в его повседневной учебно-воспитательной работе и,
так или иначе, кристаллизовались в разного рода учебниках, учебных пособиях и
программах.

Вместе с тем логика формирования системы специального
(коррекционного) образования не являлась единственным фактором становления
специальной психологии. Исторический процесс развития общей психологии не мог
не оказывать влияния на развитие специальной психологии как одной из ее
отраслей. Изменение представлений о сущности и природе психических явлений,
способах их познания оказывали серьёзное влияние на этот процесс. Научная
рефлексия и интеграции накопленных в практике знаний о характеристиках отклоняющегося
развития, применение экспериментального метода исследования лиц с теми или
иными нарушениями в развитии и интерпретации полученных данных с позиций разных
теоретических подходов явились важными условиями для формирования специальной
психологии. Эти условия опосредовалось конкретными задачами и целями, которые
ставила перед собой система специального образования на разных этапах своего
развития. Именно эти задачи и цели, в известной степени, обусловливали
предметное содержание специальной психологии [2].

Развитие клинической медицины, прежде всего детской
психоневрологии, оказало свое влияло на становление системы специального
(коррекционного) образования, а через него на систему научных представлений в
сфере специальной психологии. Клиническая практика, в особенности в области
психопатологии детского возраста, офтальмологии и пр., также накапливала весьма
богатый эмпирический материал о характеристиках психического развития лиц с
различного рода патологией сенсорных, речевых и интеллектуальных функций. Кстати,
клинико-психологический и психолого-педагогический подходы в изучении лиц с
отклонениями в развитии и по сей день остаются наиболее важными направлениями в
современной специальной психологии.

Специальная психология с момента становления
формировалась как многоотраслевая дисциплина. Выделение отдельных отраслей
специальной психологии, так или иначе, отражало процесс развития системы
специального (коррекционного) образования. В этом отношении неслучайным
выглядит тот факт, что первыми отраслями специальной психологии стали
психология лиц с нарушениями зрения, слуха и интеллекта, ибо первыми в системе
специального образования стали возникать школы для детей именно с такого рода
нарушениями в развитии.

В первые два десятилетия ХХ столетия в России
специальная психология переживала период бурного развития. Прежде всего это
было обусловлено становлением и дифференциацией системы специального
образования с одной стороны, и резким увеличением численности детей с
отклонениями в развитии в 20-е годы после революции — с другой. В этом периоде
появляются многочисленные публикации как отечественных, так и иностранных
авторов, посвященные различным аспектам нарушенного психического развития. В
этом ряду отдельно следует отметить фундаментальный двухтомный труд Г.Я.Трошина
"Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей",
опубликованный в 1915 г. В нем впервые экспериментально доказывалось единство
общих законов развития ребенка в норме и патологии. Именно эта идея, не
оцененная в свое время, активно популяризировалась во второй половине двадцатых
годов Л.С.Выготским. Правда, единство общих законов нормы и патологии он
обосновывал принципиальной идентичностью условно рефлекторных механизмов в ситуации
нормального и нарушенного развития.

Первая в России лаборатория психологии аномального
детства была открыта в 1926г. Л.С.Выготским при руководимой в то время
В.П.Кащенко Медико-педагогической станцией Наркомпроса. На ее базе в 1929 г.
был создан Экспериментально-дефектологический институт (ныне Институт
коррекционной педагогики РАО).

Особое место в истории становления специальной
психологии по праву принадлежит Л.С.Выготскому. Ее бурный расцвет,
приходящийся, на начало ХХ века, требовал определенной завершенности, которую
осуществил Л.С.Выготский. Он создал теоретический фундамент науки, позволивший
обобщить и упорядочить, привести в систему, имевшийся к тому времени богатый
эмпирический материал.

Специальная психология возникла и развивалась как
пограничная область знаний, тесно связанная с психологией, педагогикой и
медициной. Ее связь с психологией определяется общностью методологических
позиций, понятийного аппарата, методов изучения психики.

В своем развитии специальная психология
опирается на достижения таких медицинских наук, как физиология, невропатология
и психиатрия. Глубокий учет медицинских данных позволяет получить представление

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы