Контрольная работа на тему Сознательное и бессознательное в жизни человека
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФОРМЫ. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ 4
2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ: СОЗНАНИЕ, СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 9
3. СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. ОСОБЕННОСТИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО 11
4. ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ И ШКОЛЫ АНТИЧНОСТИ, ВРЕМЕНИ РАННЕГО ПЕРИОДА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРЕДСТАВИТЕЛИ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
Введение:
Анализируется соотношение сознательного и бессознательного через определение их диалектического единства. Диалектика сознательного и бессознательного пронизывает все сферы человеческой деятельности, однако вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор недостаточно разработанным. Диалектика сознательного и бессознательного в содержании субъективной реальности важна для понимания многих феноменов общественного и индивидуального сознания, таких как формирование стереотипов, социальных установок, предубеждений, особенностей мифологического мышления, которое характерно не только для прошедших эпох, но и для современности. Сознательное и бессознательное как выражения единства противоположных сторон субъективной реальности различаются характером реализации, конкретными формами существования и проявления.
Обсуждается понятие общественного бессознательного, отличное от коллективного бессознательного. Общественное бессознательное можно рассматривать как продукт трансформации индивидуально-психического бессознательного. Оно представляет собой уже не только психологический феномен, а имеет ярко выраженную социально-историческую окраску. В проблеме общественного бессознательного индивид рассматривается как личность, т.е. как комплекс потребностей, интересов, установок, целей, социальных по содержанию [5].
Диалектическому взаимодействию сознательного и бессознательного подвержены все структурные элементы: мировоззрение, самосознание, система ценностных ориентаций, моральных, эстетических норм и многие другие. Так, в моральной сфере характер выбора предпочтительных нравственных ценностей не всегда осознается их носителем, по крайней мере, до конца.
Взаимодействие сознательного и бессознательного может быть разнообразным, оно может носить характер вытеснения, но также и быть в состоянии гармонии.
Заключение:
В заключение можно сделать следующие выводы:
— Сознательное и бессознательное представляют собой диалектическое единство противоположных сторон субъективной реальности как единого, хотя и противоречивого целого.
— С позиции научной философии идеалистические и дуалистические направления односторонне интерпретируют субъективную реальность, понимая бессознательное как обособленную сущность. Отчуждая чувственное, они интерпретируют разум как источник трансцендентальной реальности. В такой трактовке бессознательное предстает как темная сторона человеческой натуры, как непознаваемое, не подлежащее научной репрезентации.
— С позиций идеалистических и дуалистических концепций бессознательное имеет лишь однонаправленную функциональную заданность, которая заключается в защите сознания от перегрузок; с позиции научной философии это односторонний подход, который не учитывает все функции бессознательного.
— Сознательное и бессознательное как выражения диалектического единства противоположных сторон субъективной реальности различаются характером реализации, конкретными формами существования и проявления.
— Бессознательное обеспечивает формирование широкого поля возможностей для творческой реализации человеческой личности.
Фрагмент текста работы:
1. СОЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФОРМЫ. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ
Тайна сознания равнозначна тайне человеческого бытия. Сознание тождественно человеку, а человек тождественен сознанию. Если придерживаться эволюционной теории в вопросе о происхождении человека, то вполне логичным будет вывод о постепенном усложнении (вплоть до возникновения сознания) психической организации обезьяноподобных предков человека, идущем параллельно с усложнением их морфологической организации. Но гипотеза Дарвина о происхождении человека из обезьяны уже не согласуется с новыми открытиями в области палеонтологии человека, культурной антропологии и генетики. Результаты исследований генетического материала неандертальцев показали, что они не являются прямыми предками человека. На вопрос: «Как появился первый человек?» в современной науке пока нет удовлетворительного ответа. Следовательно, нет его и в отношении вопроса о происхождении сознания.
Но, тем не менее, относительно сознания установлено следующее:
1. Сознание не сводится только к получению знаний об окружающем мире с целью приспособления к нему.
2. Сознание непосредственно связано с функционированием высокоразвитого мозга человека.
3. На развитие и функционирование сознания оказывает формирующее воздействие социальное и культурное окружение.
4. Сознание исторично, то есть развивается во времени.
5. Сознание имеет индивидуальные и над-индивидуальные воплощения.
Даже на обыденном уровне люди давно подметили, что развитое сознание не всегда делает его обладателя счастливее [9].
Сознание — это способность познавать не только истину, но и различать добро и зло, справедливость и несправедливость, прекрасное и безобразное. Именно поэтому человеку с развитым сознанием тяжело жить в мире, ибо он сознает, с одной стороны, неустроенность этого мира, его малую приспособленность для достойной жизни, и, с другой стороны, понимает недостаточность своих усилий, зачастую их тщетность, для улучшения существующего положения дел. Чем «приземленнее» человек, то есть, чем больше он обращает внимания на решение повседневных житейских проблем, связанных с необходимостью физического выживания, тем ему легче и счастливее жить.
К элементам сознания относят: личность, ее свойства; процессы психического характера и состояние самого человека. Помимо этого, в сознание входят: познание; отношение; переживание.
Каждый из вышеперечисленных компонентов тесно связан друг с другом. Так, если говорить о главенствующей части сознания, то ею выступает разум, что одновременно является как условием, так и результатом человеческой познавательной деятельности [2]. Он находит свое проявление в логике, фантазии, воображении, обеспечивая взаимоотношения между людьми, их общую деятельность.
Также в психологии к структуре сознания относят мышление, что являет собой основу знаний. Все вышеперечисленное объединяется одним понятием «познание».
Отношение демонстрирует активность каждого из нас, реакцию на события реальности, включая при этом и обратную связь личности и окружающей действительности. Оно имеет тонкую грань с переживанием (эмоциональные состояния человека, его чувства). Отношения личностного характера отображают связь индивида с предметами, что его окружают, ситуациями, явлениями. Объективный тип отношений создается при наличии группы людей и проявляется в виде доминирования, подчинения, зависимости от кого-то и пр.
Переживание включает в себя эмоции, испытываемые личностью в результате восприятия реальности. Именно эмоциональная часть сознания по сей день остается малоизученным явлением. На человека на протяжении всей его жизни огромное влияние оказывают различные события, предметы: страх, успокоение, восхищение, удовольствие и т.д. Стоит отметить, что самочувствие также составляет эмоциональную сторону человеческой психики. Каждая эмоция отражает наше отношение к образам (ими могут быть: явления, предметы, события, люди, социум в целом).
Чувства, в свою очередь, также составляют психологическую структуру сознания. Они выступают отражением нашего отношения к миру. Благодаря эмоциям, чувствам, личность дает оценку окружающей действительности. Они выражаются посредством речевого общения, а потому, чем оно богаче, красочнее, тем лучше развито сознание человека.
Существует индивидуальное и общественное сознания. Первое, индивидуальное – это сознательность каждого индивида о его индивидуальности бытия, посредством его общественного бытия. Оно является элементом общественного сознания. Следовательно, второе, понятие сознания общественного – это обобщенные индивидуальные сознания различных личностей. Такое обобщение происходит исторически, в процессе долгого времени. Поэтому оно также считается групповым [7].
В групповом сознании необходимо рассмотреть две особенности – это общественный контакт людей, как важный фактор и общая сила этих людей при объединении их отдельных сил.
Каждый коллектив составляет группу различных личностей, однако, не каждая группа личностей будет коллективом. Исходя из этого, проявление коллективного сознания всегда будет групповым, а групповое не всегда будет коллективным. Коллективный разум – это, во-первых, проявление общественного сознания, как общественной идеи, во-вторых, эта идея обусловливает деятельность отдельных личностей в этом коллективе.
Индивидуальная осознанность типичных личностей всегда определяет групповую осознанность. Но только типичное для определенной группы, которое подходит по частоте проявления, силе выражения в любое время, то есть такое, что опережает, направляет развитие данной группы.
Коллективное и групповое формы сознания пребывают под зависимостью общественного сознания и обусловливаются отношениями между членами группы. Таким образом, те психические явления, которые характерны процессу общения представляют различные явления в групповом сознании.
Последнее, в свою очередь, разделяется на несколько форм сознания. Самыми специфическими являются массовидные явления, они составляют общественные настроения и создают групповой психологический климат. Вызывают эти настроения в большей части межличностные отношения. Если в группе хорошие, теплые и доверчивые отношения, то соответственно и психологический климат будет благоприятный и проблемы такой группе легче решать. Но если в такой коллектив внедряется человек, рассеивающий вражду между членами группы, естественно, психологический климат будет ухудшаться, эффективность труда начнет падать [1]. Также на массовые настроения в группе могут повлиять дидактогении – это изменения в настроении, доходящие до болезненного состояния и вызваны грубым поведением и воздействием руководителя.
Сознание и самосознание формируется у человека не сразу. Процесс формирования происходит в несколько этапов.
Главную роль в процессе формирования внутреннего мира играют подражание и представление. Они разворачиваются в двух различных планах: первое — в двигательном, второе — в плане образов и символов, но имеют нечто общее, обусловленное сходством их роли. Подражание и представления позволяют осуществлять возведение впечатлений ребенка в единую вневременную структуру, не зависит от темпа развития событий во внешней среде, так называемую модель внешнего мира.
Главная функция самосознания — сделать доступными для человека проблемы и результаты ее собственных поступков, дать понять, какая она есть на самом деле оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, человек может либо заняться самосовершенствованием, или, включив защитные механизмы, трансформировать эти неприятные сведения в более удобные для самоуважения. Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция самосознания — защитная — стремление защищать свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.
Наиболее значимые для человека в этот и весь последующий период задачи — это: стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (несмотря на воздействия, мешающих) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироваться, необходимо мужество. По словам Грановской надо осмелиться полностью, отдаться чему-либо, погрузиться во что-то без остатка, забыв свои позы, и, преодолев желание защиты и свою застенчивость, переживать свои порывы без самокритики. Прислушиваться к себе самому (а не только к папе, маме, учителю и авторитету). Дать возможность проявиться своей индивидуальности, то есть реализовывать свои возможности полностью в каждый данный момент.
Одним из характерных проявлений самосознания является рефлексия. Рефлективные рассуждения сопровождаются имитацией мыслей другого человека по такой схеме: «Я думаю, что он думает, будто я думаю, что …» Рефлексия позволяет не только предвидеть поведение другого человека и соответственно подстраивать собственное, но и влиять на ход его рассуждений, регулируя репликами течение беседы в желательном направлении. Все представления относительно самого себя, что взрослый человек принимает как нечто само собой разумеющееся, организуются в систему, делает ее поведение последовательным. При этом взаимодействие сознания и самосознания образует фундамент произвольности и целесообразности управления своим поведением [13].
Итак, процесс становления сознания не является одномоментным, а происходит несколько этапов. Определяющее влияние на формирование сознания выступают социальные связи личности. Именно их осложнения в подростковом возрасте позволяет сформироваться сознания в высшей форме — самосознания.