Контрольная работа на тему «Созависимые отношения» в литературе XIX века.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Э. Золя «Западня» 5
Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» 10
Т. Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
Введение:
Понятие «созависимость» введено в конце 70-х годов ХХ века и в своем первом значении определяло лицо или группу лиц, которые были вовлечены во взаимоотношения с человеком, зависимым от каких-либо химических веществ и поэтому жизнь их была подчинена ритму жизни этого человека. Как правило, этот термин применялся к семьям алкоголиков и наркоманов. В начале XXI века понимание созависимости расширилось и теперь так определяют состояние, когда один человек полностью погружен в проблемы другого, мешающую ему гармонично выстраивать собственную жизнь [1]. И в наше время — это состояние связывают с профессиональными или личностными отношениями.
Созависимый человек позволяет поведению другого человека (ребенку, взрослому, коллеге, супругу, родителю) влиять на свою жизнь, а с другой – пытается контролировать это поведение. Все последствия своих поступков зависимый рассматривает с позиции причастности других людей. В семьях созависимых взаимодействие выстраивается по принципу «треугольника Карпмана». Позиции жертвы, преследователя и спасителя непрерывно сменяют друг друга. Созависимые не могут выстраивать здоровые взаимоотношения, так как у них задействованы компенсирующие механизмы, которые они удовлетворяют при помощи зависимого человека [5]. Психологи выделяют факторы, провоцирующие развитие созависимости: отсутствие положительных эмоций от общения; неумение адекватно проявлять свою агрессию; навязывание чувства вины и перекладывание ответственности на других; избегание проблем; нарушение личностных границ; амбивалентность чувств; эгоцентричность; комплекс неполноценности, как жизненная стратегия. То есть, у созависимых во время общения преобладают взаимные упреки, темы, связанные с внутрисемейными проблемами, игнорируются. В ситуациях, когда члены семьи вынуждены обсуждать и решать проблемы, возникает ощущение паники и безысходности [5]. Особо отмечается цикличность поведения – даже освободившись на какое-то время от своей зависимости (как правило, это удаление от объекта зависимости на большое расстояние, исключающее общение), при первой встрече отношения неминуемо возобновляются. Подобная же цикличность проявляется обычно у нарко- и алкоголезависимых людей. И если о наркоманах и алкоголиках пишут преимущественно специалисты данного профиля, то созависимые отношения – любимая тема писателей, особенно второй половины XIX века. И европейские и русские писатели, постоянно использовали тему «любить- значит страдать» и рассматривали мотивы, которые вынуждали женщин самым роковым способом соединять свою жизнь с невнимательными и эгоистичными партнерами.
Самый частый случай женской зависимости в литературе – любовная, причем речь не идет только и даже не столько о сексуальной зависимости. И психологи, и литераторы подчеркивают необходимость человека ощущать себя нужным и любимым. При этом на уровне поведения «слепая» любовь при созависимости проявляется и как контроль, и как забота.
Способы выражения могут принимать самые разные формы, но итог всегда одинаков созависимые отношения прекращаются только в результате трагедии.
В данной контрольной работе рассматриваются такой вид созависимых отношений на примере трех романов середины XIX века: английского, французского и русского.
Заключение:
Все три романа идеально иллюстрируют самозависимые отношения, которым оказались подвержены наиболее эмоционально беззащитные в социальном обществе 19 века – женщины.
Перспектива таких отношений всегда печальна. Люди не могут долго сохранять свое душевное здоровье и жизненное благополучие, подавляя собственные стремления и желания, либо, наоборот, ставя свои желания превыше всего, превращаясь из человека в одержимое инстинктом животное. Постоянные отрицательные эмоций, невзгоды и тревоги, недовольства способны рано или поздно спровоцировать тяжелейшие депрессии, которые выражаются либо в полной апатии и гибели, либо в всплеске эмоций, физическом устранении препятствия, которое мешает в данный момент или является катализатором негативных эмоций и гибели. Жервеза у Золя и Тэсс у Гарди оказались в таких условиях почти с самого начала своей жизни. Катерина подготовила себе такие условия сама, хотя можно предположить, что с ее характером и полной духовной неразвитостью, под постоянным давлением свекра, через какое-то время Катерина все равно пришла бы к неизбежному и ясному для нее трагическому решению. Для Катерины не было иной возможности изменить свою ситуацию.
В условиях одиночества перед проблемами и постоянного давления извне начинаются сложности и с психологическим здоровьем – постепенно обостряются все имеющиеся негативные черты характера, что происходит с Жервезой и Катериной. У всех героинь на протяжении их жизни не проходило ощущение безнадежности. Произведения 19 века демонстрируют, что оказавшуюся в такой ситуации женщину не отвлекают и не спасают ни страсть, ни дети, ни собственное дело, а полное безразличие семьи может ускорить процесс распада личности.
Истории трех женщин, романтичной Тэсс, задорной Жервезы и характерной Катерины в романах XIX века объясняют предпосылки и условия возникновения самозависимых отношений героинь, авторы не оправдывают и не обличают их, а просто констатируют череду событий и чувств, и трагические последствия, к которые приводят к гибели каждой из них.
Фрагмент текста работы:
. Золя «Западня»
Роман вышел в свет в 1877 году и вызвал крайне негативную реакцию критиков и читателей. Слишком образно, слишком бессовестно и слишком неприглядно изображал Золя простую жизнь парижского рабочего класса. Он выбрал не самых лучших его представителей и наглядно представил их внутренний мир, резкие колебания души от добродушия и профессионального мастерства до лени, мелочности, зависти и ненависти.
Откровенно критические замечания в адрес Эмиля Золя высказал и Вюктор Гюго: «Книга плохая. Она обнажает, как бы забавляясь, отвратительные язвы нищеты и нравственное падение, на которое обречены бедняки… Пусть мне говорят, что это правда, что такова жизнь, я знаю это, я забирался во все закоулки нищеты, но я не хочу, чтобы из этого устраивали спектакль. Вы не имеете на это право, вы не имеете права обнажать несчастье. Я не убоялся показать страдания и муки раскаяния отверженных. И я избрал персонажами своего романа каторжника, проститутку, но я написал эту книгу с неотступной мыслью, чтобы поднять их из бездны, куда они упали…». Эмиль Золя не дает своим персонажам никаких шансов. Вся их жизнь – это ограниченный мир тяжелого труда без всякой надежды на спокойную обеспеченную старость.
Натурализм у Золя во всем и в описании деталей нищенского быта, в профессиональных действиях героев и даже в мельчайших подробностях насыщения героев пищей. Еда и выпивка представлены в романе как «главные» герои, единственная отдушина в их беспросветном труде. Кроме того, еда становится для героини романа Жервезы символом красивой жизни, которой она может похвастаться перед своим парижским «обществом».
Жервеза очень зависима от мнения окружения, до определенного момента в жизни, когда побеждают бесконечная усталость, апатия, лень и водка, как большая часть провинциалов, Жервеза выкладывается