Контрольная работа на тему Современная массовая культура: достижение или деградация
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 2
Проблема определения понятия «массовая культура» 4
Специфика негативного влияния массовой культуры на сознание личности 8
Массовая культура и общество. Оценка феномена «массовая культура» 12
Заключение 16
Список используемой литературы 17
Введение:
Сложность и противоречивость массовой культуры, ее способность к трансформациям под влиянием социальных, технических, эстетических и других факторов, ее реактивная мобильность и скорость в реагировании на требования современности — все эти обстоятельства обусловили необходимость теоретического осмысления данного социокультурного феномена на новом критическом уровне с учетом предыдущего опыта его изучения в мировой и отечественной философской и культурологической литературе.
На современном этапе массовая культура приобрела совокупных качеств явлений культуры XX — начала XXI в., присущие постиндустриальному обществу, которое характеризуется высоким уровнем развития информационно-коммуникационных технологий, а также потерей членом социума своей индивидуальности .
Сегодня очевидно, что теоретические модели массовой культуры, которые были созданы философской и культурологической мыслью начала и середины ХХ в., нуждаются в уточнении. Необходимость в подобной научной ревизии определяется целым рядом обстоятельств и, прежде всего, изменениями самого общества, которое встало на путь постиндустриального развития, в рамках которого массовая культура стала ведущей культурной формой, а также преобразованием массовой культуры под влиянием глобализации в феномен мирового масштаба, под влияние которого подпадают миллионы людей.
Анализ научной литературы позволил констатировать наличие значительного научного задела в указанной сфере. Массовая культура рассматривается с позиций различных дисциплинарных ракурсов: в исследованиях по философии, политологии, истории, социологии, психологии, а также в культурологии и искусствоведения.
При анализе концепций возникновения и эволюционирования массовой культуры как производной массового общества были использованы первоисточника западных исследователей — Т Адорно, Д. Белла, Д. Макдональда, М. Маклюэна, П. Сорокина, А. Тоффлера, Е. Шилза, З. Фрейда, Ж. Фридмана, К. Юнга и других.
Богатый материал для анализа концептуальной эволюции в понимании массовой культуры оказали труды советских ученых до 1991 года — В. Глазычева, А. Кукаркин, Л. Лапокниш, А. Левицкого, А. Мигунова, А. Нечай, В. Позднякова, В. Шестакова и других.
Среди современных исследователей, занимающихся проблемой массовой культуры, можно назвать таких российских авторов как К. Акопян, А. Вартанова, В. Васильев, М. Галина, Р. Галицын, И. Головачева, А. Гофман, А. Гудков, А. Генис, А. Гриценко, Б. Гройс, А. Данилюк, И. Дзюба, Н. Доний, В. Жидков, А. Захаров, Л. Ионин, С. Кагарлицкая, Н. Корниенко, Н. Кузнецов, А. Левченко, Н. Маньковская, Н. Мищенко, Л. Одиноков, Ю. Рева, В. Самохвалова, К. Соколов, Т. Семенова, В. Степаненко, А. Тараненко, И. Федорова, А. Флиер, Е. Шапинська, А. Шейко, Г. Шульга, А. Яковлева и другие.
Целью данного исследования является изучение современной массовой культуры.
Заключение:
Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что массовая культура является сложным социокультурным феноменом, который имеет положительные черты:
• Доступность;
• Понятность;
• Широкий диапазон охвата аудитории и др.
Также массовая культура имеет и отрицательные черты:
• Упрощенность;
• Шаблонность;
• Примитивизм;
• Безвкусица.
Однако в начале XXI века приходится констатировать, что данный тип культуры является характерным признаком постиндустриального общества. В соответствии с этим огромная роль в современном социуме принадлежит воспитанию в личности культуры восприятия массовой продукции через художественно-эстетическое образование и пропаганду художественных ценностей.
Таким образом, массовая культура – многофункциональное, объективное явление современного этапа культуры, в которую неизбежно вовлечены все слои населения, и проблема заключена в управлении динамикой массовой культуры, то есть, выработке эффективных механизмов отбора необходимых и перспективных ее направлений и выбраковке тех, которые приводят к необратимой деградации культурных ценностей и образцов.
Фрагмент текста работы:
Проблема определения понятия «массовая культура»
Важно отметить, что представление исследователей о массовой культуре отличаются мировоззренческим и методологическим плюрализмом. Однако, несмотря на констатацию наличия значительного научного наследия, некоторые принципиальные аспекты исследования, связанные с проблематикой массовой культуры, и до сих пор остаются открытыми. Во-первых, в научной литературе отсутствует единое мнение относительно онтологических характеристик и функциональных проявлений массовой культуры. Во-вторых, дискутируется вопрос о формировании данного феномена. В-третьих, отсутствует единство в оценке аксиологических констант массовой культуры, и остаются неопределенными ее феноменологические границы. Разнообразие суждений относительно данного феномена обусловило и значительное количество трактовок самого понятия «массовая культура», а содержание понятия всегда связано с толкованием сущности, природы реального явления и потому является важным методологическим вопросом теории .
Указанная ситуация имеет свое рациональное и объективное объяснение. Ведь как научно-философская категория «массовая культура» синтезирует два понятия – «культура» и «масса / массовость».
Первая категория «культура» выступает в двух областях: с одной стороны — культура, как духовная ценность, а с другой — как особый характер продукта. Вторая категория «масса / массовость» — характеризуется как степень распространения продукта. Однако каждая из указанных категорий имеет по несколько толкований своей сущности. Итак, для того чтобы сформировать четкую позицию по отношению к явлению под названием «массовая культура», нужно проанализировать эти два понятия. Соответственно, точность в характеристике понятия «массовая культура» будет зависеть от того, насколько «синтезированное» понятие будет отличаться от его составляющих фрагментов.
Современные отечественные ученые (С. Безклубенко, М. Бровко, Ю. Сорока, В. Шейко) определяют культуру как средство организации и развитии человеческой жизнедеятельности, представленное в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, их отношений между собой и к самим себе. Культура — это основное средство социализации людей, реализация их потребностей в коллективном существовании и — главное — обобщение динамики этого существования в системе социального опыта и трансляция этого опыта следующим поколениям. Культура, которую рассматривают с содержательной точки зрения, распределяется на различные отрасли и сферы :
• быт и нравы;
• язык и письменность;
• экономика;
• общественно-политический строй;
• наука;
• техника;
• искусство;
• религия и т.д.
Она является многогранным явлением, характеризующим различные формы человеческого существования:
• общественную деятельность человека;
• различные связи и отношения с окружающим миром;
• способ ее жизнедеятельности в обществе.
Итак, понятие «культура» — одно из наиболее общих философско культурологических понятий, которое охватывает огромный мир явлений и соответствует очень высокому уровню абстракции. Понятие «культура» является достаточно сложным и неоднозначным. На протяжении истории происходили постоянные корреляции толкование данного термина и менялись научные подходы в исследовании культуры как явления.
Разнообразие определений понятия культуры обусловлено многими причинами. Во-первых, каждая конкретная наука учитывает свои специфические интересы. Во-вторых, многообразие определений обусловлено разнообразием мировоззренческих позиций различных ученых и групп исследователей внутри каждой отдельной науки. В-третьих, и это, пожалуй, самое главное, наличие значительного количества толкований термина можно объяснить сложностью, динамизмом, многоуровневым характером самого феномена культуры .
Однако важно отметить, что теоретическая дискуссия относительно содержательного наполнения термина «массовая культура» не заканчивается только анализом одной из составляющих данного термина, ведь продолжение дискуссии происходит и вокруг уточнения смысла категорий «массового» и «массы». Что значит в данном контексте эпитет культуры – «массовая»? Речь идет про распространенность (массовость) данного феномена или о культуре «масс»? Необходимо конкретизировать значения и историко-социологические истоки понятий «масса (ы) / массовая (е)» Ведь в рамках данной дискуссии все, что было связано с вышеупомянутыми феноменами, носило резкий критический оттенок.
Прилагательное «массовый» сегодня достаточно часто встречается в научной литературе. Исследуются массовая культура, массовое производство и потребление, массовые движения, массовые организации, массовые коммуникации и массовое сознание и тому подобное. Массовость стала характерной чертой многих социальных и культурных процессов, она прослеживается в различных областях социально-экономической и культурной жизни современного общества.
Важно отметить, что постепенно происходит изменение характера самого анализа феномена массовой культуры в научной практике, увеличивается количество подходов при исследовании данного явления и теряется идеологическое наполнение. Отмечается, что массовая культура — вид культуры, который характеризуется производством культурных ценностей :
• рассчитанных на массовое потребление и «усредненный» массовый вкус;
• стандартизированных по форме и содержанию;
• направленных на коммерческий успех и распространяются средствами массовой информации.
Американские исследователи Ч. Мукерджи и М. Шадсон предложили свой вариант определения. По их мнению, «массовая культура охватывает различные виды практической деятельности, а также культурные объекты, используемые широкими слоями населения. Такое понимание включает как фольклорные формы, укорененные в локальные традиции, так и культурную продукцию, которая создается при участии государственных, национальных, международных, коммерческих центров. Сюда входят как популяризованные образцы элитарной культуры, так и простонародные формы, возведенные в ранг музейной традиции». Разъясняя смысл этого определения, авторы настаивают на том, что массовая культура (включая рекламу, телевидение, прессу, шоу-бизнес, туризм, бульварные романы, кино, сериалы) не должна противопоставляться «высокой» профессиональной, а также народной, фольклорной культуре , поскольку все они присутствуют в единственном знаковом пространстве коммуникации.