Контрольная работа Педагогика/Психология Теория и технология экологического развития дошкольников

Контрольная работа на тему Составление и анализ экологических досугов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Виды экологических праздников и досугов 5
2. Анализ экологических досугов 9
3. Конспект досуга «Золотые рыбки – декоративные домашние животные» по экологическому образованию дошкольников в старшей группе 11
Заключение 15
Список литературы 17

 

 

  

Введение:

 

Взаимодействие человека и природы, общества и его окружения в условиях быстрого роста промышленного производства с существующими многоотходными технологиями достигло критических форм и размеров. Существует угроза самому существованию человечества: происходит непрерывное истощение природных ресурсов и опасное загрязнение окружающей среды для жизни человека.
Современная экологическая ситуация в мире заставляет вновь взглянуть на экологизацию образования и воспитания молодого поколения. Воспитание правильного отношения к природе должно начинаться с самого раннего детства.
Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с животным миром и растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации.
Методика экологического образования дошкольников в настоящее время переживает процесс своего активного развития. В теории дошкольной педагогики складывается системный подход в решении проблем экологического воспитания, разрабатываются содержание и новые технологии.
Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей, по мнению ряда авторов (В. Г. Грецова, З. П. Плохий, М. К. Ибраимова и др.) являются основой осознанного бережного отношения к природе [2].
Первое отношение к природе формируется у детей на основе эмоций, ощущений, возникающих в процессе созерцания его красоты. Но только эмоционального восприятия для формирования бережного отношения к природной среде недостаточно. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы связать чувства детей с экологическими знаниями, возникшими в результате непосредственного общения с природой, что, в свою очередь, приведет к различной экологической деятельности.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней помогут экологические праздники и досуги в дошкольной образовательной организации, где дети знакомятся с растениями и некоторыми животными.
Использованию экологических праздников и досугов как средства экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста посвящены работы: С. Н. Николаевой [5], Т. И. Зениной, А. Ф. Мазуриной, Н. А. Рыжовой [1], Л. М. Хафизовой и др.
Л. И. Кузьмичев отмечает, что к составлению программы экологического праздника, его содержания, и структуры следует подходить творчески, в каждом случае учитывая конкретные условия дошкольной образовательной организации, опыт работы педагогического коллектива. Занимательность, загадочность, разнообразие празднику придает оформление: специально подобранные декорации, костюмы и атрибуты для детей, использование аудиозаписей, хороводов, театральных инсценировок.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Экологические досуги позволяют детям дошкольного возраста в естественной среде получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Во время экскурсий дети дошкольного возраста осмысливают мир природы во всем его богатстве и разнообразии, видят и учатся понимать те естественные процессы, которые происходят в природе.
Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с животным миром, растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.
Дети дошкольного возраста могут усваивать закономерные связи живых организмов с окружающей средой и понимать правила обращения с живыми существами, гуманно, бережно относиться к природе.
Праздники и досуги — наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками. В процессе праздников и развлечений закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях, углубляется потребность в познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и переживаниях.
Все экологические праздники и развлекательные мероприятия, входящие в единую систему экологического образования дошкольников, воспитывают в детях на экологической основе чувство патриотизма, расширяют понятие любви к природе, к планете.
На занятиях по ознакомлению с окружающим дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное — познавательное и игровое — занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
Дети дошкольного возраста могут усваивать закономерные связи живых организмов с окружающей средой и понимать правила обращения с живыми существами, гуманно, бережно относиться к природе.
Знания, полученные на досугах, расширяются, обобщаются во время образовательной деятельности, в играх, в наблюдениях. Через 2-3 дня после досуга проводится образовательная деятельность, в ходе которой используется материал, принесенный во время экскурсии. Воспитатель читает сказки и стихи детям, сочиняет с детьми экологические сказки, организует дидактические игры, образовательную деятельность по рисованию, лепке, аппликации из природного материала, которые способствуют реализации впечатлений детей от экскурсии. Во время образовательной деятельности педагог может использовать не только художественное слово, но и репродукции картин известных художников. Пейзаж лучше, чем другие жанры живописи, передает связь с природой, настроением человека.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Виды экологических праздников и досугов
Глобальные проблемы нашего времени, которые угрожают жизни и человеческой цивилизации, вызвали потребность в экологическом образовании, предназначенном для реализации идей нового экологически-информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия между обществом и природой ведет к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества и, как следствие, к формированию теории и практики экологического образования [2].
Воспитание правильного отношения к природе должно начинаться с самого раннего детства.
Экологическое воспитание дошкольников — это знакомство детей с природой, основанная на экологическом подходе, когда педагогический процесс основан на основных идеях и концепциях экологии, — это понятие было дано С. Н. Николаевой [5].
Именно в дошкольном возрасте впервые появляется возможность отображения важных зависимостей живой и неживой природы. По данным психологов (А. И. Запорожец, Н. Н. Поддьяков и др.) в процессе предметно-чувственной деятельности дошкольников можно выделить существенные центральные связи явлений в определенной области действительности и воспроизвести их в образной форме – в форме представлений [3]. Такие представления можно использовать как ядро, сочетающие отдельные конкретные знания в систему. На основе системы конкретных представлений происходит выход за пределы непосредственно воспринятого, то есть возникает обобщенное понятие о едином процессе.
Экологическое воспитание дошкольника — это познание живого, близкого ребенку, во взаимодействии с окружающей средой и развитие на этой основе правильных форм взаимодействия с ней.
Осуществление непрерывного экологического образования потребовало обратить особое внимание на дошкольный возраст как начальный этап приобщения к экологической культуре. В настоящее время создано немало конкретных технологий экологического образования и воспитания дошкольников (Н.Н. Вересов, Н.Н. Кондратьева, Н.А. Рыжова [2], С.Н Николаева [7]). Появились ряд исследований в данной области (В.П. Арсентьева, Г.В. Кирикэ, О.А. Овсянникова, Г.Н. Островская, Л.М. Пономарева, Т.А. Федорова и др. [6]). Но вместе с тем подходы по созданию широкой научно обоснованной системы еще только начинают формироваться.
Таким образом, экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Одним из видов культурно-досуговой деятельности в детском саду являются экологические праздники. Экологические праздники – это одна из увлекательных форм экологического воспитания дошкольников.
Организация и проведение экологических праздников является одной из интереснейших форм экологического воспитания дошкольников, так как она способна вызывать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание.
При определении тематики и содержания праздников и досуга следует также учитывать климатические условия и национальные традиции местного населения. К определению его тематики и отбору содержания надо подходить творчески.
В содержание экологического досуга включаются загадки, шутки, игры-аттракционы, веселые инсценировки, игры-драматизации, музыкальные игры-сказки и т. д. Разнообразие досугов, развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями.
Содержание экологического праздника во многом зависит от сезона года, и конкретных условий, в которых проводятся. Праздник может быть разного вида: — экологическо-спортивный, посвящённый временам года, театрализованный, игровой и т.д.
При составлении сценария экологического праздника, независимо от того, где и в каких условиях он проводится, следует стремиться к тому, чтобы его содержание было разнообразным, интересным, создавало возможность активного участия всех детей, доставляло радость и удовольствие не только детям-участникам праздника, но и зрителям, детям и взрослым приглашенными на праздник гостями.
Поддержание интереса, создание хорошего, праздничного настроения способствует включению в содержание праздника «сюрпризного момента» неожиданное появление сказочных (и не только) героев. Их общение с детьми и гостями праздника, участие в играх, танцах, оживляет праздник , привлекает внимание к происходящему, доставляет детям много веселья и радости, надолго остается в памяти. В заключении подводятся итоги праздника [1].
Экологические досуги имеют большое значение для полноценного развития и воспитания детей. Во время досуга они принимают активное участие в различных мероприятиях: подвижных играх, танцах и т. д. Участие в досугах и подготовка к ним приносят огромное эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых с общими радостными переживаниями, надолго остаются в яркое событие памяти.
Совместные мероприятия со сверстниками, красочное оформление места проведения досугов, звучание музыки влияют на развитие вкуса и фантазии. Все это стимулирует их творчество.
Экологические досуги предоставляют широкие образовательные возможности и положительно влияют на эмоциональное развитие дошкольников. Эмоции, которые ребенок получил от досуга, также способствуют социальному и нравственному развитию. С помощью живописных изображений дети рассказывают о правилах поведения в природе не только своим сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры людей. Экологические досуги углубляют усвоение экологических знаний, познания природы, ее причинно-следственных связей, что способствует возникновению эмоциональной оценки. Досуги влияют на накопление и актуализацию экологического опыта, как детей, так и взрослых.
Поскольку роль досугов заключается в сильнейшем влиянии на эмоциональную сферу личности ребенка, в такие праздники важно не столько играть знакомые музыкальные произведения, стихи, игры, разгадывать загадки на природе, сколько понять, как дети вовлечены в процесс переживания событий, в осознании экологических проблем, доступных для понимания детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода стараться вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствие, острое желание помочь героям или разрешить возникшую проблемную ситуацию.
Проживание ребенком событий, различных ситуациях и накопление опыта в решении экологических проблем в соответствии с принятой ролью является основой для последующего выбора правильного поведения в подобных или похожих ситуациях.
Одним из важных факторов, влияющих на экологическое образование во время досугов, является работа ребенка в команде сверстников. Здесь ребенок проявляет свои способности, самоутверждение, совершает действия в соответствии с моральными нормами, более глубоко осознает, как поступать так или иначе [5].
Педагогический смысл экологических досугов — вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их естественное содержание. Эмоции порождают отношение, влияют на личность дошкольника в целом, поэтому рекомендуется регулярно проводить досуги, завершая сезон или какой-то значимый тематический блок.
В ходе праздников экологической направленности дети не только получают положительные эмоции, у них формируются элементарные экологические представления о природе, понимание важности охраны окружающей природы; гуманно-деятельное отношение к природе, выраженное в бережном и заботливом отношении к живым существам, а также осознание выполнения определенных норм поведения.
Тематика экологических праздников может быть посвящена временам года, урожаю (осенью), снежной и ледяной скульптуре (зимой), весеннему возрождению природы («веснянки»). Летом проводятся праздники, посвящённые воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.
Таким образом, досуги экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы