Контрольная работа на тему Соотношение категорий «материя» и «субстанция» в истории философской мысли.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 1
ЧАСТЬ 1. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ 2
ЧАСТЬ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ ПОНЯТИЯ «МАТЕРИЯ» 5
Греческие натурфилософы 5
Аристотель 6
Стоики и неоплатоники 7
Средневековые христианские философы. Фома Аквинский 8
Новое Время 8
Иммануил Кант и Георг Вильгельм Гегель 10
Карл Маркс, Фридрих Энгельс и В.И. Ленин 10
Современный взгляд на понятие «материя» 11
ЧАСТЬ 3. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ СУБСТАНЦИИ 12
ЧАСТЬ 4. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ ПОНЯТИЯ «СУБСТАНЦИЯ» 13
Досократики и Платон 13
Аристотель 14
Средневековые мыслители 15
Новое Время 16
Дэвид Юм и Иммануил Кант 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
Источники: 19
Исследовательская литература: 19
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Людей, несомненно, волнуют причины и предпосылки возникновения нашего мира, они задаются вопросами о природе реальности и объектов материального мира, об их бытии. Действительно, что может быть важнее и интереснее, чем окружающий мир и история его возникновения, развития, строения и существования.
Благодаря современным научным достижениям мы многое знаем об устройстве мира, по сути, мы сформировали полноценную научную картину мира. Однако, прежде вопросы о природе и составных элементах нашего мира находились исключении в ведении философов. Именно философы размышляли о природе материи и субстанции как о строительных элементах окружающего мира.
Актуальность
На протяжении эпох вопрос о свойствах, видах и формах бытия материи и субстанции оставался краеугольным для философов и естествоиспытателей. Эта проблема была важна для понимания мироустройства и формулирования знания об объективном мире. Для исследователей сегодняшнего дня интересна ретроспектива расширения и углубления философского понимания таких понятий как «материя» и «субстанция».
Цель
Проследить эволюцию взглядов философов разных эпох на понятия «материя» и «субстанция».
Задачи:
1. Рассмотреть общее философское понимание материи;
2. Проследить эволюцию взглядов философов на понятие «материя»;
3. Проанализировать общее философское понимание субстанции;
4. Проследить эволюцию взглядов философов на понятие «субстанция».
Заключение:
История философии демонстрирует, что понимание понятий «материя» и «субстанция» в философских учениях разных эпох строго соответствует представлению указанной эпохи о единстве мира и многообразии его проявлений, пониманию взаимосвязи и соотношений общего и конкретного.
Любая философская картина мира всегда выражена специфическими средствами — категории, принципы, законы и др. Понятия «материя» и «субстанция» возникли в античности как попытка сформулировать, осмыслить и объяснить единство и структуру окружающего мира. Многообразие мира и в то же время его гармоничность и целостность наталкивали античных философов на мысль о наличии некоторой устойчивой основы, сохраняющейся вне зависимости от временных, пространственных и иных изменений.
Современное понятие «материя» отражает всеобщие черты вещей. В частности, материя не может существовать без конкретных вещей, без их свойств и проявлений, она существует только через них. Поскольку материя является первопричиной всего, она являет свою сущность через конкретные вещи (от элементарных частиц до сложных структур). Таким образом, философская трактовка понятия материи отличается от естественно-научных представлений в том, что она отходит от рассмотрения свойств вещей и нацелена на сохранение материального единства мира. Понятие «субстанция» также прошло большой путь в истории философской мысли, сталкиваясь и с подробным анализом, и с отрицанием. В целом же, субстанция представлялась философам сущностью того или иного объекта или явления, чем-то неделимым и единым.
В настоящей работе была рассмотрена история и эволюция понятий «материя» и «категория» и дано краткое описание идей ключевых философов на разных этапах развития истории философской мысли.
Фрагмент текста работы:
ЧАСТЬ 1. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ
Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им1. В этом определении материя
характеризуется через свою противоположность, т.е. сознание. В гносеологическом аспекте материя представляется объективной реальностью, существующей вне человеческого сознания.
Помимо присущего себе свойства быть определенным видом реальности, материя обладает определенными атрибутами (движение, пространство, время, нетворимость, неучтожимость, вездесущность, неисчерпаемость)2. Именно этой точки зрения придерживаются сторонники материалистического подхода. В частности, они полагают, что:
материя первична по отношению к сознанию;
материя – общий субстрат любых взаимодействия;
материя может быть познана только на основе изучения ее свойств, взаимосвязей и форм;
понимание материи не может быть сведено к естественнонаучным определениям;
материальное единство мира — реальность;
материя неотделима от движения, в то время как движение существует только в пространстве и времени;
на каждом последующем уровне материя демонстрирует определенные особенности движения и взаимодействий.
Кроме того, материалисты утверждают, что в гносеологическом аспекте присутствует некая противоположность материи и сознания, ведь сознание способно породить субъективный мир, который не имеет прямых аналогов в реальной материальной действительности. В свою очередь, в онтологическом аспекте такая противоположность не прослеживается, т.к. сознание выступает как нечто высшее.
Такие характеристики материи как субстанциональность, всеобщность и абсолютность формализуют материальное единство мира: в мире нет ни одного объекта, который не был бы определенным видом, состоянием, свойством или формой материи. Материя, следовательно, существует в виде бесконечного многообразия образований., в то время как сами материальные объекты обладают внутренней упорядоченностью и системностью.
Известно, что материя как субстанция нетворима и неуничтожима. При рассмотрении материи в субстанциональном плане видно, что сознание является порождением материи. Кроме того, индивидуальное сознание также обладает вещественной основной. Следовательно, материя может быть определена через соотношение с сознанием, и многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук.
Сознание может дать представление об окружающем пространстве, отражая и формируя его образ, но сознание – это не только образ, но и психическая форма деятельности, цель которой – отражение, преобразование и оценка реальности.