Контрольная работа Юриспруденция История и методология юридической науки

Контрольная работа на тему Соотношение эмпирического и теоретического уровней познания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические основы об эмпирическом и теоретическом уровнях познания 4
1.1 Понятие и признаки эмпирического и теоретического уровней познания. 4
1.2 Специфика эмпирического и теоретического знания 7
2. Соотношение эмпирического и теоретического уровней познания 10
2.1 Эмпирический и теоретический уровни знания в политико-правовом ракурсе 10
2.2 Различие эмпирического и теоретического уровней знания 12
Заключение 14
Список литературы 15

  

Введение:

 

В методологии научного познания существует разнобой в понимании сути эмпирического и теоретического знания и их места, взаимосвязи в научном познании.
Некоторые исследователи связывают понятие эмпирического только с чувственным содержанием опыта, а в понятие теоретического включают любые логические формы. При этом не учитывают, что термины «эмпирическое» и «теоретическое» относятся к знаниям, которые всегда выражаются в логических формах. Сами знания бывают разных видов в зависимости от видов познания, а понятия эмпирического и теоретического знания относятся только к научному познанию.
Часто термины «эмпирическое» и «теоретическое» относят к различным видам деятельности: под эмпирическим понимают все, что касается практической деятельности, а теоретическое — познавательной, научной деятельности.
Иногда в рамках научного познания эмпирическое знание отражает факты, а теоретическое — законы.
Для правильного понимания особенностей эмпирического и теоретического знания нужно учесть, что эмпирическое знание является отражением явлений, а теоретическое — сущности.
Заметим, что проблема эмпирического и теоретического знания эмпиризм не только не смог решить, но и правильно сформулировать, поскольку эмпиризм не учитывал наличие и специфику различных видов познания, а потому одна проблема подменялась другой, а теоретическое знание в рамках эмпиризма вообще сводилась к эмпирическому.
Целью контрольной работы является изучение соотношения эмпирического и теоретического уровней познания.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть понятие и признаки эмпирического и теоретического уровней научного познания;
— охарактеризовать специфику эмпирического и теоретического уровней научного познания;
— изучить эмпирический и теоретический уровни знания в политико-правовом ракурсе;
— проанализировать различия эмпирического и теоретического уровней научного познания.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в структуре научного знания выделяются два существенно различных, но взаимосвязанных уровня: эмпирический и теоретический.
Но чтобы адекватно описать локальную область знания, этих двух уровней оказывается недостаточно. Необходимо выделить часто не фиксируется, но очень существенный уровень структуры научного знания — уровень философских предпосылок, содержащий общие представления о действительности и процесс познания, выраженные в системе философских понятии.
Проанализировав роль и значение мировоззренческих регулятивов эмпирического познания, можно утверждать, что прямое взаимодействие картины мира и опыта имеет место как на ранних стадиях формирования научных дисциплин, так и в современных условиях. Возникновение и развитие теоретического знания является результатом совместного функционирования эмпирии и мировоззрения. При этом картина мира не только осуществляет теоретическое программирование опыта, но одновременно и испытывает влияние этого опыта в процессе своего развития. Эмпирическое знание и степень его применения в научном исследовании определяются не только внутренне научными методологическими требованиями, но и философско-мировоззренческими факторами, которые отражают социально-историческую детерминацию науки импульсами, идущими от культуры. Исследуя особенности влияния философско-мировоззренческих факторов на эмпирическое исследование, нужно учитывать исторический опыт, ведь как мы могли убедиться, уже средневековые францисканцы высказывали идеи, созвучные с эмпирической идеологию современной науки.
Таким образом, эмпирический и теоретический уровни познания можно различить по предмету, средствами и методами исследования. Эмпирический уровень познания чаще всего пытается провести классификацию объектов исследования на основе обобщения данных полученных опытным путем. Теоретические же исследования отражают объективные законы, полученные с помощью логических методов с использованием теоретических ссылок. Следует отметить, что данные уровни очень тесно взаимосвязаны, поскольку без эмпирических данных форуме теоретических обобщений и, наоборот, без теоретических разработок невозможны эмпирические исследования.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБ ЭМПИРИЧЕСКОМ И ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЯХ ПОЗНАНИЯ
1.1 Понятие и признаки эмпирического и теоретического уровней познания.
В научной литературе приведены различные классификации методов исследования, однако их выбор требовал соответствия применяемых методов объективным реалиям и конкретным свойствам (в широком смысле) исследуемого предмета. Поэтому в процессе исследования проблематики свободы и ответственности в правоохранительной деятельности необходимо выбирать методы, «обусловленные определенным исследовательским подходом процедуры интерпретации исследуемого явления» [10, с. 16], а именно:
1) философские (мировоззренческие)
2) общенаучные методы (их используют
все науки, они делятся на теоретические и эмпирические)
3) конкретно-научные и специальные методы;
4) общие приемы исследования.
Указанные выше методы играют важную роль во всестороннем раскрытии проблематики свободы и ответственности в правоохранительной деятельности.
Однако не меньшую роль в познавательном процессе играет субъект познания — исследователь, с его так называемым «методологическим сознанием», что представляет собой сложившуюся под влиянием определенных социальных условий и обстоятельств систему мировоззренческих, профессиональных и жизненных установок, которые решающим образом влияют на выбор методов исследования и, что очень важно, на оценку полученных с их помощью научных результатов.
Кроме вышеизложенных методов научного познания важным элементом методологии исследования темы научного исследования являются фундаментальные методологические принципы научного познания. Как отмечают ученые, «принцип — это главное исходное положение научной теории, выступает как первое и самое абстрактное определение идеи как начальной формы систематизации знаний» [11, с. 14].
Отсюда, методологические принципы являются смыслом рассмотрения их как определенных общих требований к содержанию, структуре и способу организации научного знания.
Весомым является и то, что они относятся не к какому-то отдельного раздела или дисциплины, а к научному знанию в целом, а также выполняют объединение всех методов и приемов в единое целое.
Мы согласны с теми учеными, которые рассматривают методологические принципы в качестве регулятора научной деятельности, в процессе которой эти принципы одновременно задают и ориентацию научного поиска, и его направление [2, с. 57-64].
Отметим также, что в отечественной методологии науки доминирует полифундаменталистское мнение. Оно заключается в том, что все методологические принципы одинаково важны и значимы в научном познании и должны исследоваться совместно. Такой подход позволяет с большей полнотой выявлять различные стороны и аспекты каждого из принципов [12, с. 11]
Эмпирический и теоретический уровни отражают внутренние структурные разграничения целостной системы научного знания и познавательной деятельности.
Эмпирическое не сводится к обыденно-практического знания, так как является уровнем специализированного научного познания, который предусматривает, в отличие от обычного, целенаправленную систематизированную деятельность на основе специальных методов и системы понятий. По этой же причине нельзя всякую умственную деятельность считать теоретической. Неправомерно также отождествлять эмпирическое и теоретическое с чувственным и логическим. Как стороны единого процесса, чувственное и логическое характеризует любое познание, непосредственное отношение субъекта к объекту, особенности индивидуальной познавательной деятельности. Разделение на чувственность и мышление опирается на данные физиологии высшей нервной деятельности и психологии, тогда как деление на эмпирическое и теоретическое отвлекается от процессов такого рода, относится к научному познанию и классифицирует методы и формы знания, типы исследований. Наконец, что особенно важно подчеркнуть, чувственное и логическое представлены и определенным образом сочетается как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях научного познания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы