Контрольная работа на тему Социология как наука
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
1. Изучить тему «Социология как наука» и
заполнить таблицу
Таблица
«Социология как наука» Социология социология –
это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации,
функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации,
в действиях и взаимодействиях членов общества. Предмет
социологии 1) общество как
особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная
собственным естественным законам (О.
Конт);
2) социальные факты,
под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);
3) социальное
поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая
позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);
4) общество как
социальная система и составляющие его структурные элементы (базис и
надстройка) (марксизм). Уровни
социологии — Первый
уровень охватывает
общенаучные методы, используемые вовсех гуманитарных областях знаний
(диалектический, системный, структурно-функциональный).
— Второй
уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук
(нормативный, сравнительный, исторический и др.).
Методы первого и второго
уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся
принципы историзма, объективизма и системности. Принцип историзма
предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического
развития, их сопоставление с различными событиями истории. Принцип
объективизма означает изучение социальных явлений во всех их
противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только
отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость
исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление
причинно-следственных связей. — Третий уровень отражает методы,
характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и
др.). Собственно социологические методы третьего уровня основываются на
применении сложного математического аппарата (теории вероятности,
математической статистики)
Содержание:
I Введение 3
II Возникновение социологии 4
III Объект и предмет социологии, ее структура, функции 7
IV Практические задание 10
V Заключение 13
Список использованной литературы 14
Введение:
У каждой научной отрасли обязательно есть предмет, который раскрывается в содержании, системе законов, принципов, категорий. По отношению к практике он выполняет особые функции, исследуя конкретную сферу общественный отношений, процессы и явления. Прослеживается определенная взаимосвязь между предметом, содержанием и функциями научной дисциплины.
На каждом этапе жизни общества потребность практики выдвигает все новые требования к гуманитарным знаниям. Важно понимать, что сегодня общество являет собой нечто целое, а не механическое объединение социальных сфер экономики и политики, управленческих механизмов, властных структур и институтов. У человека появилась потребность в сфере знаний, изучающей все аспекты существования общества. Изучением данных актуальных задач и вопросов и занимается социология.
Социология как наука постепенно рождалась в отражении качественно нового этапа в истории общества. Тогда, когда каждый человек стал субъектом исторических процессов, а значит, неотъемлемой и одинаково значимой частью общества.
Современная социология — это великое множество научных школ и течений, которые объясняют ее предмет и роль по-разному. По-разному они определяют и само понятие “социология”.
Заключение:
В последнее время социология сумела завоевать признание широкой публики и справедливо заняла свое место среди прочих самостоятельных дисциплин. Это произошло не случайно, поскольку социология занимается изучением человека и общества во всем многообразии из взаимных соприкосновений. Поскольку сегодня человека появилась потребность в сфере знаний, изучающей все аспекты существования общества. Изучением данных актуальных задач и вопросов и занимается социология. Современная социология — это великое множество научных школ и течений, которые объясняют ее предмет и роль по-разному. По-разному они определяют и само понятие “социология”.
Социология освещает бесценный человеческий опыт, приглашая нас самих изучать социальные аспекты, которые мы с завидной регулярностью игнорируем. Изучая социологию, мы лучше понимаем сам механизм построения человеческого общества, как чувства могут влиять на наше поведение, и как общество пришло к той точке развития, на которой находится сегодня. Социология – освобождающая наука, которая дает ответы на природу малоизученных аспектов жизни человека, и открывает дорогу в социальный мир, который люди зачастую воспринимают неправильно или предпочитают не замечать.
Фрагмент текста работы:
II Возникновение социологии
В буквальном смысле определение «социология» — значит «учение об обществе» или «наука об обществе». Термин “социология” впервые появился в научном лексиконе в середине 19 века. В обиход его ввел Огюст Конт — основоположник позитивизма. Изначально под словом “социология” понимали обществоведение, но время шло, и предмет социологии постоянно менялся, уточнялся и постепенно отделялся от философии.
Это случилось потому, что к середине 19 века внутренняя логика научной эволюции и потребности социума развиваться дошли до того, что без новых подходов и распределения разных социальных явлений уже было не обойтись. Социология появилась как ответ на потребности гражданского общества, которое активно формировалось[1].
Впрочем, достаточно много положение будущей научной дисциплины в своих трудах предвосхищал Конфуций, а также многие ассирийские, индийские и древнеегипетские мыслители. Исследованием социальных идей в свое время активно занимались Аристотель и Платон (Древняя Греция). В 18 веке труды об этом написали Шарль Луи Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер и многие другие. Тем временем представители утопической мысли, коими являлись Клод Анри Сен-Симон, Томас Мор, Роберт Оуэн и Томаззо Кампанелла, развили несколько идей о том, насколько возможно совершенствование общества в условиях Нового времени. Вместе с тем социальные идеи, сформулированные до 19 века, по сути своей являлись лишь предтечей настоящей социологии. Это были ее истоки, но не сама наука.
Социология как наука постепенно рождалась в отражении качественно нового этапа в истории общества. Тогда, когда каждый человек стал субъектом исторических процессов, а значит, неотъемлемой и одинаково значимой частью общества. Это стало коренным переворотом в социальной практике, связанным с масштабными буржуазными революциями в конце 18 века. Наконец провозглашены свобода, равенство, независимость от вероисповедания и социального происхождения, братство всех людей. Этот период ознаменовался началом нового осмысления роли человека, исследования поведения и сознания людей как полноценных участников социальных, культурных, экономических, политических изменений.
Начиная с середины 19 века, берет свое начало первый этап развития социологии, а именно – этап формирования ее научных основ. Основополагающие идеи научные представители искали широким фронтом. Пока социально-биологическая школа вместе с ее основателем Г. Спенсером сравнивала общество с живым организмом и выступала за использование законов биологии для ее познания, Огюст Конт твердил о том, насколько возможно познать общество, прибегая к «социальной физике». Дело в том, что Конт считал общество и природа подобными, и поэтому изучение социальной жизни через естественные законы считал вполне возможным.
Наряду с ними поиском сущности социологии занималась и социально-психологическая школа: Ф. Тенние, Н.И. Кареев, Г. Тард сосредотачивались на личностных проблемах, а саму личность рассматривали как союз социального и биологического начал. Общественная жизнь представлялась им как особое проявлением вселенной энергии.