Контрольная работа на тему Социальные нормы как главный регулятор людей в обществе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Социальная норма как феномен: понятие, сущность, ценность для общества 4
Значение действия социальных норм в общественной жизни 8
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Введение:
Социальная норма является регулятором поведения и взаимодействия людей в обществе. Регулируя отношения людей, социальные нормы предлагаются для соблюдения их:
• в вербальной формк (правила, научные знания, мысли и т.п.);
• в предметно-знаковой форме (образцы одежды, униформа и т.д.).
Социальные нормы разрабатываются во всех сферах общественной жизни и во всех сферах общественных отношений.
С помощью социальных норм требования общества, социальных групп и отдельных людей переводятся в эталоны, модели, стандарты должного поведения и в такой форме адресуются личности. С помощью социальных норм поддерживается порядок и бесконфликтное сосуществование людей в любом микросоциуме, что обеспечивает возможность, с одной стороны, научиться особенностям определенного поведения в этой структуре, а с другой — обеспечить контроль за соблюдением заданных норм в конкретной сфере деятельности ее участников. В этом контексте социальные нормы рассматриваются как образования, упорядочивают человеческое поведение, обеспечивают определенность, структурированность, стабильность, предсказуемость отношений в социуме, без которых невозможно человеческая взаимодействие и существование общества .
Человек как социальное существо характеризуется не только личностными качествами, но и способностью сосуществовать с другими людьми в обществе, к которому он принадлежит. Эффективность сосуществования зависит от того, какие нормы в этом социуме признаны принятыми. Исследуя проблему социальных норм, например Д. Ядранский определяет их как «нормы поведения», принятые в обществе на определенном этапе развития и основаны на учете исторического опыта, которые являются обязательными для выполнения всеми членами общества для того, чтобы общество идентифицировало их как своих полноправных членов (такое определение справедливо как для макро-, так и для микросоциума).
Вместе с тем он отмечает, что новые нормы почти не разрабатываются, а существующие устаревают, вследствие чего не используются, что накладывает определенный отпечаток на социальную жизнь человека, его социальную деятельность. Социальная деятельность человека, по исследованиям Д. Ядранского, является основой всей его жизни, где ее структурными элементами являются трудовая, общественная и семейная жизнь, в их взаимосвязи и взаимозависимости.
В социологической науке существуют различные подходы к трактовке понятия социальной нормы. Теоретические основы определения социальных норм заложено в трудах М. Вебера, Р. Дарендорфа, Э. Дюркгейма, А. Маслоу, А. Маршала, Т. Парсонса, Дж.К. Романса и др.
Значительный вклад в трактовку понятия «социальная норма» сделали такие российские, как: А. Богдановская, А. Коваленко, А. Ковалева, М. Корнев, А. Кравченко, В. Кудрявцев, С. Малахов, Е. Пеньков, М. Реут, П. Сорокин и др.
Целью данной контрольной работы является изучение социальных норм как главного регулятора людей в обществе.
Заключение:
Обобщая приведенные утверждения относительно понятия «социальная норма», можно сделать вывод о том, что социальная норма:
- это правило, которое регулирует общественное поведение людей;
- это общепризнанное в обществе правило, образец поведения и действия;
- это правило поведения, ориентированное на определенный социальный статус;
- это не только правила поведения, но и социальное давление, с помощью которого регулируется поведение людей в социальной системе;
- это правило, в структуру которого входит креативный аспект, личностный смысл, делает общественно нужно личностно значимым.
Таким образом, социальные нормы — это совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью осуществления деятельности (поведения) установленного образца (типа).
Отметим, что социальные нормы, существующие во времени, хотя и меняются, но зачастую не успевают за социальным временем, за изменениями, которые возникли в общественных отношениях. Темпоральное действие социальных норм — это достаточно широкая теоретическая и практическая проблема, которая охватывает все социальное бытие нормы с момента ее создания и до ее исчезновения.
Фрагмент текста работы:
Социальная норма как феномен: понятие, сущность, ценность для общества
По нашему мнению, определение и объяснение понятия «норма» с социальной точки зрения, которое дают М. Корнев и А. Коваленко, является более глубоким и расширенным, потому что каждый индивид, действительно, принадлежит в повседневной жизни к определенным группам (семья, школьный коллектив, дворовая команда, группа ближайших друзей и т.д.) и механизмом регулирования его поведения являются те нормы и ценности, которые признаны в этих группах. Если эти нормы и ценности в каждой из групп отличаются или являются противоположными, то личности трудно выделить приоритетные из них и формирование общепризнанных обществом норм проходит замедленно или искаженно.
На примере определения нормы, предложенной авторами Е. Смирновым, В. Кудрявцевым и М. Матишкиной (норма как идеал, образец поведения, профессиональная и статическая норма), М. Дретттин обнаруживает внутреннюю ограниченность попыток определить нормативный потенциал социума. По мнению вышеназванных авторов, норма является «интервалом», в рамках которого количественные колебания процессов способны удерживать систему на уровне функционального оптимума .
Трактовка понятия «социальная норма» и объяснение его содержания различные ученые дают несколько по-разному. Это объясняется тем, что различные общества отличаются механизмами регулирования социальной жизни. Каждое общество, во-первых, формирует, утверждает, закрепляет те или иные ценности, тем самым определяет желаемый для него направление жизнедеятельности людей, ориентирует их действия и взаимодействия на основе приоритетных ценностей этого общества. Во-вторых, в нормах, особенно социальных (правовых и моральных), общество на основе своих социальных ценностей предлагает, показывает своим членам конкретные образцы (правила) поведения в определенных ситуациях. В-третьих, общество отрабатывает систему мер для реального осуществления этих норм, а также различные способы реагирования на поведение людей и их групп. Государство может руководствоваться этими нормами в отношениях общества и человека, а может использовать их для покорения и давления на общество и отдельных людей.
Согласны с В. Кудрявцевым в том, что социальная норма — это совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регулирования деятельности и отношений.
Трактовку понятия «социальная норма» дает в своих исследованиях Е. Пеньков, который утверждает, что социальная норма — это не какое-либо правило для действия, а лишь то, которое регулирует общественное поведение людей, в котором люди выступают в отношения с обществом, коллективом, группой, отдельными людьми, когда прямо и непосредственно проявляется сущность человека. Он делает вывод о том, что сфера нормы очень широка, а сфера действия одного из ее видов — социальной нормы — гораздо уже, она принадлежит только к сфере общественного поведения. Таким образом, как утверждает Е. Пеньков, не всякий поступок человека можно оценивать с точки зрения тех или иных социальных норм. Детальное регламентирование личной жизни человека мешало бы развитию его талантов, способностей, эмоций. Чем выше степень регламентации поведения человека, тем меньше возможность остается в ней проявить свою свободу и самостоятельность. Он, условно, опираясь на собственные выводы, в деятельности личности выделяет три стороны :
1) действия-операции;
2) чисто индивидуальные поступки, которые непосредственно не детерминированы сообществом, не имеют характера социального фактора (личное поведение);
3) социальные действия личности или общественное поведение как система действий — поступков, которые непосредственно регулируются системой общественных идей и принципов, норм.
Е. Пеньков делает вывод о том, что социальные нормы представляют собой единство трех сторон :
• во-первых, они элементы общественного сознания;
• во-вторых, они элементы индивидуального;
• в-третьих, они – это практический результат корреляции личностью своих индивидуальных правил жизни с правилами и нормами, признанными в определенном обществе, группе.
Свою точку зрения на понятие «социальная норма» выражает А. Кравченко, который утверждает, что четкой границы между «приемлемым» и «неприемлемым» нет, не существует и «идеальной» нормы, потому что у каждого человека имеется определенное отклонение от какой-то социальной нормы. У некоторых людей некоторые свойства выражены более четко, чем у других. Если у человека слабее выражена определенная социальная норма, то считается человеком с отклонением от нормы. В зависимости от глубины и выразительности отклонений от нормы в научный оборот вошли такие понятия, как «аномальное поведение», «девиантное поведение», а если поведение явно противоречит не только моральным, но и правовым нормам, то его называют «преступным». Вместе с тем ученый определяет социальные нормы как правила поведения, которые характеризуют социальную роль, то есть модель поведения, ориентированную на определенный социальный статус, и делает вывод о том, что нельзя говорить о роли личности в обществе, если не определены рядом с ожиданием окружения меры выполнения им определенных социальных норм, то есть круга требований, признанных для выполнения определенным обществом .
Рассматривая различные толкования понятия и содержания социальной нормы, основанные на различных теоретических концепциях, А. Богдановская пришла к выводу, что в основном исследователи сходятся в понимании социальных норм как образований, которые упорядочивают человеческое поведение, обеспечивают определенность, структурированность, стабильность, предсказуемость, интегрированность отношений в социуме, без которых невозможно человеческая взаимодействие и существования общества. Вместе с тем она доказывает, что в других условиях воспроизводства норм, ценностей предыдущего поколения последующим не может происходить как чисто репродуктивное, оно происходит на основе их критического осмысления.
Анализируя исследования западноевропейских социологов, А. Богдановская доказывает, что на каждом следующем возрастном этапе в соответствии с расширением соответствующего социокультурного пространства перед личностью ставятся новые требования, новые нормы, и делает вывод о том, что ценности и нормы, которые уже усвоены в подростковом возрасте, слабо меняются, когда индивид переходит от одной возрастной группы в другую, хотя психологи, акцентируя внимание на кризисных периодах жизни личности, соблюдают иное мнение, поскольку считают, что в каждый жизненный период у индивида происходит переоценка ценностей.