Контрольная работа на тему Социально-политические аспекты развития системы ситуационных центров органов государственной власти при решении задач обороны страны
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Правовые и социально-политические аспекты
развития ситуационных центров 7
2. Рекомендации по совершенствованию развития
системы ситуационных центров органов государственной власти при решении задач
обороны страны…………………………………………………………………………….17
Заключение. 28
Список литературы. 31
Введение:
Актуальность исследования развития ситуационных центров (СЦ)
в сфере обеспечения национальной безопасности нашей страны обоснована тем, что
главной задачей на современном этапе развития России становится возникновение
ряда угроз в создании целостности и независимости демократических институтов,
правам и свободе личности и т.д.
Национальная безопасность это комплексное и базисное понятие,
которое синтезировано в структуру защиты любого государства, общества и
личности. Национальная безопасность как понятие и как процесс глобальна, и её
осмысление и обеспечение в масштабах отдельной страны требует взаимодействия
всех органов исполнительной власти. Именно, благодаря современным СЦ создается
целостная система обеспечения национальной безопасности, которые позволяют
мобильно реагировать на внешние угрозы.
В последнее время СЦ в нашей стране
созданы на всех уровнях исполнительной власти: федеральном, региональном и
муниципальном, что подкреплено Указом
Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации». В данном Указе впервые
было сказано, что информационная поддержка в реализации Стратегии национальной
безопасности должна быть реализована с помощью СЦ на всех уровнях власти,
функционирующих по единому регламенту.
Указами Президента Российской
Федерации В.В. Путина от 2013 года был принят и реализован ряд важнейших
документов, в которых определены этапы создания СЦ: Концепция создания СРСЦ,
Концепция информационной безопасности, План первоочередных мероприятий, направленных
на формирование и обеспечение функционирования СРСЦ.
В Концепции создания СРСЦ основными
целями функционирования СЦ является:
1) информационно-аналитическая
поддержка государственного управления, стратегического планирования и
мониторинга, повышение эффективности государственного управления, как в мирное,
так и в военное время,
2) предотвращение кризисных и
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно Концепции информационной
безопасности, решение данных целей должно достигаться за счет использования
информационных и технологических возможностей СЦ, которые должны проводить
анализ, прогноз и оценку сложившихся ситуаций для принятия управленческих
решений.
Первая цель СЦ связана с повышением
качества управленческих решений органов высшей власти: Президента РФ, Совбеза,
Правительства. Данная цель достигается путем получения объективной и полной
информации из различных ведомств: министерств, государственных корпораций,
региональных властей, крупных бизнес — структур, средств массовой информации.
Вторая цель СЦ – их развитие на всех
уровнях и повышение качества обеспечения принятия управленческих решений в
предотвращении кризисных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
СЦ взаимодействуют в рамках единого
регламента, обеспечивают повышение эффективности регионального управления за
счет использования современных информационных и аналитических технологий
поддержки принятия решений в социально-экономической, социальной и политической
сферах, а также в области комплексной безопасности. [6, 7, 10].
Следует
отметить, что ситуационные центры органов власти явление довольное новое,
именно поэтому научные исследования в этой области единичны: Н.И. Ильин, В.
Ивашкевич, Н.Н. Демидов, Е.В. Новикова, П.Н. Попович.
В
работах указанных авторов даны основные понятия, определения и принципы работы
ситуационных центров и их роль и значение в системах поддержки принятия
управленческих решений. В наше время, когда информатизация общества развивается
быстрыми темпами и почти каждая управленческая структура может позволить себе
создание собственного СЦ, приобретает все большее значение проблема создания
системы ситуационных центров и объединения их между собой с целью слаженной
работы управленческих структур, задействованных в обеспечении национальной
безопасности нашей страны.
В
этой связи роль и значение ситуационных центров в обеспечении национальной
безопасности России по-прежнему остается не достаточно изученной.
Объектом
данной работы стала система ситуационных центров органов государственной власти
России.
Предмет
исследования – функционирование СЦ органов государственной власти при
обеспечении национальной безопасности.
Цель
работы – выработка рекомендаций по совершенствованию функционирования СЦ
органов государственной власти за счет построения единой информационной среды.
Задачи
исследования:
1.
Выявить политико-правовую основу национальной безопасности;
2.
Определить роль и значение СЦ в информационно-аналитическом обеспечении
национальной безопасности органов государственной власти;
3.
Проанализировать информационно-технологическое обеспечение ситуационного центра
для органов государственной власти в рамках обеспечения национальной
безопасности;
4.
Выстроить структуру деятельности СЦ в органах государственной власти для
комплексного обеспечения национальной безопасности России.
Методы
работы: анализ нормативно-правовой и научной литературы по теме исследования,
описательный и аналитический методы исследования, метод сбора и систематизации
данных, ситуационный анализ, моделирование и прогнозирование, системный поход.
Базой
источников для написания работы послужили нормативно-правовые акты, отражающие:
–
деятельность ситуационных центров органов государственной власти;
–
основные аспекты обеспечения национальной безопасности России.
Теоретическая
значимость полученных результатов заключается в том, что:
— теоретические
положения могут быть использованы при разработке требований к системе
мониторинга и оценки национальных угроз;
— методологические
выводы по выявлению технических, технологических, организационных и правовых
факторов могут послужить в процессе ситуационного анализа и стратегического
планирования в области обеспечения национальной безопасности;
Практическое значение
работы заключается в возможности использования полученных рекомендаций при
разработке модели информационно-аналитического ситуационного центра (ЕИССЦ) для
управления процессами стратегического планирования в области обеспечения национальной
безопасности.
Заключение:
Ситуационный
центр следует рассматривать как инструмент для организации сбора, мониторинга и
анализа информации и обеспечения аналитической поддержки процесса управления.
Цель
большой сети СЦ — согласовать стратегические цели общества и вопросы
государственной власти.
Мировая
практика показывает, что СЦ в первую очередь создаются для обеспечения должного
уровня национальной безопасности. Для этого необходим долгосрочный и
краткосрочный прогноз развития проблемы или кризисной ситуации, а также
подготовка и разработка типовых сценариев реагирования на современные вызовы и
угрозы. Государственное управление национальной безопасностью — это особый вид
государственного управления, охватывающий все сферы общества и связанный с
безопасностью общества в целом, защитой национальных ценностей и интересов.
Сложность
и оригинальность задач, стоящих перед административными структурами сектора
безопасности, оправдывают необходимость адекватного научного, информационного и
аналитического обеспечения. Появление СЦ в структурах сектора безопасности
основано на том, что наличие и правильное функционирование таких центров
является ключевым элементом инструментария стратегического управления в сфере
национальной безопасности, его интеллектуальной поддержки.
Основная задача при
разработке системы распределенных ситуационных центров — консолидация усилий
научного и экспертного сообщества, ИТ-компаний и государственных структур на
всех уровнях для разработки сложных объектно-ориентированных моделей, для
повышения эффективности управленческих решений в области национальной
безопасности. А также включает оценку и прогноз угроз национальной
безопасности, моделирование последствий и оценку ущерба от негативных явлений,
разработку мер по борьбе с угрозами национальной безопасности.
Государственное
управление национальной безопасностью — это особый вид государственного
управления, охватывающий все сферы общества и связанный с безопасностью
общества в целом, защитой национальных ценностей и интересов. Мониторинг по
обеспечению национальной безопасности в практической деятельности СЦ проходит,
как правило, несколько стадий: оценка угрозы на основе выборочных или же
косвенных данных по результатам мониторинга; анализ выявленной угрозы путем ее
сравнения с аналогичной или же прошедшей в прошлом; оценивание ситуации с целью
выбора принятия оптимального решения, в зависимости от ее локальности: военная,
штатная, чрезвычайная и т.д.; постановка прогнозов, в связи с обстановкой или
угрозой: воздействие, прогнозирование, оценка, вариативность решения, выработка
типовых или нетиповых управленческих решений в решении и предотвращении угрозы.
Таким
образом, представленные этапы мониторинга могут использоваться комитетом по
мониторингу для разработки требований к системе мониторинга и оценки
национальных угроз.
Можно выделить
технические, технологические, организационные и правовые факторы, которые
определяют дизайн, создание и функционирование интегрированной системы ЕИССЦ.
Организационные факторы определяют основные цели функционирования ЕИССЦ в
области обеспечения национальной безопасности. Технический
фактор тесно связан с различными политическими, региональными или федеральными
аспектами. Соответственно, архитектурное решение, разработанное для ЕИССЦ,
системная модель, должна предполагать возможный прогноз развития
государственной системы стратегического планирования, и важные решения должны
приниматься на основе такого прогноза. Группа
технологических факторов формируется характеристиками функциональной схемы
ЕИССЦ, программного и аппаратного обеспечения, необходимого для ее реализации. Среди
правовых факторов — нормативно-правовая база, которая характеризует основную
особенность ЕИССЦ. Таким образом, задача создания и поддержки ЕИССЦ связана с
основными требованиями по обеспечению информационной безопасности.
В работе была представлена
функциональная модель ЕИССЦ, основанная на том факте, что последовательность
процессов, составляющих стратегическое планирование, как в рамках цикла
«планирование», так и «реализация», включает постановку целей, мониторинг, анализ,
принятие решений и их реализацию.
Мы выделяем следующие группы
источников данных для мониторинга ЕИССЦ: информационные системы федеральных и
региональных органов исполнительной власти; зарубежные и отечественные базы
данных (БД) научно-технической направленности; данные из систем обмена сообщениями
массовой информации (СМИ); источники информации в социальных сетях (социальные
сети, мессенджеры, блоги и т.д.).
Информационно-функциональные
модели, тематика и состав источников информационного обеспечения являются
достаточными причинами для разработки следующего уровня решения: технического и
технологического. Информационно-аналитическая система является центральной и
наиболее наукоемкой частью ЕИССЦ. Процессы его разработки и реализации должны
иметь приоритет при реализации концептуального подхода к управлению процессами
стратегического планирования в области национальной безопасности. Итак, была
предложена модель к созданию единого информационно-аналитического ситуационного
центра (ЕИССЦ) для управления процессами стратегического планирования в области
национальной безопасности.
Фрагмент текста работы:
Правовые и социально-политические аспекты развития
ситуационных центров О
создании СЦ в органах власти было указано в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2002 №
65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)». В
данном постановлении к важнейшим целевым индикаторам и показателям относится
увеличение количества СЦ в высших органах государственной власти. В
частности, указана цель – «Создание
системы информационно-аналитического обеспечения специального назначения». Для
решения поставленной цели в Постановлении указано, что СЦ создаются в качестве
информационно-аналитической поддержки деятельности правительства и органов
власти (администрация Президента, аппараты представителей президента РФ, в
федеральных округах) в чрезвычайных ситуациях. СЦ для решения поставленной цели
осуществляют комплексный мониторинг, анализ, прогнозирование, в том числе
предотвращают угрозы общественной и национальной безопасности страны.
Дальнейшее отражения
деятельности СЦ было отражено в Указе Президента Российской Федерации № 537 от
12.05.2009 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до
2020 г.», в котором было предусмотрено создание системы распределенных ситуационных
центров, определено их основное значение в рамках реализации задач
стратегического планирования[3].
12 мая
2009 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ № 536 «Об Основах
стратегического планирования в Российской Федерации». Базой основных целевых
индикаторов и задач данного указа стала консолидация федеральных и региональных
органов в проведении мониторинга, анализа и прогнозирования ситуаций, в формате
осуществления взаимодействия между всеми
субъектами – видео-конференц-связь.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. № 1088 «О единой
вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной
системе «Управление»» определяет, что для представления информации о ходе
реализации приоритетных национальных проектов могут использоваться существующие
СЦ ОГВ и органов местного самоуправления.
В Распоряжении Правительства
Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной