Контрольная работа на тему Социально-культурное проектирование как научно-практическая деятельность
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Основы
технологии социально-культурного проектирования. 5
2.
Социально-культурное проектирование с позиции научно-практической деятельности. 11
Заключение. 17
Список
литературы.. 19
Введение:
В современную эпоху глобализации, увеличения темпов развития
общества проекты во многих сферах жизнедеятельности становятся все более значимыми,
масштабными, актуальными. Не является исключением и социально-культурная сфера,
представленная в настоящее время совокупностью учреждений культуры и досуга,
направленных на производство, распределение, сохранение и организацию
потребления товаров и услуг социально-культурного назначения. Данная сфера
призвана удовлетворять социально-культурные и информационные потребности
населения, а также повышать культурный уровень общества.
В начале ХХI в. социально-культурная
деятельность развивает и преобразует свою структуру. Основная тенденция такого
преобразования – освобождение от поверхностно-назидательной просветительской
деятельности и переход на гуманистическое общечеловеческое содержание. Главным
в социально-культурной деятельности становятся авторское начало, национальная
самобытность, индивидуальное своеобразие. Выполняя социально-культурную
деятельность, осуществляется социально-культурное проектирование, разработка,
реализация и управление проектами.
Развивающееся в России уже более четверти века социально-культурное
проектирование привело к тому, что социально-культурные проекты стали выступать
специфической формой деятельности. Реализация проектов сделала возможным достижение
разнообразия ассортимента социально-культурных услуг; существенное повышение
качества организации и управления социально-культурной деятельности населения;
участие коллективов и отдельных граждан в проводимых конкурсах
социально-культурных проектов и получение денежных средств для реализации
творческих планов, т. к. денежные средства стали выделяться под конкретные
проекты.
В исследованиях современных теоретиков и практиков большое
внимание уделяется таким видам проектов в социально-культурной сфере, как проектированию
культурно-досуговых программ; сценарному проектированию (проектирование
социально-культурных мероприятий, презентаций, шоу-программ и т. д.);
проектированию образовательных программ (социально-педагогических, адаптивных и
т. д.); художественно-экспозиционному проектированию (проектирование выставок,
экспозиций); средовому проектированию (дизайну); организационному
проектированию, предполагающему функционально-содержательное определение моделей
учреждений социально-культурных, системы их менеджмента, разработка новых
организационно-управленческих структур данных учреждений и т. д.
Социально-культурное проектирование представляет собой
деятельность, имеющую влияние на устранение разнообразных социальных проблем, обогащение
социально-культурной сферы, эффективность социально-культурной деятельности. Оно
не только позволяет достигать ожидаемого результата, но и способствует
утверждению проектного мышления в социально-культурной практике. Считается возможным
определять социально-культурное проектирование как научно-познавательную
деятельность, нацеленную на разработку и реализацию технологически
проработанных множеств решений актуальных социально-культурных проблем,
моделирование социально-культурных парадигм[1].
Цель – изучение социально-культурного
проектирования как научно-практической деятельности.
Задачи:
· изучить основы технологии социально-культурного
проектирования;
· рассмотреть
социально-культурное проектирование с позиции научно-практической деятельности. [1] Бабаян,
А. В. К вопросу о методологических подходах к социально-культурному
проектированию [Электронный ресурс] // Crede Experto: транспорт, общество,
образование, язык. 2019. № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-metodologicheskih-podhodah-k-sotsialno-kulturnomu-proektirovaniyu
(дата обращения: 12.09.2021).
Заключение:
Одной из основополагающих
характеристик «человека культурного» является его способность к продуктивному
воображению, проективной деятельности, творческому и свободному преобразованию
реальности на основе «модели потребного будущего». Данная способность задается
самой сущностью культуры, представляющей собой, прежде всего, совокупность
«проектных» (т. е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и
преобразования мира – природы, общества, самого человека. Смысл культурной
деятельности заключается в ее «улучшающем» характере, в «культивировании» всех
составляющих человеческого бытия.
Проектная деятельность
относится к разряду творческой, инновационной деятельности, т. к. предполагает
преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую
можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Являясь одной из составляющих
раздела прикладной культурологии, социально-культурное проектирование
подразумевает исследование организации и технологии культурной жизни общества,
деятельности учреждений культуры, культурных центров досуга, методику проведения
массовых культурных мероприятий. Одной из форм деятельности по социокультурному
проектированию является разработка культурной политики, экономическое и
духовное обеспечение реализации культурных программ.
Социально-культурное проектирование, являясь видом
теоретической деятельности, предполагает поиск и нахождение типологических
образцов и постановку достижимых целей, которые интегрируют научные знания с
практикой их реализации. Эта деятельность включает теоретические, логические
процедуры по типологизации ценностей и ценностных ориентаций людей в их
динамике, которые основаны на взаимосвязях и опосредованиях с социальным
бытием, с миром общечеловеческих ценностей.
Специфика проблемы социально-культурного проектирования
состоит в том, что оно не может быть адекватно представлено в виде задачи
формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по четко
сформулированному, однозначному критерию оптимальности социокультурной
деятельности. Это многокритериальная, количественно-качественная проблема, которая
решается на основе сочетания общенаучных и междисциплинарных подходов в социально-культурном
проектировании.
Социально-культурное
проектирование, являясь специфической технология, представляет творческую, конструктивную
деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин
их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние
объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств
достижения поставленных целей.
Объектом социально-культурного
проектирования является сложное образование, которое включает в себя
накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение,
противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика
о норме составляет проблемное поле формирования и реализации социально-культурных
проектов. Проект в этом случае выступает в качестве средства сохранения или
воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих
сложившимся нормам.
В результате анализа
сущности социально-культурного проектирования и научно-практической деятельности
можно утверждать, что социально-культурное проектирование является частью
научного конструирования какой-то реальности и выступает как научно-практическая
деятельность.
Фрагмент текста работы:
1. Основы технологии социально-культурного проектирования В настоящее время одной из актуальных проблем
социогуманитарной науки является изучение социально-культурного проектирования,
определение границ проектирования с учетом новых качеств человеческих
коммуникаций.
В научной литературе за последние 20 лет широкое
распространение получили описания различных типов проектирования:
· педагогического (создание образов и моделей идеального человека в рамках этических и
педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития);
· социального (создание моделей общественных явлений, социальных
институтов, новых форм
социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления,
законов и т.д.);
· инженерного (проектирование «второй природы» из материала «первой») и
др.
Сегодня авторы выделяют несколько видов проектирования, обобщив
положения ведущих специалистов в области социокультурного проектирования (Т. М.
Дридзе, В. М. Розина, И. В. Жежко, Э. А. Орловой и др.).
· художественное проектирование «второй реальности» с помощью
образа, символа, знака;
· духовно-ценностное – создание в рамках религиозно-этических систем
идеала;
· философско-теоретическое – конструирование моделей мира и человека
на основе рационального мышления.
Можно отметить, что вышестоящим термином к «социокультурному
проектированию» является термин «социальное проектирование». В. А. Луков
предлагает следующее определение: «Социальное проектирование – вид
деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной
сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных
социальных проблем. Социальное проектирование – это конструирование индивидом,
группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой
цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. Назначение любого
социального проекта – изменение социальной среды, осуществление инновации»[1][2]. [1]Васильковская, М.
И. Социально-культурное проектирование как форма культурно-досуговой
деятельности молодежи [Электронный ресурс] // Учёные записки (АГАКИ). 2017. № 2
(12). – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnoe-proektirovanie-kak-forma-kulturno-dosugovoy-deyatelnosti-molodezhi
(дата обращения: 12.09.2021). [2]Луков,
В. А. Социальное проектирование : учеб. пособие / В. А. Луков. – М.:
Изд-во Моск. гуманит. ун-та : Флинта, 2009. – 240 с.