Контрольная работа на тему Социально-экономический и политический строй Греции по данным «Илиады» и «Одиссеи»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Основная часть 5
Заключение 11
Библиографический список 12
Введение:
Гомер–легендарный древнегреческий поэт, чьему авторству приписываются одни из наиболее древних памятников европейской литературы. Отмечается, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, однако совершенно понятно, что влияние, которое оказали эти произведения, поистине велико. «Илиада» и «Одиссея» еще во времена Древней Греции стали эталоном не только литературы, но и этических и религиозных норм.
«Илиада» и «Одиссея» предстают перед читателем в виде целостных законченных произведений. Кроме того, они являются древнейшим памятником греческой литературы, что обуславливает актуальность изучаемой темы. Более того, изучение данных произведений (особенно с точки зрения социально –экономического и политического развития) позволяет проследить ход чрезвычайно важных процессов становления Великой цивилизации. Представляется, что найти ответы на целый ряд вопросов (в том числе имеющих отношение к современным реалиям) затруднительно, не имея представления об историческом контексте.
Таким образом, цель работы –проанализировать изменения в социально –экономической и политической сферах жизни Древней Греции, опираясь на поэмы Гомера. Это возможно, так как по мнению ряда специалистов, историзм –главный источник вдохновения автора .
Задачи:
1) Рассмотреть экономический строй Греции гомеровского периода;
2) Проанализировать социальные изменения, характерные для рассматриваемого нами периода;
3) Выявить основные черты политической жизни.
Фрагмент текста работы:
Основная часть
Хотя рассказ Гомера ведется о далеком и почти сказочном прошлом, в поэмах содержатся многочисленные свидетельства, позволяющие реконструировать хозяйственную жизнь Греции эпохи «темных веков», социальную структуру гомеровского общества, его быт и нравы. Жизнь после XII в. до н. э. — жизнь довольно примитивных сельских общин. Основа экономики — земледелие (см. описание сельскохозяйственных работ на щите Ахилла в XVIII песни «Илиады»). При обработке земли гомеровские греки используют плуг с железным лемехом, т. е. они знают железо.
Мягкую новь он представил еще, плодородную пашню,
Трижды взрыхленную плугом. И много на ней землепашцев Гнало парные плуги, ведя их туда и обратно;
Каждый раз, как они, повернувши, к меже подходили,
В руки немедля им кубок вина, веселящего сердце,
Муж подавал, подошедши.
(Илиада, XVIII, 541—546)
Наряду с разведением зерновых занимались и садоводством , особое внимание уделялось виноградарству. Большое значение имело и скотоводство. Одиссей имел 12 стад быков круторогих, столько же стад овец, коз и свиней.
Железо, хотя и применялось в гомеровском обществе, но было весьма ценным и, видимо, еще редким материалом. Среди прочих наград для соревнующихся на тризне Патрокла упоминается «круг из железа» (его должно было хватить на пять лет!). Чаще упоминается оружие и орудия труда, сделанные из бронзы и меди.
Есть у гомеровских греков и ремесленники, хотя города как центра ремесла и торговли еще не существует. «Бродячие демиурги» (ремесленники) подобно певцам или знахарям ходят от деревни к деревне. Упоминаются кузнецы, плотники, горшечники, кожевники, ткачи, золотых и серебряных дел мастера и т.п. Торговля достаточно примитивна; как правило, это натуральный обмен, меновая торговля, но есть понимание того, что вещи можно сравнить по их ценности. В качестве мерила ценности чаще всего выступает скот.
Первый приз — треножник большой для огня. Тот треножник
Между собою ахейцы в двенадцать быков оценили.
Для побежденного мужа он женщину вывел, в работах
Многих искусную; эту в четыре быка оценили.
(Илиада, XXIII, 702-705)
Но были и другие мерила: куски меди, железа, топоры, треножники. Денег пока еще нет, нет и настоящего купечества. В качестве купцов выступают чужеземцы-финикийцы, и привозят они в основном предметы роскоши. Поторговав, финикийцы не прочь были и пограбить, и похитить людей (история свинопаса Эвмея в «Одиссее»). Пиратство — важное добавление к примитивным меновым отношениям — почти не считалось зазорным. Греческие купцы — явление редкое, и относятся к ним гомеровские аристократы полупрезрительно.
Гомеровское общество представляет собою совокупность сельских общин, организованных по родовому принципу. В основе общественной организации — род, несколько родов объединяются во фратрию, а несколько фратрий составляют филу. Каждая община — поселение одной или нескольких фил. Время от времени филы объединяются для совместных военных предприятий (как Троянский поход). В то же время растет роль семьи, Основная единица общества – патриархальная моногамная семья с замкнутым хозяйством – ойкос . Причем встречаются как большие семьи, характерные для родового общества (семья Приама — 50 сыновей с женами и 12 дочерей с мужьями), так и малые семьи (Одиссей с женой живут отдельно от его отца Лаэрта). Родовые отношения уживаются с новыми, идущими им на смену: существует кровная месть, но можно взять и выкуп.
В каждой общине свой правитель — басилевс (царь). Главенство одного из них над другими если и бывало (во время совместного похода), то весьма условно. Ахилл может заявить номинальному главнокомандующему Агамемнону: «Пьяница жалкий с глазами собаки и с сердцем оленя! <…> Царь, пожиратель народных богатств, — над презренными царь ты!» (Илиада, I, 225, 231). Басилевс — военный предводитель, наибольшей властью он пользуется именно во время войны. В мирное время он жрец и судья . Первоначально, видимо, цари выбирались, затем власть стала передаваться по наследству. Несколько раз в поэме описываются царские дворцы и быт двора, например прекрасный и роскошный дворец Алкиноя в Схерии (считается, что это микенская реминисценция). В то же время, когда поэт описывает дворец Одиссея, он упоминает о такой детали: рядом с домом-большая куча навоза, на которой лежит верный пес Аргус (Одиссея, XVII, 297—302).