Контрольная работа на тему Социальная коммуникация и общение: сущность и соотношение понятий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 Понятие и сущность общения 5
2 Типология социальной коммуникации 7
3 Соотношение понятий социальная коммуникация и общение 12
Заключение 16
Список литературы 17
Введение:
Современное состояние развития теории общения оставляет за собой ряд научных дискуссий о сущности явления общения. Существование большого количества разновидностей деятельностного взаимодействия предполагает возникновение проблемы существования и соотношение ряда понятий, которые используют в своих исследованиях ученые разных направлений. Широкое использование понятий «Общение» и «Социальная коммуникация» не является исключением и не способствует более четкому пониманию сущности этих явлений. Часто ученые используют данные понятия как синонимы, и это вызывает определенное недоразумение. Знание общих черт и различий между понятиями «общение» и «социальная коммуникация» необходимо для полноценного понимания сущности и формирования коммуникативной деятельности. Профессиональная деятельность может требовать от человека умения действовать как в роли «субъекта», так и в роли «объекта» деятельности, быть пассивным получателем информации и полноценным партнером в общении. Как общение, так и социальная коммуникация выступают элементами единой коммуникативной деятельности, которая имеет непосредственное влияние на эффективность профессиональной деятельности. Знание общих черт, различий, разновидностей явлений общения и социальной коммуникации позволят глубже понимать сущность исследований и получать качественные научные результаты. Указанное формирует актуальность данной контрольной работы.
Анализ научной литературы различных направлений показал, что вопросы общения и социальной коммуникации не являются новыми для всех наук. Среди исследований, освещающих особенности отдельно общения, общения и социальной коммуникации, профессионального общения, и прочее, можно перечислить работы таких ученых, как Ф. Бацевич, А. Волобуева, М. Каган, В. Кан-Калик, А. Леонтьев, Б. Ломов, С. Максименко, К. Александренко, Т. Щербань и др.
Феномены «общение» и «социальная коммуникация» часто употребляются в различных науках для обозначения процессов взаимодействия. Зарубежные ученые чаще обращаются к термину «communication» (от англ. «коммуникация, связь, средства общения»), который в отечественной науке рассматривается и как «коммуникация», и как «общение». Среди произведений как отечественных, так и зарубежных ученых можно встретить различные толкования этих феноменов: одни видят в них совершенно разное наполнение; другие — рассматривают как понятия, которые являются очень близкими по смыслу, однако не отождествляют их.
В целом не существует единой формулировки определений, но ввиду того, что теория общения сегодня находится на этапе своего становления, мы сделаем попытку определить эти два понятия в контексте нашей контрольной работы.
Цель контрольной работы — определить сущность и соотношение понятий общение и социальные коммуникации.
В связи с поставленной целью в контрольной работе решаются следующие задачи:
— изучить понятие и сущность общения;
— рассмотреть типологию социальной коммуникации;
— проанализировать соотношение понятий социальная коммуникация и общение.
В контрольной работе использованы метод сравнения, описательный метод и метод системного анализа.
Заключение:
Общение, так же, как и социальная коммуникация, совместима с деятельностью людей. Отличным между ними есть лишь способ взаимодействия между ними. Общение — это двунаправленный единственный диалог, который приводит к обогащению информации, созданию совместного продукта общения, а социальная коммуникация — это обмен монологами. В научной литературе чаще встречается термин общение, но это не уменьшает роли явления социальной коммуникации во время различной деятельности. Многие ученые считают эти два явления взаимозаменяемыми, а другие рассматривают социальную коммуникацию как разновидность общения.
Общение — это присущая каждому человеку потребность познавать мир, развиваться интеллектуально и эмоционально, жить полноправной жизнью в любых социокультурных условиях. Потребность в общении возникает, если есть вопрос, на который человек не имеет ответа. Развитие навыков диалогического общения является залогом развития профессионального мышления, речи, увеличения лексического запаса профессионального направления. Через общение человек строит отношения с другими людьми, обменивается с ними мыслями, идеями, опытом, эмоциями, чувствами.
В контрольной работе рассматриваются феномены «общение» и «социальная коммуникация» и с помощью метода сравнения делается анализ сущности понятий с позиций различных гуманитарных наук; указываются общие и отличительные черты понятий «общение» и «социальная коммуникация» с позиции деятельностного подхода; дается характеристика разновидностям общения и социальной коммуникации.
Фрагмент текста работы:
1 Понятие и сущность общения
Понятие общения является чрезвычайно широким и включает в себя различные аспекты. Общение — это, во-первых, сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который возникает на основе потребностей и совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание друг друга; во-вторых, это взаимодействие субъектов через знаковые средства, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимые изменения состояния, поведения партнера. В характеристике общения важны его функции.
Б. Ломов выделяет три группы таких функций — информационно-коммуникативную, регуляционных-коммуникативную и аффективно-коммуникативную.
Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации. Реализация этой функции имеет несколько уровней. На первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, вступающих в психологический контакт. Второй уровень — передача информации и принятие решений. На этом уровне общение реализует цели информирования, обучения и др. Третий уровень связан со стремлением человека понять других. Общение здесь направлено на формирование оценок достигнутых результатов (согласование — несогласование, сравнение взглядов и т.п.).
Регуляционно-коммуникативная функция заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия. Происходит процесс взаимного налаживания действий. Здесь выявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности совместимость людей, их изношенность, осуществляются взаимная стимуляция и коррекция поведения.
Аффективно-коммуникативная функция характеризует эмоциональную сферу человека. Общение влияет на эмоциональные состояния человека. В эмоциональной сфере проявляется отношение человека к окружающей среде, в том числе и социального. Одной из особенностей общения является формирование межличностных отношений.