Контрольная работа на тему Социальная философия школы Фа-цзя (необходимо раскрыть истоки и условия зарождения школы, осветить суть теоретической позиции Хань Фей-цзы по вопросам этики и политики, роль этого учения в китайской истории)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Истоки и условия зарождения школы Фа-цзя 5
2. Теоретическая позиция Хань Фей-цзы по вопросам этики и политики 8
3. Роль учения Хань Фей-цзы в китайской истории 12
Список литературы 18
Введение:
Китай — страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н.э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) существует рабский образ жизни хозяйства. Труд рабов, в который были превращены пленные, использовался в скотоводстве, в сельском хозяйстве. В XII веке до нашей эры. В результате войны государство Шан-Инь было побеждено племенем Чжоу, которое основало свою династию, которая просуществовала до III века до н.э.
В древнем Китае расцвет социальной и политической мысли приходится на VI — III век до нашей эры. В этот период происходят глубокие экономические и политические изменения в связи с появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри сообществ привел к росту благосостояния, ослаблению патриархальных клановых связей, углублению социальных противоречий. В этот период обострилась борьба между собственностью и наследственной аристократией. В стране развился политический кризис, который долгое время длился. В поисках выхода из кризиса в социальной и политической мысли появляются различные школы и направления.
Философия зародилась в недрах мифологических идей, использовала их материал. История древнекитайской философии не была исключением в этом отношении. Философия древнего Китая тесно связана с мифологией.
Легизм (Фа цзя) — школа законников — была политической доктриной, возникшей в древнем Китае примерно в то же время, что и конфуцианство (VI-V вв. до н.э.). Теоретические основы легизма были разработаны Шан Яном (IV век до н.э.) и Хань Фэй-цзе (III век до н.э.), практически они были реализованы императором Цинь Ши Хуаном, который, используя легизм, смог до III века до н.э. объединить Китай и создать централизованное деспотическое государство.
Актуальность заключается в том, что это легизм является единственной китайской доктриной, которая, во-первых, настаивает на исключительно антагонистическом характере отношений государя с подданными и видит главную задачу имперского правления в достижении духовного ослабления своего собственного народа. Во-вторых, он подвергает остракизму образование и приносит извинения за невежество, откровенно заявляя, что невежественных людей гораздо легче принуждать к тяжелой работе и подчинению властям, чем образованным людям. В-третьих, признает, что война отвечает потребностям первозданной природы человека, что крайне необходимо для государства, и призывает к физическому уничтожению не только политических противников правящего режима, но и всех диссидентов.
Цель работы: проанализировать учение китайской философской школы Фа-цзя.
Заявленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрыть истоки и условия зарождения школы Фа-цзя,
раскрыть суть теоретической позиции Хань Фей-цзы по вопросам этики и политики,
выявить роль учения Хань Фей-цзы в китайской истории.
Объект работы: философия Китая.
Предмет работы: учение Фа-цзя.
Главными источниками исследования при написании работы послужили: сеть Интернет и литература, отражающая китайскую философию.
Данный материал можно использовать как конспект при подготовке к занятию по философии на данную тематику.
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.
Заключение:
Развитие теоретического мышления и формирование философии — длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних этапах развития человеческого общества. Самые древние философские системы, которые пытались найти ответ на вопрос о происхождении, о сущности мира и месте человека в нем, имели давнюю историю, но они появились на относительно развитой стадии классовых отношений.
Древнюю и средневековую китайскую философию нельзя отделять от развития духовной жизни китайского общества в целом. Она развивалась самостоятельно, и только буддизм существенно повлиял на нее, однако в течение нескольких веков он был приспособлен к местной традиции и духовной жизни. Китайскую философию можно характеризовать как единое целое, развитие которого определялось способностью интегрировать в себе различные новые внешние влияния.
Школа Фа-Цзя, более известная как Школа Легистов, была основана в IV веке до н.э. и была главной силой, противостоящей конфуцианству в социальной политике и этике. На первый взгляд, это два совершенно разных учения, но при ближайшем рассмотрении можно заметить, что общие черты присутствуют и, кроме того, послужат одной из причин будущего синтеза учений этих философских школ.
Легисты в политике и этике были прежде всего реалистами. Если для конфуцианцев теория стояла как бы выше практики, а политика считалась производной от морали, то для легистов практика и потребности конкретного развития были в первую очередь.
В теории легизма не было ни одного создателя. Развивались его министры, политики и реформаторы с VII-III вв. до н.э. Наиболее известными представителями Школы Законников были Гуань Чжун, Цзы-Чань, Шэнь Бу-хай, Шан Ян, Ли Куй, У Ци, Хань Фэй-цзы и Ли Сы. Их деятельность была направлена на укрепление центрального правительства, повышение авторитета закона, власти правителя и его министров, укрепление административно-бюрократического аппарата.
Главным вопросом школы легистов был вопрос о правильном управлении государством. Философы считали, что политика и мораль несовместимы, в идеальном государстве должно быть два направления деятельности — поощрение и наказание своих граждан. Доминирующей идеей школы этого направления было полное равенство всех людей перед законом, перед правительством и перед богами. Поэтому они полагали, что звания и звания должны присваиваться не по рождению, а по способностям и заслугам. Человек незначительного происхождения может стать первым министром мандарина, и, наоборот, глупый чиновник должен потерять все свои звания. Основной тезис легизма — полное подчинение существующему закону. Единственным исключением из этого правила является суверенный правитель, которому подчиняются все вещи. Единственным истинным наказанием для диссидентов является смертная казнь.
Таким образом, представители школы Фа-цзя в своих суждениях исходили из того, что человек по своей природе злится. Изначально звериная сущность, присущая человеку, не может быть изменена путем воспитания, но ее проявления можно предотвратить с помощью строгих единых законов.
Легисты считали, что для порядка в государстве необходимо было:
иметь максимум наказаний и минимум наград в государстве;
карать жёстко, внушая трепет;
наказать за мелкое хулиганство тяжело, тогда условия для тяжких преступлений не появятся;
отделять людей от взаимных подозрений, слежки и доносов.
Эту программу осуществлял император Цинь Ши-Хуан, который ввел единое законодательство, денежные единицы, письменность, имущественные и социальные градации населения, создал единый военно-бюрократический аппарат.
Фрагмент текста работы:
. Истоки и условия зарождения школы Фа-цзя
Легизм (фр. Légisme) — философская школа периода Чжаньго (Сражающиеся царства) китайской истории, сформировавшаяся в IV — III веках до н.э., также известный как Школа Законников.
Легисты Шань Ян, Хань Фэй-Цзы, Цзы-чан и другие отвергли методы управления, основанные на ритуалах и традициях, высмеивали рассуждения человека о гуманности, долге, справедливости, братской любви.
Школа Фа-цзя, более известная как Школа Легистов, была главной силой, противостоящей конфуцианству в социальной политике и этике. На первый взгляд, это два совершенно разных учения, но при ближайшем рассмотрении можно заметить, что общие черты присутствуют и, кроме того, послужат одной из причин будущего синтеза учений этих философских школ.
Легисты в политике и этике были прежде всего реалистами. Если для конфуцианцев теория стояла как бы выше практики, а политика считалась производной от морали, то для легистов практика и потребности конкретного развития были в первую очередь.
Предтечей легизма, его первым выдающимся представителем является Гуань Чжун, имя которого связано с идеей первых серьезных реформ, направленных на укрепление власти правителей королевств. Все видные министры-реформаторы Чжоу Китая обычно причисляются к легистам. Культ закона, точнее, административных приказов, осуществляющих централизованную власть правителя — это главный тезис легизма [5].
Крупнейший представитель раннего легизма и основатель доктрины Шан Ян (ок. 390–338 гг. до н.э.) инициировал знаменитые реформы, узаконившие частную собственность на землю в стране. Черновики реформ и составленные им указы были включены в трактат «Шан чзунь шу» («Книга правителя области Шан»).
Основные идеи школы:
Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, возникновение идеи распределения титулов не по рождению, а по реальной заслуге, согласно которой любой простолюдин имел право продвигаться к первому министру. Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою верность государю на службе в армии.
Успех в политике достигается только тем, кто знает ситуацию в стране и использует точные расчеты.
Следует изучить опыт предыдущих правителей. И в то же время «для того, чтобы приносить пользу государству, не нужно подражать античности».
Для политики экономическая ситуация в стране очень важна.
В области управления было предложено сосредоточить всю власть в руках верховного правителя, лишить губернаторов власти и превратить их в рядовых чиновников. Умный правитель, говорит трактат «Шан Цзюнь Шу», «не потворствует смуте, но берет власть в свои руки, устанавливает закон и посредством законов наводит порядок» [7].
Чтобы обеспечить представительство состоятельных слоев в государственном аппарате, была предусмотрена продажа бюрократических позиций.
Шан Ян сделал только одно требование к чиновникам — слепо подчиняться государю.
Предполагалось ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и отчество местной администрации.
Было также предложено установить единые законы для всего государства. Закон понимался как репрессивная политика (уголовное право) и административные распоряжения правительства.
Шан Ян рассматривал отношения между властями и народом как антагонизм противоборствующих сторон. «Когда нация сильнее своих властей, государство слабое; когда власть сильнее их народа, армия сильна[5]. «В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и не связана никаким законом.
За малейшее преступление должен быть наказан смертью. Эта карательная практика должна была быть дополнена политикой, направленной на искоренение инакомыслия и одурачивание людей.
Высшая цель деятельности суверена — создание могущественной державы, способной объединить Китай посредством агрессивных войн.
Легизм делится на ранний и поздний. Более поздние последователи Шан Ян отказались от самых одиозных учений и, наполнив легизм моральным содержанием, приблизили его к даосизму и конфуцианству.
Основой учения о легизме является учение о главенстве единого правового закона (фа) в жизни государства. Создателем закона может быть только самодержавный правитель. Напротив, законы о приличии могут быть изменены и пересмотрены в соответствии с потребностями момента. Другими важными аспектами легизма являются доктрины шу, «искусства» политического маневрирования, прежде всего контроля над чиновниками, и ши, «власти / насилия» как гаранта основанного на правилах управления. Этические и политические конструкции легистов часто поддерживались естественными философскими идеями даосского характера [2].
Таким образом, теоретики легизма создали целостную концепцию деспотического государства, функционирующего в условиях неограниченной власти правителя, который единолично управлялся единым административным аппаратом. Они предложили идеи: государственного регулирования экономики через меры по содействию сельскому хозяйству; упорядочения налогообложения; систему централизованного правительства, основанную на принципе регулярного административного деления; назначение чиновников вместо традиционного наследования постов; принцип присвоения дворянских чинов, грантов и привилегий; контроль над мышлением граждан, цензурный надзор за должностными лицами; систему взаимной и групповой ответственности.