Контрольная работа Педагогика/Психология Социальная психология

Контрольная работа на тему Социализация личности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Основная часть 5
Практическое задание 14
Заключение 15
Список использованной литературы 17

  

Введение:

 

Одним из основных понятий психологической науки является личность. В современной психологической литературе понятие «личность» раскрывается весьма многообразно и разноречиво.
Научное понятие «личность» достаточно сложное. Говоря о личности, подразумевают некоторое особое состояние человеческого бытия, положение человека в мире. Непростая задача, используя лишь строгое научное определение, выразить во всей полноте сущность личности. Потому, приступая к работе над данной темой, нам важно иметь «точку отсчета». В качестве такой исходной позиции может служить общее представление о предмете психологии личности, сформулированное А.Н.Леонтьевым и получившее признание в отечественной психологии:
«Личность — это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Сущность человека как личности есть совокупность общественных отношений» .
Личность — это особое качество, которое характеризует человека с точки зрения его общественных связей и отношений, т.е. отношений с другими людьми. Личность — это человек как продукт социальных отношений.
Личность — система социальных ролей. Сеть взаимодействующих позиций существенным образом регулирует и ограничивает общение между людьми. Социальная роль — ожидаемое поведение человека, занимающего данное общественное положение, обязывающее вести себя определенным образом.
Процесс становления личности осуществляется в многообразных социальных отношениях, в которые он включается своей духовностью.
В сфере социальной психологии, одним из важнейшим вопросом является вопрос о том, как человек развивается и как он входит в социальную жизнь. И в наиболее общем смысле «социализация это процесс, посредством которого индивид приобретает знания ценности, усваивает язык, социальные умения и социальную чувствительность, позволяющий ему интегрироваться в общество и адаптивно вести себя в нем.
«Социализация — процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля»
Социализация — это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющими принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Процесс социализации — это единство изменений всех трех рассмотренных сфер: деятельности, общения, самосознания .
Каждая из этих сфер может быть охарактеризована как область обретения, расширения и умножения социальных связей личности с ее внешним и внутренним миром. В каждой из них осуществляется одновременно и расширение, и усложнение многослойных и многозначных социальных связей.
В течение всей жизни, в различных социальных группах происходит социальное становление человека. Именно такие группы, задающие системы внешней регуляции системы индивида, называются институтами социализации. Наиболее влиятельные из них — семья, школа, производственная группа.
Социализация человека происходит посредством сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Наиболее принятыми явлениями, в широком спектре механизма социализации, являются внушение, убеждение, подражание, имитация, идентификация, эмпатия.
Например, Шевандрин Н.А. предлагает в качестве социально-психологических механизмов социализации : подражание — сознательное или бессознательное воспроизведение навязываемых моделей поведения, опыта значимых других людей, почерпнутого из иных источников; внушение — неосознаваемое, некритическое усвоение и последующее воспроизведение опыта, мыслей, чувств, шаблонов и алгоритмов, предлагаемых другими; убеждение — осознанное, критическое усвоение и последующее воспроизведение, ценностей, норм, ориентиров, поведенческих алгоритмов и т.д. идентификацию — отождествление себя с определенными людьми или социальными группами, посредством которого осуществляется усвоение разнообразных норм, отношений, форм и алгоритмов поведения; эмпатию — эмоциональное сопереживание через чувственную идентификацию себя с другими. С накоплением жизненного опыта эмпатические переживания становятся более устойчивыми.
В качестве еще одного механизма социализации выступает оценка желаемого поведения, осуществляемая в процессе социального контроля. В этом случае подкрепляющим и формирующим фактором служит реакция окружающих, а образ взаимного восприятия является своеобразным регулятором поведения. К числу механизмов социализации относятся также конформность и негативизм, традиционно трактуемые как личностные детерминанты эффективности группового давления, что не совсем правомерно, т.к. в этом случае речь идет всего лишь о предрасположенности к влиянию социального окружения .
Социализация — исторически обусловленный в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация может протекать как в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности, так и стихийно. Она предполагает становление человека как личности в процессе разностороннего познания им окружающей действительности и самого себя, вхождение его в общественную среду и адаптацию к ее условиям посредствам усвоения культурных норм, социальных и профессиональных ролей.
Личность социализируется в процессе перманентной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности и расширяющейся сфере активности. Адаптацию принято считать основным механизмом социализации.

   

Фрагмент текста работы:

 

Как отечественные и западные ученые поднимают процесс социализации?
В современной философии, социологии, психологии и педагогике социализация представляет собой целостный и универсальный процесс в единстве фило- и онтогенеза. (С. С. Батенин, О. И. Иванов, И. С. Кон, В.Момов, Б. П. Парыгин и др.; Е. Н. Сорочинская, Л. С. Выготский, М. М. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Е. Н. Шиянов и др.). Проблема социализации личности для отечественной педагогики была темой недоступной, мало разработанной по причине идеологических установок существовавших в обществе.
В отечественной психологической науке решаются вопросы интеграции социализации и образования, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания. Образование, по утверждению М. И. Шиловой, призвано определять условия, в которых осуществляется социализация — национальные ценности, цели, способы, формы культурного самоопределения и т. п., а также формировать нормативно-организационную основу образовательной деятельности влияющей на процессы воспитания. Социализация как явление, рассматривается в аспекте процессуальном и результативном, где основным ядром выступают социальные отношения.
В исследованиях Н. Ф. Головиной были выделены несколько подходов характеризующих социализацию в психолого-педагогическом аспекте : -социологический — рассматривающий социализацию, как механизм трансляции культуры от поколения к поколению, охватывающий стихийные взаимодействия и организованные процессы воспитания и образования; -факторно-институционный — определяющий социализацию как совокупность факторов, институтов и агентов социализации; -интеракционисский — раскрывающий социализацию как межличностное взаимодействие, общения, определяющих становление личности и ее внутреннюю картину мира (ценностей, норм, установок, стереотипов); -интраиндивидуальный — определяющий социализацию как адаптацию личности в социальной среде и ее творческую самоорганизацию.
Понятие «социализация» было введено в психологию в 40–50-е гг. А. Бандурой и Дж. Кольманом. В разных научных школах это понятие получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение, в школе символического интеракционизма — как результат социального взаимодействия, в экзистенциальной психологии — как само-актуализация «Я — концепции». Психоаналитической традицией социализация понимается как вхождение изначально асоциального или антисоциального индивида в общественную среду и адаптация к ее условиям. В русле интеракционизма она трактуется как процесс и следствие межличностного взаимодействия людей. Большой интерес для теории социализации представляют работы Т. Парсонса. Согласно его взглядам индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью. Относительно теории Т. Парсонса, любая социализация в ролях, даже если это половые или возрастные роли, влечет за собой появление у социализируемого чувства неполноценности, т. к. его исполнение роли подвергается оценки сначала со стороны социализатора, а, в конечном счете, и собственной самооценки. Чувство неполноценности находит выражение как в индивидуальном отклоняющемся поведении, в создании субкультур компенсирующих, вовсе отвергающих или переориентирующих достиженческий ценностный комплекс (различные молодежные движения, теории, концепции, группы, группировки и пр.).
В зарубежных исследованиях сложились такие направления в раскрытии вопросов социализации как биопсихологизированное (А. Фрейд, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.), социологизированное (Ч. Кули и др.), «гуманистическая» социализация (Э. Клейн, Э. Фромм и др.). Представители первого направления считают, что процесс социализации диктуется природой личности и решает в связи с этим индивидуальные задачи развития; вторые — представляют социализацию как результат межличностного общения, где происходит «социальная репродукция» поведения; третьи — социализацию рассматривают в контексте межличностного общения. В отечественной науке были определены онтогенетический (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. А. Лентьев и др.) и филогенетический (С. С. Батенин, И. С. Кон, Б. П. Парыгин и др.) подходы к социализации. Первый — характеризует социализацию как процесс усвоения личностью социального опыта, включение ее в систему общественных отношений; второй — определяет социализацию как специфический способ передачи жизненного опыта от общества к личности, между двумя этими подходами связующим звеном выступает взаимодействие, в котором индивид присваивает определенные нормы и ценности, социальные роли, обеспечивая тем самым результаты социокультурного и психического развития.
Содержание процесса социализации определяется интеграцией социокультурного опыта определенной среды и социального опыта общения. Средствами социализации выступают факторы (социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация); институты социализации (семья, общество сверстников, организации, средства массовой коммуникации); различного типа отношения. Из названных средств мы акцентируем внимание на семье, социокультурной среде дошкольной организации и отношениях, которые создают определенную систему социальных связей, позволяющих ребенку идентифицироваться, взаимодействовать, противостоять. Именно эта система взаимосвязей — личность — семья — среда дошкольной образовательной организации выступают определенным механизмом социализации.
А. В. Мудрик определяет следующие универсальные механизмы социализации: традиционный, обеспечивающий индивиду присвоение норм, эталонов поведения; институциональный, определяющий отношения с различными институтами социализации и оказывающего влияние на становление поведения; стилизованный, действующий в рамках субкультуры (морально-психологические черты, поведение, соответствующее возрасту) и способствующего становлению стиля жизни; межличностный, обеспечивающий идентификацию личности; рефлексивный, помогающий личности принимать или отвергать ценности, транслирующие в данном сообществе .
По утверждению психологов, к социально-психологическим факторам относятся идентификация, подражание, имитация, внушение, конформизм, стыд и чувство вины (А. В. Петровский, Н. И. Шевандрин, Э. Эриксон и др.). С нашей точки зрения, разработка методов психолого-педагогической поддержки в рамках функционирования механизмов социализации обеспечит возможности дошкольнику адаптироваться в условиях дошкольной жизнедеятельности. Социализация понимается как процесс, последовательно изменяющийся, и характеризуется определенными стадиями — адаптация, самореализация, интеграция.
Процесс социализации определяется множеством факторов, понимаемых как причины, имеющие значение для определенного процесса. И. С. Кон, А. В. Мудрик выделяют макрофакторы (космос, земля, общественно-политический строй и т. п.), мезофакторы (этнос, город, село и т. п.), микрофакторы (семья, группа, детский сад, среда сверстников). Знание характеристик макрофакторов позволяет психологам и педагогам разрабатывать научно обоснованные программы социализации подрастающего поколения в целом . Воспитание в процессе социализации можно рассматривать как двуплановое явление: государство через воспитание стремится сформировать определенный тип гражданина; воспитатели и родители имеют собственные взгляды на цели воспитания, на его методы; сами дети с довольно раннего возраста то же имеют собственные (не сформулированные) концепции личности, отражающие влияние менталитета нации, специфически преломляющегося в связи с особенностями конкретной семьи, ближайшего социального окружения.
По мнению Д. Т. Лихачева, семья выполняет свои социальные и воспитательные функции в сферах долга любви и интереса. Именно на этих сферах жизни у детей рождается гуманизм по отношению к другим людям, формируются потребности к самостоятельному самовыражению и самоутверждению.

Какую периодизацию развития личности предлагает Э. Эриксон? В чем заключается роль «агентов» социализации с точки зрения ученого?
По мнению Эриксона, основы человеческого «я» коренятся в социальной организации общества. Каждой стадии развития личности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эти идеи Эриксона легли в основу 2-х важных понятий его концепции — «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребёнка ориентировано на включение его в социальную группу, формируется групповая идентичность. Параллельно с групповой формируется эго-идентичность, которая создаёт у субъекта чувство устойчивости и непрерывного своего «я», несмотря на изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Эриксон выдвинул 3 важных и новых положения. Во-первых, он предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется направленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и психологические стадии развития «я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности растягивается на весь жизненный цикл, а не заканчивается в подростковом возрасте. И в-третьих, каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут быть положительными и отрицательными .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы