Контрольная работа на тему Смысл заглавия рассказа Б.П. Екимова «Фетисыч»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 4
1. Место и роль Б. П. Екимова в современном литературном процессе: общая
характеристика. 4
2. «Заглавие» как литературоведческое понятие. 6
3. Анализ значения слов (понятий) в тексте рассказа, играющих важную роль
для понимания смысла названия
произведения. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 15
Введение:
Замечательному русскому прозаику и
публицисту Борису Петровичу Екимову в 2008 году была вручена литературная
премия Александра Солженицына – за
возвращение достоинства русской провинции. И это совершенно справедливо, на наш
взгляд, потому что «всякий, кто читал хоть один рассказ Екимова, наверняка
запомнил писателя. И хотя все его герои – жители задонских хуторов, каждый
скажет: это про нас, про меня. Про нашу жизнь – тревожную, разбитую на осколки.
Силой таланта и любви писатель бережно собирает эти осколки в повествовании,
которое… надолго останется в русской литературе как честное свидетельство обо
всем, что мы испытали…» [1, с. 73].
Главное в творчестве Бориса Екимова – то, что она
способствует нашей духовной реанимации, воскрешая в памяти забытые чувства и
слова: Совесть, Стыд, Доброта, Человечность, Гражданственность [2, 149].
Но сама правда в его произведениях часто грустная. Грустная оттого, что
торжество справедливости, свидетелем которого становится читатель, случайно. И сплошь и рядом оно
зависит опять-таки не от самодвижения жизни, не от нравственных деяний каждой личности, стремящейся жить
«по-божески, по-человечески», по правде и совести, а от сил, «дозирующих» ложь
и правду в нашей жизни и одним этим вносящих в нее неискоренимую нравственную
смуту, зло и беззаконие, которое тоже в их властных руках. И все-таки, несмотря
на грустную правду произведений, каждое из них обязательно несет с собой свет
души героя и надежду на преодоление трудностей, которые уготовила ему судьба.
Об одном из таких удивительно светлых и
чистых душою героев русской – донской – глубинки – рассказ Бориса Екимова
«Фетисыч» (1996), названный именем самого героя, и цель нашей работы –
определить, в чем смысл названия рассказа, который никого из читателей не
оставит равнодушным.
Заключение:
Б. Екимов ищет в своих героях, взращенных преимущественно деревней,
крестьянским трудом, те нравственные качества, спрос на которые особенно велик
в наше время: он не устает напоминать нам о высоком призвании
человека, не устает бороться с хамелеонством, поражающим человеческие души.
Новеллистика Б. Екимова выполняет важную общественную миссию, пытаясь не просто
пробудить в человеке совесть, но заставить его устыдиться, обратить свой гнев
на самого себя [2, с. 146].
Волнует писателя иное: та человечность, на которой родная земля держится.
Мерой человечности, которой всегда держалась русская земля, и проверяет Б.
Екимов своих героев, одним из которых стал деревенский мальчишка 9 лет с
серьезным мужским прозвищем – Фетисыч.
Определяя смысл и функции заголовка в рассказе Б. Екимова, мы можем
сделать вывод, что такие «говорящие» названия произведений играют огромную роль
в понимании идеи автора, становятся «проводниками» мысли писателя и невольно
вызывают одновременно и боль, и гордость за нашу прекрасную: «Черные, словно
воронье крыло, пашни, изумрудная зелень озимых хлебов, алые кисти рябины в
придорожных лесополосах» [6, с. 469], но
многострадальную родину, о которой пишет Б. Екимов в своих очерках: «Хорошо
работали и хорошо жили… Теперь на месте могучего совхоза – жалкие остатки… И те
же горькие слова: “Своих детей мы уже потеряли». Это – уходит колхоз. Уходит
колхозная жизнь. Ей замены пока нет» [6, с. 473].
Хочется верить в таких рассудительных, надежных и неравнодушных
мальчишек, как девятилетний Фетисыч, за которыми будущее и которые обязательно
что-то придумают на «замену» своими умными и светлыми головами для возрождения
русской деревни.
Фрагмент текста работы:
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ
1. Место и
роль Б. П. Екимова в современном литературном процессе: общая характеристика
Борис Петрович Екимов, известный российский писатель, прозаик и
публицист, член Союза писателей с 1976 года и Союза писателей России (с 1994 года). «Приютом спокойствия, трудов и вдохновенья» стал
для Б. Екимова небольшой город Калач-на-Дону Волгоградской области [3, с. 280], так писатель и живет, по его собственному
признанию, всё время на два дома: в Волгограде и Калаче-на-Дону [1, с. 74].
Б. Екимов познавал жизнь не понаслышке: в юности трудился на тракторном
заводе, служил в армию, работал учителем труда в сельской школе, ««отдавая все
свободное время той страсти души, которая не давала ему покоя. Этой «страстью
души» стала для него писательская деятельность [3, 280]. Первые публикации рассказов Б. Екимова в газетах
относятся к началу 70-х годов, а первая книга писателя «Девушка в красном
пальто» появилась в московском издательстве «Современник» в 1974 году и сразу
стала «заявкой» на собственное место в литературе. Книги писателя «У своих»,
«Офицерша», «Доехали благополучно», «Последняя хата», «Теплый хлеб», «Ночь
исцеления» и другие заняли прочное место в русской классической прозе 20 века:
Борис Екимов – лауреат Государственной премии РФ; был членом редколлегии еженедельника
«Литературная Россия»; член редколлегий журналов «Отчий
край», «Роман-газета»; член
комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ.
По-настоящему «открытие» Б. Екимова как писателя состоялось после
появления в 1979 году в журнале «Наш современник» рассказа «Холюшино подворье»,
вызвавшего баталии на страницах «Литературного обозрения». После этого
рассказа, ставшего ныне классикой советской деревенской прозы, Борис Екимов
обрел своего читателя и по сей день его произведения отличает сосредоточенность
нравственной проблематики, которая всегда составляла основу русской литературы [3, 281].
Герой Бориса Екимова сродни Пелагее Ф. Абрамова,
Катерине В. Белова, старухе Анне из «Последнего срока» В. Распутина, Кэлин И.
Друцэ («Святая святых»). Они принадлежат к тому же социально-психологическому
типу, который является излюбленным объектом художественного исследования Б.
Екимова, рисуемому без предвзятости и бездумной идеализации: писатель ищет в
своих героях, взращенных деревней. Однако он далек от абсолютизации
нравственности земледельца, которой иногда грешат писатели-«деревенщики» [2, 139 ].
Для писательской манеры Б. Екимова характерно то, что он чаще всего
проявляет интерес к ситуации нравственного выбора, вот почему творчество Б.
Екимова актуально всегда, и в доперестроечное время, и после, ведь нравственные
ценности во все времена неизменны и только они для человека могут стать нужными
ориентирами в жизни, его путеводной звездой.
Например,
в повести писателя «Пастушья звезда», как и во многих других произведениях, мы
видим жизнь в единстве трагического и лирического, серьезного и смешного, в
остром переплетении таких не стареющих, а обретающих молодость конфликтов,
сплетающихся воедино с тяготами и противоречиями времени. Повесть как
лирический пролог к невеселым событиям, о которых рассказывает писатель, тем не
менее смягчает их верой в то, что у каждого человека, как и у екимовского
героя, есть своя звезда, которая следит за ним свысока, оберегая от бед и
несчастий, переполняющих нашу суетную жизнь. Лейтмотив этот пронизывает всю
книгу, но оставляет хоть какую-то надежду в читательском сердце.
Повесть «Донос» также показательна для настроений Б. Екимова, которые
волнуют его. Здесь нет бурных столкновений, героических деяний. Хотя тогда,
когда герои Б. Екимова хоть на чуточку поднимаются над самими собой, их быт
становится даже героическим бытием, потому что в мирке маленького райцентра,
где каждый знает всё обо всех, где каждый «повязан» бытом, постоянными
компромиссами и сделками, нужна, безусловно, смелость, чтобы назвать вещи
своими именами [3, 281].
2.
«Заглавие» как литературоведческое понятие
Заглавие, или рама произведения, по
А. Н. Николюкину [4, с. 852], – это
совокупное наименование компонентов, окружающих основной текст произведения. Заголовочный
комплекс может включать в себя полный перечень компонентов: имя (псевдоним)
автора, заглавие, подзаголовок, посвящение, предисловие, эпиграф).
Рамочные компоненты, как правило,
наиболее явно обнаруживают присутствие автора в произведении, его ориентацию на
определенного адресата. Большая роль в «установлении контакта» между читателем
и книгой принадлежит заголовочному комплексу и авторским предисловиям,
создающим определенную установку восприятия. Но художественный текст,
функционируя одновременно и как отдельное произведение, и как часть литературы
вообще, вступает в «диалогические отношения» не только с читателем, но и с
другими текстами.
Аллюзивные заглавия, эпиграфы
(большая часть которых цитаты),
жанровые подзаголовки (подразумевающие наличие определенного литературного
ряда) подчеркивают открытость границ текста, его соотнесенность (иногда через иронию и отрицание) с текстами других
авторов и других эпох.
Заглавие –
первая, графически выделенная, строка текста, содержащая «имя» произведения.
«Называя» и идентифицируя, заглавие не только обособляет, отграничивает «свой»
текст от всех других, но и представляет его читателю. Оно сообщает о главной
теме, идее или нравственном конфликте произведения. В заглавии может
содержаться эмоциональная оценка героев или описываемых событий, которая
подтверждается или, наоборот, опровергается ходом повествования.
Заглавие – одна
из «сильных позиций» текста. Даже во внешне нейтральных заглавиях присутствие
автора всегда ощутимо. Именно поэтому заглавие становится для внимательного
читателя первым шагом к интерпретации произведения.
3. Анализ
значения слов (понятий) в тексте рассказа, играющих важную роль для понимания
смысла названия произведения
Для прозы 19–20
вв., в том числе для советской литературы, наиболее характерными оказываются
образные заглавия с усложненной семантикой (заглавия-аллюзии, символы, метафоры). Эта
особенность традиционно присуща и произведениям Б. Екимова, так, в частности, и
заглавие рассказа писателя «Фетисыч» можно считать образным, «говорящим»,
наполненным емким смыслом.