Контрольная работа на тему Слово и его значение в речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СЛОВО 4
2. КУЛЬТУРА РЕЧИ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Введение:
Язык возникает, развивается и существует как социальный феномен. Его основное назначение заключается в том, чтобы обслуживать нужды человеческого общества и прежде всего обеспечить общение между членами большого или малого социального коллектива, а также функционирование коллективной памяти этого коллектива.
Понятие общества относится к одному из трудно определимых. Общество – это не просто множество человеческих индивидов, а система разнообразных отношений между людьми, принадлежащими к тем или иным социальным, профессиональным, половым и возрастным, этническим, этнографическим, конфессиональным группам, где каждый индивид занимает своё определённое место и в силу этого выступает носителем определённого общественного статуса, социальных функций и ролей. Индивид как член общества может быть идентифицирован на основе большого количества отношений, которые его связывают с другими индивидами. Особенности языкового поведения индивида и его поведения вообще оказываются в значительной мере обусловлены социальными факторами.
Культура речи подразумевает объединяющее владение языковой нормой устного и письменного литературного языка, а также способность применять выразительные языковые средства в разного рода условиях коммуникации. Объект исследования — культура речи. Предмет исследования: средства эффективной коммуникации.
Цель данной работы состоит в изучении слова и его значения в культуре речи.
Для этого будут решаться следующие задачи: изучить определения «слова» и «культуры речи» и изучить состояние речевой культуры сообщества.
Состояние русской языковой культуры волнует сегодня многих. О данном вопросе говорят и пишут педагоги и журналисты, писатели, ученые — языковеды, специалисты и простые любители, и ценители языка.
Заключение:
Слово является центральной единицей языка: язык есть прежде всего система слов. Выступая как основная номинативная единица, оно в тоже время обнаруживает грамматические свойства языка, являясь его грамматической единицей. Слово как нормативную единицу называют лексемой; слово как грамматическую единицу называют формой слова.
Наука о словах как о лексемах, о лексике языка, о номинативных средствах языка называется – лексикологией. Лексическое значение – это содержание слова, соотнесение его с явлением реальной действительности, т. е. то, что обозначает отдельное самостоятельное слово.
Например, есть предмет мост и есть слово «мост», обозначающее этот предмет. Лексическое значение слова «мост» – сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь. Хотя понятие лежит в основе лексического значения слова, но знак равенства между значением и понятием поставить нельзя.
Лексическое значение слова многогранно. Помимо понятия, в его состав может входить эмоционально-экспрессивная окраска. Это объясняется тем, что язык является не только средством выражения и формирования мысли, но и средством выражения чувств и настроений. Лексическое значение слова тесно связано с грамматическим. Нет ни одного слова, обладающего лексическим значением и не имеющего социального грамматического оформления. Для выражения грамматических значений имеются особые материальные показатели, которые и придают слову грамматическую оформленность.
В русском языке существуют слова, которые имеют только одно значение (например, слово «карандаш» – обозначает именно этот предмет), а также есть многозначные слова (слова, имеющие несколько лексических значений – ножка, черствый). Образность, яркость русской речи достигается за счет использования разновидностей многозначных слов. Одними из них являются омонимы, синонимы, антонимы. Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (коса – вид прически, коса – сельскохозяйственное орудие).
Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи (небольшой, маленький, малый). Антонимы – это слова с противоположным значением (легкий – тяжелый)
Культура речи означает владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором реализовывается выбор и организация языковых средств, которые предоставляют возможность в определенной ситуации коммуникации и при следовании этике коммуникации гарантировать подобающий результат в достижении поставленных коммуникативных целей.
При характеристике совокупности знаний, навыков и речевых умений человека культура его речи предопределяется так: это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в какой-то ситуации коммуникации при следовании современных языковых норм и этики коммуникации предоставляют возможность гарантировать наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
В определении подчеркнуты три аспекта культуры речи:
— нормативный;
— этический;
— коммуникативный.
Этика речевого общения предписывает участникам коммуникации формирование благожелательной тональности разговора, которая приводит к согласию и успешности диалога.
Культура речи — это, в первую очередь, её реальные признаки и свойства, совокупность и системы которых говорят о её коммуникативном совершенстве:
— точность речи;
— логичность, владение логикой рассуждений;
— чистота;
— выразительность;
— богатство;
— уместность речи.
Таким образом, правильность речи, богатство индивидуального словаря увеличивает эффективность коммуникации, увеличивает действенность устного слова.
Речевая деятельность человека самая сложная и самая распространенная. Она составляет фундамент любой другой деятельности человека.
Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.
Культура речи — важнейшее условие общения. И овладение основами речевой культуры для каждого человека — не только необходимость, но и обязанность. Общаясь культурно, люди делают правильный выбор в направлении достижения коммуникативных задач.
В наше время коммуникация является одним из основополагающих факторов взаимопонимания между людьми, как результат культура речевого поведения важна всем людям, чья деятельность, тем или иным образом, связана с коммуникацией. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры.
Фрагмент текста работы:
1. СЛОВО
Значение слова определяется не только соответствием его тому понятию, которое выражается с помощью этого слова (например: движение, развитие, язык, общество, закон и т.д.); оно зависит от свойств той части речи, той грамматической категории, к которой принадлежит слово, от общественно осознанных и отстоявшихся контекстов его употреблении.
Лексическая общность слов заключена, как правило, в корневой морфеме — носителе понятийной идеи. Лексическое значение, таким образом, представляет собой смысловую сторону слова и лишено стандартного (регулярного) выражения. По классическому определению В.В. Виноградова, лексическое значение слова — это «предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря этого языка».
В системе значений, выражаемой словарным составом языка, легче всего выделяются значения прямые, номинативные, как бы непосредственно направленные на «предметы», явления, действия и качества действительности (включая сюда и внутреннюю жизнь человека) и отражающие их общественное понимание. Номинативное значение слова — опора и общественно осознанный фундамент всех других его значений и применений .
Само собой разумеется, что на основе экспрессивно-синонимического значения могут развиваться другие, но только фразеологически связанные значения и употребления слова. В истории лексики мы можем наблюдать самый процесс создания такого рода синонимических рядов.
Содержательная сторона слова, его внутреннее устройство — явление сложное, многогранное. Если попытаться «разложить» многочисленные определения слова на составляющие их компоненты, то со всей очевидностью выделятся три элемента:
1) предмет, для называния которого служит слово (ср. определение слова, предложенное О.С. Ахмановой: слово — важнейшая структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств);
2) звуковая оболочка (ср. следующее определение: слово — это звук или комплекс звуков, обладающих значением и употребляющихся в речи как самостоятельное целое — А.В. Калинин);
3) понятие о называемом предмете, возникающее в сознании человека (ср. слово — это кратчайшая единица языка, выражающая понятие о предмете, процессе, явлении действительности, их свойствах или отношениях между ними — Д.Э. Розенталь).