Контрольная работа на тему Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
РЕЧЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
ВИДЫ СКАЗОК 8
РОЛЬ СКАЗОК В РАЗВИТИИ РЕЧИ 12
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ 16
ВЫВОДЫ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Введение:
Проблема развития речи детей дошкольного возраста – одна из наиболее важных и вместе с тем сложных проблем, стоящих перед отече-ственной педагогикой и психологией. Это связано с тем, что уровень раз-вития речи показывает не только общие закономерности развития ребёнка, но и даёт представление об особенностях становления личности дошколь-ника. Именно в дошкольном возрастном периоде ребёнок начинает овла-девать родным языком как средством и способом общения и познания не только окружающего мира, но и себя. Этот шаг и его успешность или же неудачность определяют во многом дальнейший путь развития рёбенка.
За долгие годы исследования данного вопроса было разработано множество технологий и методик развития речи дошкольника, однако од-ним из главных остаётся развитие речи путём знакомства с «печатным сло-вом», то есть, с литературой.
Сухомлинский говорил, что чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка [7, с. 246].
Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое вос-приятие.
Знакомство с произведениями литературы способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, в том числе и готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, кото-рыми в будущем сможет оперировать ребенок. Нельзя не упомянуть и тот факт, что посредством художественного слова еще до школы, то есть до усвоения грамматических правил, маленький ребенок на практическом уровне осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой, что закладывает фундамент для обучения в начальной школе.
Особое место в круге дошкольного чтения занимает сказка. Сказка так же многогранна, как и жизнь, в ней находят отражение характеры и образы, которые ребёнок может увидеть в своём окружении.
Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуа-ции, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира, и, в зависимости от этого, ребенок будет воспри-нимать различные ситуации и действовать определенным образом.
Но ключевым является влияние сказки на речевое развитие, на рас-ширение словарного запаса ребёнка, которое происходит за счёт таких художественных приёмов, как кумулятивность, повторения, аллитерации, песенки, часто рифмованная речь, богатое словотворчество. Сказка была и остается привлекательной и легко запоминающейся для дошкольников благодаря своему «сказочному языку».
Потенциал использования сказок для развития речи детей дошколь-ного возраста неисчерпаем и поэтому данная тема и по сей день остаётся актуальной.
Цель данной работы — изучить наиболее эффективные методы и при-емы развития речи дошкольника посредством сказки.
В рамках работы над заданием были изучены труды Фесюковой Л. В., Гончаровой Л. И., Богуславской Е. А., Алексеевой М. М. и других пе-дагогов и психологов, занимавшихся исследованием данной темы.
Заключение:
Сказка является одним из средств речевого развития ребёнка в силу того, что фольклорный мир представляет собой систему, наиболее опти-мальную для восприятия понимания ее ребенком, полностью соответству-ющую возрастным особенностям и потребностям дошкольника.
Роль сказки в развитии речи ребёнка дошкольного возраста едва ли возможно переоценить. Сказка способствует знакомству ребёнка с литера-турным миром, дарит запоминающихся героев, о которых хочется гово-рить, а также даёт пространство для воображения и создания собственных сюжетов.
За долгие годы существования педагогической науки было разрабо-тано множество приёмов и методов включения сказки в деятельность детей в детском саду, в том числе и различного рода дидактические сказки, теат-рализованные постановки, способствующие раскрепощению детей и акти-визации их речевого аппарата, а также постановка проблемных вопросов, беседа по сказке и многое другое.
Сказка способствует развитию образности речи дошкольника, её вы-разительности вследствие того, что она богата лирическими вставками, яр-кими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалога-ми. Также это позволяет ребёнку проникнуться особой мелодикой речи, усвоить речевые конструкции, которые в будущем он будет распознавать и использовать.
Таким образом, использование сказки на занятиях по развитию речи обеспечивает комплексное воздействие на речевую сферу ребенка, помога-ет ему обогатить свой активный словарный запас, а также мотивирует его говорить и выражать своё мнение, позволяет включить большое число де-тей в работу и диалог.
Фрагмент текста работы:
РЕЧЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Речь — одна из основных линий развития ребёнка. Родной язык по-могает войти ребёнку в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и сверстниками. С помощью речи ребёнок познаёт мир, высказывает свои мысли и взгляды. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования (ФГОС ДО) [1] речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. ФГОС ДО определяет речевое развитие следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогаще-ние активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диа-логической и монологической речи; развитие речевого творчества; разви-тие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя [1]:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и мо-нологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематиче-ского слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Критерии речевого развития:
• Овладение речью как средством общения и культуры направлено на развитие свободного общения со взрослыми и детьми, осваивание кон-структивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;
• Для обогащения активного словаря важна работа над формирова-нием усвоения словообразования и словоизменения;
• Поэтапная работа по формированию связной речи: На подготови-тельном этапе проводится работа по развитию речи (развитие восприятия речи, обогащение и формирование лексико-грамматических категорий) и мышления. На начальном этапе происходит освоение диалогической речи (вопросно-ответная форма высказываний, умение поддерживать неслож-ные беседы). На основном этапе формируется монологическая речь — рас-сказывание (пересказ, составление рассказов).
• Использование разнообразных литературных жанров, устного народного творчества благотворно влияют на развитие речевого творче-ства старших дошкольников. Дети составляют простые короткие рассказы, сочиняют отдельные стихотворные фразы, придумывают новые сюжеты в знакомых сказках и т. д.;
• Для формирования фонематического восприятия необходимо раз-вивать слуховое и зрительное внимание, память, формировать понятия «звук», «гласные звуки»; обучать умению выделять звуки из начала слова, работать над темпом и ритмом речи;
• Тематические выставки сказок, детских писателей, книжные уголки в группах, все это помогает детям ближе ознакомиться с книжной культу-рой, детской литературой, способствует пониманию на слух текстов раз-личных жанров;
• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте происходит через знакомство с буквами, развитие графических навыков, обучение навыкам буквенного анализа и синтеза.
Известно, что речь не является врождённой способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека.
Речевое общение у детей старшего дошкольного возраста со взрос-лыми и детьми расширяет и углубляет мир малыша. В ходе игры со сверстниками ребенок приобретает навыки диалогической речи. До конца посещения ДОУ речевое общение дошкольника может оставаться на уровне ситуативного общения. В большинстве случаев у детей старшего дошкольного возраста вообще не сформировано речевое общение на лич-ностные темы. И таким образом, они общаются чисто эмоционально и непосредственно, что по большому счету характеризует особенности об-щения маленьких детей.
М.Р. Львовой отмечалось, что к компонентам речевой активности от-носятся: скорость проявления речевых реакций во время диалога, подбор игр, в которых требуется применение речевых компонентов, быстрота вы-бора слов, особенности высказываний. А в число условий, при которых речь детей активизируется, входят: овладение системой языка на опреде-ленном речевом уровне развития, потребность и особенности в общении у детей, включение дошкольников в деятельность, которая доступна для конкретного возрастного этапа. [8].