Специальная психология Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Сферы деятельности специального психолога.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Специальная психология как наука. 5

Глава 2. Сфера деятельности специального
психолога. 11

Заключение. 17

Список использованной литературы.. 19

  

Введение:

 

Возникновение специальной психологии как
самостоятельной отрасли психологической науки и практики можно отнести к 60-м
гг. XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных
вузов в разделе «Психология». Однако это было лишь формальное закрепление
продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли
психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и
практический опыт — все, что касается изучения феноменологии, механизмов и
условий психического развития человека под воздействием различных групп
патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и
коррекционных процессов.

До этого времени специальная психология
являлась неотъемлемой частью дефектологии — комплексной науки, включающей как
разностороннее изучение причин и механизмов отклоняющегося развития, так и
разработку научно обоснованных медико-психолого-педагогических коррекционных
воздействий применительно к детям, имеющим различные недостатки в
психофизическом и личностно-социальном развитии

Актуальность данной работы заключается в
познании специальной психологии. С каждым годом, в мире, к сожалению,
появляются дети с определенными отклонениями. А специальная психология
направлена на то, чтобы такие люди стали полноценными членами общества, хотя и
со своими особенностями.

Каждая наука в одном и том же объекте
изучения выделяет свой предмет исследования ту или иную форму бытия
объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества.
Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими
науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как
частный момент развития общества, его производительных сил и производственных
отношений; история как частный момент истории классовой борьбы и классовой
политики; психология в связи с изучением становления личности развивающегося
человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием
особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который
специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

Цель данной работы состоит в изучении сферы
деятельности специального психолога.

Исходя из цели необходимо решить следующие
задачи:

— изучить специальную психологию как науку;

— изучить объект и предмет специальной
психологии;

— изучить сферы деятельности специального
психолога.

Структура работы: работа состоит из введения, в котором
раскрывается цель и задачи работы, основной части, в которой описываются
основные вопросы, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Специальную психологию можно определить, как
психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском и
подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов и проявляющихся в
замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка,
затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в
образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

В центре внимания специальной психологии —
дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом,
сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица
старшего возраста, имеющие особые потребности в образовании, обусловленные нарушениями
здоровья.

Основной целью специального психологического
сопровождения в системе образования является выявление, устранение и
предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с
недостатками в психофизическом развитии и их возможностями. Специальная
психология содержит те знания, которые могут служить методической базой по
созданию условий для оптимальной социально-психологической адаптации, включая
дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников специальных
образовательных учреждений.

Специальная психология как направление
психологической науки и практики — интенсивно развивающаяся область, стоящая на
стыке c гуманитарных наук (философия, история, со во, теология и др.),
естественных наук (биология, а тика, физиология, медицина) и педагогики. Вместе
с термином «специальная психология» в научный обиход вошло понятие
коррекционная (специальная) педагогика».

В центре внимания специалистов находится
теперь уже не особенности психического развития детей с теми или иными аномалиями,
а потребности конкретного ребенка с особенностями в развитии в создании
оптимального индивидуального образовательного маршрута, позволяющего и
сохранить ребенка в семье, максимально интегрировать в сообщество обычных
сверстников, и обеспечить ему адекватную специальную психологическую поддержку.

Специальная психология, таким образом,
становится не только теоретической или прикладной (обслуживающей реализацию
целей коррекционной педагогики), но и самостоятельной практической дисциплиной.
Задачи развития специальной психологической практики начинают требовать
массовой подготовки кадров не только для исследовательской, диагностической, но
и для психологической коррекционной работы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Специальная
психология как наука Специальная
психология — ветвь психологии, изучающая общие закономерности психического
развития и особенности психической деятельности лиц с психологическими и
физическими нарушениями[1].

В
центре внимания специальной психологии находится лицо, имеющее расстройства
психического, соматического, интеллектуального, личностного, социального
развития, а также те, у кого есть особые требования к образованию,
обусловленные состоянием здоровья. Предмет и задачи специальной психологии Особые
области психологии:

— психология
лиц с умственной отсталостью;

— психология
лиц с нарушениями зрения;

— психология
лиц с нарушениями слуха;

— психология
лиц с нарушениями речи;

— психология
лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата;

— психология
лиц с нарушениями поведенческой сферы;

— сложное
нарушение развития личности.

Практико-ориентированные
задачи:

Разработка
технологий психологической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям

Обоснование
и разработка психологических и социальных мер, позитивно влияющих на качество
жизни людей с атипиями развития

Разработка
технологий формирования общественного мнения по отношению к людям с атипией
развития

Профессиональная
подготовка специальных психологов

Повышение
психологической компетентности населения и профессионалов разного уровня[2].

Организационные
задачи:

Определение
стратегии, направления и путей организации системы помощи людям с атипией
развития в современном обществе

Разработка
стратегии и тактики взаимодействия параллельных служб.

В
специальной психологии отсутствуют какие-то специфические методы исследования.
Как в общей детской и педагогической психологии применяются следующие методы:

— индивидуальный
и групповой лабораторный психологический эксперимент-это активное участие в
деятельности испытателя, создавая целеустремленные условия, раскрывающие
какой-либо психологический факт;

— наблюдение-это
целенаправленное исследование объекта, основанное на фиксации и суждениях поведения;

— анализ
результатов деятельности — например, изучение письменных работ детей, изучение
их рисунков и работоспособности;

— в
анкентаоре-группа психологических методов, где задание дается в виде вопросов,
посредством которых мы получаем информацию из объекта;

— структурная
методика-формирование стимулов, придавая ему определенный смысл;

— конструктивная
методика-совокупность частиц;

— методика
толкования-освещение какого-либо события или ситуации;

— методика
заполнения, например, незавершенное предложение;

— методика
экспрессии-рисунок;

— катарсис
методика-игровая деятельность на специально организованных условиях;

— импрессивная
методика — отдавать предпочтение одному стимулу с другим;

— эксперимент-это
форма естественного эксперимента, характеризующегося тем или иным
психологическим процессом, который имеет место в их целенаправленной форме. С
помощью этого метода не только раскрывается количественное состояние знаний,
умений, навыков, но и формирование этих качеств;

— договорно-рефлекторные
методы;


анализ функциональных связей;

— психологическая
коррекция;

— внутриогебательная
коррекция.

Первая
в России лаборатория психологии аномального детства была открыта в 1926 г. Л.С.
Выготским при руководимой в то время В.П. Кащенко Медико–педагогической Станции
Наркомпроса. Исследования в области психологии аномального детства были
продолжены в созданном на ее базе в 1929 г. Экспериментальном дефектологическом
институте Наркомпроса.

История
создания теоретических основ СП и методологии экспериментальных исследований в
этой области тесно связана с именем выдающегося отечественного психолога Л.С.
Выготского.

В
20-е годы прошедшего столетия он на основе создаваемой им в этот период
культурно-исторической теории развития высших психических функций сформулировал
и обосновал современные представления о природе и сущности аномального развития[3].

Утверждая,
что нормальный и аномальный ребенок развиваются по одним и тем же законам,
обусловленным культурно-историческим происхождением высших психических функций
и специфически человеческих способностей, Л.С. Выготский главную причину
детской дефективности видел в "социальном вывихе". Таким образом, он
подчеркивал значение выпадения аномального ребенка из исторически сложившейся,
социальной по своей природе системы трансляции общественно — исторического
опыта, "настроенной" на нормальный тип развития.

Отмечая
существенное расхождение между траекториями биологического и культурного
развития аномального ребенка, вызванного такими "социальными
вывихами", Л.С. Выготский обосновал необходимость и раскрыл широкие
возможности социальной компенсации дефекта за счет построения "обходных
путей" решения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы
достигаются традиционными способами.

Идеи
Л.С. Выготского, развитые и подтвержденные его учениками и последователями Л.В.
Занковым, Р.Е. Левиной, И.М. Соловьевым, Н.Г. Морозовой, Ж.И. Шиф, и др.,
послужили научной основой кардинального изменения сложившихся в России в
дореволюционный период подходов к обучению, воспитанию и социальной адаптации
аномальных детей, создание в стране системы специального образования[4].

Развитие
СП внесло значительный вклад и в создание общих теоретических основ
отечественной психологии. Известно, что многие важные положения культурно-исторической
психологии были первоначально сформулированы в работах, посвященных проблемам
аномального развития. Представляется, что именно психологическая составляющая
дефектологии, в период ее становления, в наибольшей степени отражает самобытность
отечественной психологии.

Она
проявляется прежде всего в постулате единства законов психического развития
человека, реализуемого в самых разных условиях. Восприятие психики как живой
развивающейся системы отражено в стремлении к выявлению целостной, иерархически
организованной картины аномалии развития, где биологическое неблагополучие лишь
создает первичные предпосылки отклонения развития, которое проявляется во
вторичных и третичных событиях, происходящих в психологической и социокультурной
реальности.

Развитие
СП в послевоенный период было обусловлено необходимостью восстановления,
развития и дифференциации системы специального образования. Поскольку именно
дифференциация системы специального образования вплоть до 90-х годов
рассматривалась как магистральный путь совершенствования
психолого-педагогической помощи разным категориям детей с нарушениями развития,
усилия психологов в этот период были направлены прежде всего на изучение
особенностей обучения и развития детей внутри ранее выделенных типов
аномального развития.

Такой
подход, способствуя дифференциации обучения слепых и слабовидящих, глухих и
слабослыщащих, умственно отсталых и детей с задержкой психического развития и
др., способствовал накоплению знания во всех областях СП, развитию
теоретических основ и методов дифференциальной диагностики, но, в то же время,
обусловил сохранение относительной изолированности и, по преимуществу,
прикладного характера разных направлений СП[5].

Переосмысление
в 90-е государством и обществом ценностей специального образования, в
соответствии с ценностями открытого общества, ориентированного на интеграцию
людей с различными проблемами в единое сообщество при достижении каждым
человеком максимально высокого уровня качества жизни, потребовало изменения
приоритетов и в развитии СП.

В
связи с этим, актуальными становятся разработка и реализация методов
специальной психологической поддержки ребенка, подростка, взрослого человека на
всех этапах его взросления. Одной из важнейших задач становится гармонизация
отношений между обучением и развитием, встает вопрос об обеспечении специальным
образованием социально-эмоционального развития ребенка, поддержки его семьи и
ближайшего социального окружения.

Вслед
за Л.С. Выготским рассматривая образование как специфически человеческий способ
передачи индивиду опыта рода, как один из основных механизмов трансляции
общественного опыта и важнейшую культурно-историческую форму становления и
развития сущностных сил человека, современная СП видит свои главные задачи:

— в
выявлении особых образовательных потребностей людей, по тем или иным причинам
выпадающих из системы его воздействий, ориентированных на нормальный тип
развития;

— в
определении психологических условий реализации этих особых потребностей в
различных формах обучения и воспитания, включающих и специальную индивидуальную
помощь, и поддержку при интеграции в социум[6]. [1] Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2016.
478 с. [2] Дроздова И. Опыт, проблемы и перспективы развития специальной психологии в
современном обществе: монография / Е. Г. Шевырева, И. И. Юматова, И. И.
Дроздова [и др.]; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог:
Южный федеральный университет, 2017. – 203 с. [3] Поливара З. В. Введение в специальную психологию, учеб пособие/ З. В.
Поливаров. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2017. – 272 с. [4] Колесникова, Г. И.  Специальная
психология и специальная педагогика: учебное пособие для академического
бакалавриата / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2017. — 252 с. [5] Научная
электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный доступ] К вопросу о
предметном содержании современной специальной психологии URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-predmetnom-soderzhanii-sovremennoy-spetsialnoy-psihologii [6] Научная
электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный доступ] Изучение
самосознания в контексте специальной психологии личности URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-samosoznaniya-v-kontekste-spetsialnoy-psihologii-lichnosti

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы