Контрольная работа на тему Семья как социальный институт.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Понятие семьи. 5
2. Семья как социальный
институт. 10
3. Основные функции семьи. 14
4. Нестабильность
современной семьи, ее причины.. 17
Заключение. 21
Список
использованных источников. 22
Введение:
Семья, как определенное
социальное образование, потерпела достаточно глубоких изменений за длительный
путь своего развития – от полигамной в первобытном обществе к моногамной семье
нового типа, который имеем сейчас.
Семья представляет собой
неотъемлемую часть современной общественной системы, которая в качестве
первичного и основной ячейки общества тесно связана с другими элементами этой
системы. Общество влияет на семью, формируя ее определенный тип, а семья, в
свою очередь, оказывает обратного влияния на другие социальные институты,
процессы и отношения. В то же время, она представляет собой относительно
самостоятельное явление
общественной жизни со своими
специфическими закономерностями развития. Таким образом, семья выступает
одновременно и как инструмент для удовлетворения разноплановых индивидуальных
потребностей личности (духовных, материальных, физиологических, культурных и
т.д.), и как социальный институт, который непосредственно влияет значительное
количество общественных процессов.
Семья как социальный феномен,
сложившийся в обществе, имеет для каждой отдельного человека очень большое
значение, и в самом обществе составляет общепризнанную социальную ценность.
Поэтому нормативное регулирование семейных отношений отражает и социальную
значимость тех видов семейных отношений, подлежат правовому регулированию, и
индивидуальную ценность определенных видов семейных отношений для каждого
человека в частности. От качества и обоснованности — правовой и социальной –
этого регулирования зависит состояние семейных отношений в обществе,
определенность поведения отдельных лиц, являющихся участниками семейных и
общественных отношений, их социальное положение и правовое положение, даже их восприятие мира и жизни вообще.
Большое значение семьи, как
социального института делает ее предметом пристального внимания многих научных
исследований – социологических, педагогических, правовых и др. Такое внимание
объясняется многими обстоятельствами. Даже од ной будет достаточно, чтобы
подтвердить такой вывод. В частности, ни юристы, ни психологи, социологи,
педагоги не станут отрицать, что ненадлежащее семейное воспитание,
пренебрежение родителями своими обязанностями в значительной мере влияет на
формирование у ребенка асоциальных взглядов, недопустимой в правовом обществе
противоправного поведения, является причиной совершения правонарушений.
Заключение:
Вопрос о воспитательной роли
семьи всегда были актуальными для общества, несмотря на господствующую
идеологию того или иного периода его развития. Роль семьи в воспитании детей
огромна, и семейное родительское воспитание нельзя заменить самыми формами
государственного, общественного воспитания. Нормальная, благополучная семья
(родной или приемный) и только, может стать для ребенка носителем неповторимой
близости (эмоциональной, духовной) родителей и ребенка; воспитателей и
воспитанников; имеет возможности постоянно, интенсивно, сознательно и в обычном
естественном режиме влиять на детей; привлекает детей к решению семейных
вопросов, делает их полноправными членами семьи, своеобразными партнерами, для
детского сознания очень важно, с пониманием относится ко всем детских и
подростковых проблем; формирует характер ребенка, с максимальным учетом
нравственных, культурных и правовых ценностей общества; предоставляет ребенку
положительного опыта общения, позитивного представление о взаимоотношениях
полов, о будущей семейной жизни; привлекает детей к истинным ценностям,
формирует соответствующие ориентации; является средством защиты от негативных
факторов извне.
Завершая, не можем не вспомнить
такой закономерности – от качества семейного воспитания зависит то, какой
ребенок вырастет. Ведь известны и досадные факты, когда семья, точнее ее
неблагополучная атмосфера становилась фактором совершение ребенком
правонарушения, преступления. Кроме того, не следует забывать, что уровень
семейного воспитания, зависит и от того, насколько государство влияла на этот
процесс, которые установила гарантии для осуществления надлежащего воспитания,
какие предпосылки создавались ею для укрепления семьи, помощь оказывалась семьи
для выполнения социальных функций, которые принимались меры по обеспечение прав
ребенка.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие
семьи Представление о семье как о
системе возникло и развивалось в рамках системной семейной психотерапии,
концептуальную основу которой составила общая теория систем Л. фон Берталанфи.
Центральная идея системной семейной психотерапии заключается в том, что семья –
это социальная система, то есть комплекс элементов и их свойств, которые
находятся в динамических связях и отношениях друг с другом. Система является
первичной по отношению к входящим в нее элементов. Семейная система, как и
любая другая система, функционирует под влиянием двух законов – закона
гомеостаза, который утверждает, что каждый система пытается сохранить свое
положение, и закона развития, согласно которым каждая семейная система должна
пройти свой жизненный цикл. В настоящее время большинство психологов и
психотерапевтов, включая и тех, кто не принадлежит к системному направлении, а
работает на индивидуальном уровне, разделяют взгляд на семью как на систему.
Так, большинство современных специалистов убеждены в том, что воздействие на
одного члена семьи влияет и на других ее членов, нельзя помогать ребенку, не
привлекая к работе родителей, и т.д[1].
В рамках системной семейной
психотерапии за время ее существования возникло множество подходов, развивающих
свои представления и методы. Мы не будем останавливаться на этом подробно,
дадим лишь общее описание используемых в семейной психотерапии понятий. Как
отмечает А. Черников, классификация различных подходов в семейной психотерапии
и семейного консультирования достаточно сложной задачей, поскольку они являются
открытыми, гибкими и постоянно развиваются.
Семья, как любая система
границы. Выделяют внешние и внутренние границы. Внешние границы характеризуют
взаимоотношения между семьей и социальным окружением, внутренние — между
подсистемами внутри семьи. По степени проницаемости можно выделить жесткие,
размыты и проницаемые границы. В функциональных семьях границы должны быть
четкими и проницаемыми. Особенности внешних границ являются показателями
степени открытости семьи по отношению к внешнему миру. Размытые внешние
границы, то есть слишком открытые семьи, не могут создать для своих членов
необходимый уровень безопасности и комфорта. В такой семье у членов семьи много
связей с внешним миром, но мало между собой. В свою очередь, слишком жесткие
внешние границы делают семью закрытой, приводят ее к застою, что создает
трудности при установлении контактов за пределами семьи, приводит к тревоге и
страхе членов семьи перед внешним миром. Если внешние границы семьи жесткие,
закрытые, то границы подсистем становятся размытыми. Размытые внутренние
границы препятствуют развитию семьи, приводят к возникновению между
поколениями, вертикальных коалиций (между поколениями коалиции – это
объединение между членами различных подсистем)[2].
Жизнь семьи регулируют семейные
нормы и правила. Правила существуют в каждой семье, они могут быть гласными и
негласными, культурно заданными или индивидуальными. Распределение ролей и
функций, место в семейной иерархии также относится к системе правил. На каждой
стадии жизненного цикла семьи правила должны меняться, об этих изменениях семья
должна договариваться. Если жизнь в семье изменилась, а правило не меняется,
оно становится дисфункциональным.
Стереотипы (паттерны)
взаимодействия – это устойчивые способы поведения членов семьи и коммуникативные
стереотипы, в которых заключен определенный смысл или определенные послание для
членов семьи. Некоторые стереотипы взаимодействия являются патогенными. Одним из наиболее типичных и ярких патогенных
стереотипов взаимодействия является описанная выше "двойная связь".
Семейная история – понятие,
относящееся к историческому контексту каждой отдельной семьи и описывает
хронологию значимых событий в жизни нескольких поколений семьи (даты
бракосочетаний, рождений, смертей, переезды, болезни, характер взаимодействия и
др.). Семьи во многом повторяют сами себя, одни и те же темы проигрываются из
поколения в поколение, хотя актуальный контекст может быть другим.
Семейный сценарий – это
устойчивые паттерны микродинамикы и структурной организации семьи, повторяющиеся
из поколения в поколение, которые обусловлены событиями семейной истории[3].
Еще один важный параметр
семейной системы – семейный миф. По определению А. Я. Варга, семейный миф – это
форма описания семейной идентичности, некая объединяющая всю семью идея или
образ, это сложный семейный знание, которое актуализируется или в ситуациях
значительных социальных изменений, или в ситуации семейной дисфункции, или
когда посторонний человек входит в семью. [1]
Андреева Т. В. Психология семьи. – СПб. :
Речь, 2017. – 384 с [2]
Безрукова О. Н. Модели родительства и
родительский потенциал: межпоколенный анализ — №9, 2014. – С. 122-125. [3]
Кинг, Д. Любовница, подруга и жена. Психология
супружества / Д. Кинг. — М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 2014. — 384 c.