Территориальная организация населения Контрольная работа Экономические науки

Контрольная работа на тему Санкт-Петербургская агломерация, как одна из стадий урбанизации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение. 3

1.
Характеристика агломерации. 5

2. Основные
показатели текущего состояния. 13

Заключение. 18

Список
использованных источников и литературы.. 20

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Более двух третей населения Европы проживает в городах.
Города — это места, где возникают как проблемы, так и решения. Они являются
плодородной почвой для науки и техники, для культуры и инноваций, для
индивидуального и коллективного творчества, а также для смягчения последствий
изменения климата. Однако города также являются местами, где сосредоточены
такие проблемы, как безработица, сегрегация и бедность.

Санкт-Петербург – второй по величине российский
город, четвертый по величине город в Европе после Москвы, Парижа и Лондона – «Северная
Венеция», «Блистательный Санкт-Петербург», единственный европейский город, центр
которого целиком занесен в список сокровищ ЮНЕСКО. Санкт-Петербург – самый многонаселенный
город и самый крупный промышленный центр, расположенный на 60 градусе cеверной широты.
Город имеет огромное геополитическое и культурное значение в контексте европейского
развития в целом и развития региона Балтийского моря в частности, что обуславливает
актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является анализ Санкт-Петербургской
агломерации как одной из стадий урбанизации.

Для достижения данной цели поставлены и последовательно
решены следующие задачи:

1. Дать основные характеристики агломерации.

2. Проанализировать основные показатели текущего
состояния.

Объектом исследования является Санкт-Петербургская
агломерация. В качестве предмета работы выступает анализ Санкт-Петербургской агломерации
как одной из стадий урбанизации.

При написании работы использованы методы анализа,
синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.

Данная работа структурирована на введение,
два параграфа, заключение, список использованных источников и литературы.

Степень изученности проблемы можно охарактеризовать
как достаточную. Теоретическую основу рассмотрения проблем, обозначенных в
плане контрольной работы, составили труды отечественных и зарубежных
ученых  географов, историков,
экономистов: И.А. Витвера, О.И. Вендиной, А.Е. Слудки, С. Питча
(Великобритания), П. Вейлю

(Франиця), С. Мустерда (Нидерланды), Ф. Эрана (Франция) и др.

Научная новизна исследования заключается: в
разработке  совершенствованию подхода к
оценке развития агломераций, основанного на анализе статистических данных, с
учетом аспекта неравномерности развития территорий внутри агломерации; в
анализе социально-экономического развития Санкт-Петербургской агломерации в
динамике относительно сбалансированности уровня развития ее территорий; в
предложении к систематизации подходов оценки развития агломераций.

В
результате исследования предложены оценки, которые могут быть применены к существующим
методикам с целью расширения, уточнения выводов по динамике процесса развития
относительно собственного уровня, а также подходы, которые оценивают
равномерность развития территорий внутри агломерации. Представлены существующие
методики оценки процессов развития агломерации, с точки зрения подхода,
основанного на анализе статистических данных.

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенные
исследования показывают, что площадь современной территории Первого поясасанкт-Петербургской
агломерации, определенной в настоящей работе (без учета границ муниципальных образований),
приблизительно на 20% больше площади, определенной в Генеральном плане Санкт-Петербурга
в 2005  г.

При
этом стоит отметить и тот факт, что не по всем направлениям был зафиксирован рост
территории Первого пояса — напротив, несколько обширных незаселенных территорий
были намеренно выключены из его состава (Ржевский полигон, район между Мгой и  Тосно).

 Указанный рост был достигнут за счет включения
в  границы Первого пояса следующих территорий:

̶                       
района поселка Первомайское Выборгского района,

̶                       
района Грузино и Васкелово (север Всеволожского
района),

̶                       
поселка Приладожский и Синявинских садоводств
(Кировский район),

̶                       
южной части густонаселенного Гатчинского района
вплоть до пгт. Сиверский и Вырица,

̶                       
густонаселенной территории Ломоносовского района
вдоль Гостилицкого и Таллинского шоссе (вплоть до п. Сельцо),

̶                       
пгт. Лебяжье и города Сосновый Бор.

Поскольку
одним из важнейших является этап определения ключевых показателей оценка качества
жизни территории, то в рамках настоящей работы особое внимание уделено определению
ключевых показателей социального развития Санкт-Петербурга

По индексу общего предпринимательского климата оценка качества жизни населения
Санкт-Петербурга неоднозначная: по объему валового регионального продукта в расчете
на одного жителя – высокое, по числу зарегистрированных предприятий и организаций
в расчете на 10 тыс. жителей и численности малых предприятий — среднее.

По индексу инвестиционного климата уровень качества жизни Санкт-Петербург также
получил различные оценки: по удельному весу инвестиций в основной капитал в валовом
региональном продукте – средний уровень, по объему инвестиций в основной капитал
в расчете на 1 жителя – высокий уровень.

По индексу качества трудовых ресурсов Санкт-Петербург имеет средний уровень
качества жизни.

По индексу инновационного развития уровень качества жизни Санкт-Петербурге оценен
преимущественно как средний.

Только по удельному весу инновационных товаров, выполненных работ услуг в общем объеме
отгруженных товаров, выполненных работ и услуг организаций уровень качества жизни
города оценен как низкий.

Преимущественно
среднюю степень оценки получил уровень качества жизни Санкт-Петербурге по индексу
развития инфраструктуры.

Исключение составляет
показатель численность абонентских терминалов сотовой
радиосвязи на 1 тыс. жителей — по данному показателю Санкт-Петербург можно отнести
к регионам с высокой степенью.

Неоднозначную оценку получил уровень качества жизни анализируемого региона по
индексу туристической привлекательности: по доле объема услуг в сфере туризма в
валовом региональном продукте присвоен средняя уровень, по числу коллективных средств
размещения на 10 тыс. жителей – низкий.

Индекс ресурсной обеспеченности Санкт-Петербурге позволил охарактеризовать уровень
качества жизни региона как низкий.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Характеристика
агломерации

 

Агломерация складывается из таких
элементов как центр, и пригородные территории, которые по своему значению
выполняют вспомогательные функции, однако они формируют агломерацию как
таковую. Общие черты, характеризующие современные городские агломерации:

̶           
компактное расположение населенных пунктов;

̶           
наличие транспортных путей между населенными пунктами,
обеспечивающими взаимодействие транспорта;

̶           
доступность, позволяющая расширить границы агломерации;
промышленная концентрация производства и ресурсов труда;

̶           
концентрация населения вблизи центра, вдоль транспортных путей;

̶           
кооперирование и взаимодействие предприятий при производстве и
потреблении продукции;

̶           
мобильность трудовых ресурсов внутри агломерации, взаимосвязанное
расселение и ежедневные маятниковые трудовые миграции между центром и
поселениями пригородной зоны, а также между этими поселениями;

̶           
культурно–бытовые связи: учреждения или места отдыха одного или
нескольких поселений частично обслуживают жителей других поселений;

̶           
организационно–хозяйственные и административно–политические связи,
реализующиеся посредством бизнес – коммуникаций между поселениями агломерации;

̶           
функциональная взаимодополняемость поселений агломерации;

̶           
единство рынков недвижимости, труда, земли;

̶           
адаптивность, способность к быстрой динамике в новых
экономических, социальных реалиях;

̶           
наличие городов– центров, вокруг которых формируется система
промышленных, производственных, обслуживающих инфраструктурных элементов.

Ближайшие
пригороды Санкт-Петербурга в значительной степени остаются незастроенными, т. е.
площадь урбанизированных территорий здесь не превышает площади сельскохозяйственных
и лесных угодий. Формирование этой агломерации уходит корнями в
XVIII век.

Санкт-петербургская
агломерация была разделена на внутренний (первый) пояс поселений-спутников (пояс
ближних пригородов) и внешний (второй) пояс поселений-спутников (пояс дальних пригородов).

В  качестве основного структуроформирующего элементаагломерации
выступало «ядро агломерации».

Разработчиками
Генерального плана Санкт-Петербурга в  качестве
Ядра петербургской агломерации была определена центральная, с высокоплотной, почти
сплошной застройкой часть города федерального значения Санкт-Петербурга с исключением
некоторых (значительных по площади) периферийных территорий.

 Было принято, что к Ядру агломерации прилегает
зона непосредственно тяготеющих к нему поселений и межселенных территорий — зона
поселений-спутников этого Ядра. Важнейшая часть этой зоны — Первый пояс поселений-спутников
Ядра, которая начинается от границ Ядра и простирается:

̶                       
на западе — до Большой Ижоры, Кронштадта, Зеленогорска,
Рощино;

̶                       
на юге- до Гатчины, Форносово, Тосно;

̶                       
на востоке — до Мги, Шлиссельбурга, поселка
имени Морозова;

̶                       
на севере — до Агалатово и Лесколово.

Меньшая
часть этих пригородов оказывается в составе Санкт-Петербурга как субъекта РФ, большая
же часть располагается на территории Ленинградской области.

Отнесение
населенных пунктов к  основным территориально-структурным
частям агломерации производилось исходя из транспортной доступности до Ядра агломерации,
характера и  интенсивности взаимосвязей между
ними и  Ядром (а также между собой).

В
материалах по обоснованию Генерального плана Санкт-Петербурга конкретизировано,
что не менее 90–95 % ежедневных поездок с трудовыми, деловыми, учебными и культурно-бытовыми
целями (маятниковые миграции) должны совершаться в пределах внешних границ агломерации.
Кроме того, учитывались интенсивные рекреационные цикличные миграции.

Планировочная
структура Первого пояса поселений-спутников является естественным продолжением пространственного
развития планировочной структуры Ядра агломерации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы