Контрольная работа на тему Самостоятельная работа
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Задание
1. 3
Задание
2. 4
Задание
3. 9
Задание
4. 13
Список использованной
литературы 16
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Задание 1
На основании содержания программ переписей населения проследите за
изменением степени освещенности отдельных характеристик населения, заполните
таблицу 1, отметив знаком “+” (”-”) наличие/отсутствие соответствующих вопросов
в переписном листе.
Ответ:
Таблица 1
Анализ содержания переписей Вопросы / Даты переписи 1897 1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010 Об отношении к главе семьи + — + + + + + + + Об отношении к месту регистрации в переписном листе + + + + + + + — — О дате и месте рождения + + — — — — + + + Состояние в
браке + + + + + + + + + Национальность — + + + + + + + + Родной язык + + + + + + + — — Образование или место
учебы + — + + + + + + + Сведения о занятости и источниках доходов + + + + + + + + + Характеристика жилищных
условий — — — — — — — + + Данные табл. 1 показывают, что в 1897 году в переписи отсутствовал
вопрос о национальности. Вместо этого был вопрос о вероисповедании. В 1926 году
такой вопрос уже появился и звучал «народность». Положительным было то, что в
перепись заносились данные об обучении. Но в 1926 году из переписи пропала
оценка отношения к главе семейства, а также данные об обучении, остался вопрос
только о грамотности. В переписях 1897 и 1926 годов указывался возраст и место
рождения, но уже в переписях 1939, 1959, 1979 годов место рождения не
указывалось. С 1989 года в переписях уже указывались и дата, и место рождения.
При этом в переписях 2002 и 2010 годов отсутствует вопрос об отношении к
месту регистрации в переписном листе.
Также в этих переписях уже не указывается родной язык человека, только владение
языками. Положительной характеристикой переписей 2002 и 2010 годов является
оценка жилищных условий населения.
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
1.Разработка проекта
экологической тропы для детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность
Экологическая тропа — это
специально в образовательных и воспитательных целях территория. Маршрут,
имеющий эстетическую, природоохранную ценность, проходящие через различные
природные объекты, на котором дошкольники получают информацию. На этих
маршрутах дети и взрослые знакомятся с многообразием растений и животных,
связями, которые имеются между ними. А мы знаем, что воспитание любви к родному
краю невозможно без общения с природой. Поэтому экологическая тропа занимает важное место в системе накопления
каждым ребенком личного опыта, экологически правильного взаимодействия с
природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой
природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем
познавательного развития.
Объектами экологической тропинки
могут быть: различные виды пород деревьев, (аллеи, сад, уголок леса;
кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; альпинарии;
небольшие водоемы (искусственные); уголок луга; уголок нетронутой природы;
муравейник; грядка с лекарственными растениями; огород, отдельные
красивоцветущие растения и др.
Проблема:
• Отдалённость городских жителей
от природы, потребительское отношение человека к природным ресурсам родного
края, невнимание к проблемам окружающей среды – всё это приводит к отсутствию у
дошкольников поведенческого эталона отношения к объектам живой и неживой
природы, осознания необходимости их оберегать.
• Недостаточная возможность
использования территории детского сада для создания образовательных ситуаций по
изучению природы родного края, формирования чувства близости к ней,
необходимости бережного отношения.
• Необходимость повышения
компетентности родителей в вопросах экологического просвещения детей.
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Экономическое содержание и роль
финансов предприятий в рыночной экономике Каждый ученый, занимающийся
изучением основ финансовой науки, вкладывает свой вполне определенный смысл в
использование термина «финансы», в зависимости от того, к какой научной
экономической школе он себя относит.
Отсутствие среди современных
отечественных исследователей-финансистов единого подхода к трактовке сущности
экономической категории «финансы» является основной причиной дискуссии по
поводу сферы распространения финансовых отношений.
Понятие «финансы», благодаря
заимствованиям из иностранной литературы, распространяется на широкий круг
экономических отношений, не имеющих ничего общего с финансами. По крайней мере,
с теми денежными отношениями, которые в отечественной науке всегда называли
финансовыми.
Практически все денежные отношения
в обществе стали причислять к финансам — и денежные отношения негосударственных
предприятий, и банковское дело, и домашнее хозяйство, и вообще все, что связано
с движением денег.
С. В. Барулин, Т. М. Ковалева
также отмечают, что до сих пор российская наука не может пока доступно и
бесспорно доказать и объяснить, где проходит четкая граница, отделяющая финансы
предприятия от денег предприятия, где начинается и заканчивается действие
финансов, в чем конкретно заключается принципиальное различие этих категорий в
реальной жизни.
Задача, которая поставлена перед
нами — провести анализ различных определений понятия «финансы предприятия»,
раскрыть отличие и сходство в определениях авторов, принадлежащих к различным
экономическим школам. При этом не ставится цель дать подробный обзор всех
исследований и рассмотреть все существующие точки зрения, а только осветить
часть работ представителей различных научных школ, занимающихся изучением
финансов предприятия.
С позиций экономических отношений
финансы опосредуют всю совокупность денежных отношений, возникающих в процессе
движения финансовых (денежных) ресурсов в публично-правовой и частно-правовой
формах, образования и использования на этой основе публичных и частнохозяйственных
доходов в результате приведения з действие финансовых инструментов и
механизмов.
По мнению А. Г. Грязновой, Е. В.
Маркиной, финансы коммерческих организаций — это система отношений, связанных
с формированием и использованием финансовых ресурсов коммерческих организаций с
целью обеспечения их деятельности и решения вопросов социального характера.
Упоминает социальную роль финансов
и Николаева Т.П., подразумевая под финансами предприятия совокупность денежных
отношений, возникающих у конкретных хозяйствующих субъектов, в связи с
формированием денежных доходов и накоплений и использованием их на выполнение
обязательств и социально-экономическое развитие.
Гаврилов Н.П. и Голубев А.А.
придерживаются схожего мнения, полагая что финансы предприятий (организаций,
учреждений) — это денежные отношения, связанные с формированием и
распределением денежных фондов и накоплений у субъектов экономики и их
использованием на нужды хозяйственной деятельности и на выполнение обязательств
перед государством, финансово-кредитными учреждениями и партнерами.
С. В. Загородников также
указывает, что под финансами предприятия следует понимать совокупность денежных
отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования
денежных средств в целях выполнения функций и задач предприятия и обеспечения
условий расширенного воспроизводства.
Фрагмент текста работы:
7. Подготовить сообщение о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова
Литература в XIX столетии была, пожалуй, единственной формой выражения мнения и чаяний простого народа. Именно поэтому она вобрала в себя политику, философию, этику и эстетику. Писатели и поэты становились духовными наставниками, вождями, защитниками обычных людей. Не случайно утверждал Е.Евтушенко, что «поэт в России больше, чем поэт».
Золотой век поэзии начал свой отсчет со стихотворений В.Жуковского и К.Батюшкова, объединил имена Е.Баратынского и Н.Некрасова. Традиционно принято считать, что закончился этот век на творчестве Ф.Тютчева. Но центральной фигурой всегда остается А.С.Пушкин.
Впервые лирический герой был подвергнут глубокому психологическому анализу, поэты стремились не просто описать чувства своего героя, а буквально, обнажить душу.
С другой стороны, поэзия даже более, чем проза, становится проводником общественно-политических идей. Уже в 40-е годы столетия критический реализм приобретает все более отчетливые формы. Появляются поэты-народники, выражающие протест униженных и оскорбленных, ратующих за кардинальные изменения в обществе.
В данной работе будет рассмотрена информация о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова.
А.А. Фет (05.12.1820 – 21.11.1892)
Родился Афанасий Афанасьевич 23 ноября (5 декабря по новому стилю) 1820 года в с. Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии.
Будучи сыном Шарлотты-Елизаветы Беккер, уехавшей из Германии в 1820 году, Афанасий был усыновлен дворянином Шеншиным. Через 14 лет в биографии Афанасия Фета произошло неприятное событие: обнаружилась ошибка в записи о рождении, что лишило его титула.
В 1837 году Фет окончил частный пансион Крюммера в городе Верро в Лифляндии. В 1838 году поступил в Московский университет на философский факультет, продолжая увлекаться литературой. Окончил университет в 1844 году.
В краткой биографии Фета стоит отметить, что первые стихи были написаны им еще в юности. Поэзия Фета впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон» в 1840 году. С тех пор стихотворения Фета постоянно печатаются в журналах.
Стремясь всеми возможными способами вернуть себе дворянский титул, Афанасий Фет пошел служить унтер-офицером. Затем в 1853 году в жизни Фета происходит переход в гвардейский полк. Творчество Фета даже в те времена не стоит на месте. В 1850 году выходит его второй сборник, в 1856 – третий.
В 1857 году поэт женится на Марии Боткиной. Уйдя в отставку в 1858 году, так и не добившись возвращения титула, приобретает землю, посвящает себя ведению хозяйства.
Новые произведения Фета, опубликованные с 1862 до 1871 года, составляют циклы «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Они включают новеллы, рассказы, очерки. Афанасий Афанасиевич Фет строго разграничивает свою прозу и поэзию. Поэзия для него романтична, а проза – реалистична.
Николай Некрасов писал о Фете: «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет».
А.А. Фет является автором замечательных стихов для детей. Их популярность у юных читателей вызвана тем, что стихотворения поэта добры и удивительно понятны даже самым маленьким.
В 1873 году Афанасию Фету было возвращено звание, а также фамилия Шеншин. После этого поэт занимается благотворительностью. На этом этапе стихи Афанасия Фета публикуются в сборниках «Вечерние огни», которых с 1883 по 1891 выходит четыре выпуска. Поэзия Фета содержит в основном две темы: природу и любовь.
Фет написал три тома мемуаров, переводил своих любимых римских поэтов и своего любимого философа Шопенгауэра.
Под сильным влиянием Шопенгауэра Фет стал убежденным атеистом и антихристианином. И когда на семьдесят втором году жизни его страдания от астмы стали невыносимыми, он, естественно, задумался о самоубийстве. Родные делали все, чтобы он не исполнил своего намерения, и следили за ним очень пристально. Но Фет проявил незаурядное упорство. Однажды, 21 ноября 1892 года, в Москве в своем доме на Плющихе, оставшись на мгновение один, он завладел тупым ножом, но прежде чем ему удалось им воспользоваться, он умер от разрыва сердца. Афанасий Афанасьевич был похоронен в родовом имении Шеншиных в с. Клейменово Орловской губернии.
Фрагмент текста работы:
Характеристики героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Рукопись романа была закончена в середине лета 1861 года. Роман Тургенева «Отцы и дети» раскрывает сразу несколько проблем. В одной отражается конфликт поколений и наглядно демонстрируется способ выйти из него, сохранив главное – ценность семьи. Во второй – демонстрируются процессы, происходящие в обществе того времени. Посредством диалогов и умело проработанных образов героев, преподносится едва начавший зарождаться тип общественного деятеля, отрицающий все устои существовавшей государственности и подвергавший насмешкам такие морально-этические ценности, как любовные чувства и искренние привязанности.
Сам Иван Сергеевич в произведении не становится ни на одну из сторон. Как автор он осуждает и дворянство, и представителей новых общественно-политических движений, наглядно показывая, что ценность жизни и искренних привязанностей намного выше бунтарства и политических страстей.
Ниже мы рассмотрим характеристики основных героев романа.
Евгений Васильевич Базаров – главный герой романа, сын полкового лекаря, студент-медик, приятель Аркадия Кирсанова. Базаров является ярчайшим представителем молодежи и разночинно-демократической интеллигенции середины XIX века. Называя себя «нигилистом», он отрицает установленный общественный уклад и отвергает любые принципы. Герой отличается сложностью и противоречивостью характера. Он не принимает на веру искусство и любовь, считая, что все объясняется с точки зрения науки.
Главным оппонентом Базарова в романе является Павел Петрович Кирсанов, дядя его друга Аркадия. Они часто конфликтуют из-за различных взглядов на жизнь и даже затевают дуэль из-за молодой содержанки Фенечки. Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой заметно меняет отношения Базарова к жизни и притупляет в нем понятие «нигилизма». Погостив немного у Кирсановых и Одинцовой, Базаров решает поехать к своим пожилым родителям. Там он помогает отцу лечить больных, случайно ранит себя при осмотре тифозного трупа и сам заражается этой быстротечной болезнью.
Базаров умер совсем молодым, так никем до конца непонятый. Авторское отношение к этому персонажу неоднозначно, но ясно одно, что Базаров был умнейшим человеком с резкими взглядами на жизнь.
Аркадий Кирсанов – молодой дворянин, сын Николая Петровича Кирсанова и друг Базарова. Окончив университет, он вернулся в отчий дом в Марьине вместе с приятелем, которого считает своим духовным наставником. В отличие от Базарова, к «нигилизму», то есть неприятию всего, он относится поверхностно, не углубляясь в подробности. Его просто привлекает ощущение свободы в этом учении и независимость от авторитетов.
Благодаря «нигилизму» в Аркадии проявляются такие непривычные для него качества, как дерзость и самоуверенность. На самом же деле, он добр, бесхитростен, прост и уважает дворянский образ жизни. Под влиянием Базарова, он долго скрывает свои истинные качества. В стремлении подражать ему, он даже обижает отца. Однако со временем эти душевные противоречия сглаживаются. Он становится все больше похожим на своего отца и готов идти на компромиссы с жизнью. Так, например, влюбившись в Одинцову, он быстро сдается, так как видит безнадежность этого чувства.
Такой компромисс позволяет ему впоследствии найти своё счастье. Он женится на младшей сестре Одинцовой – Кате. Вместе они поселяются в Марьине и счастливо живут. Там у Аркадия и Кати рождается сын – Коля.
Анна Сергеевна Одинцова – красавица-аристократка 29 лет, которую полюбил Базаров. Она относит себя к новому поколению дворян: проста, спокойна, лишена снобизма, проповедует свободу суждений и демократизм. По натуре Анна Сергеевна горда и умна. Рано оставшись без отца, она воспитала младшую сестру. Затем, счастливый случай свел её с Одинцовым – богатым пожилым аристократом, который быстро скончался и оставил ей все свое наследство. Теперь она жила в свое удовольствие, могла себе позволить многое, но предпочитала умеренность. После смерти мужа, она путешествовала по Европе, однако вернулась в Россию и вместе с сестрой поселилась в имении Никольском.
Несмотря на то, что она была свободной женщиной с большим состоянием, она предпочитала жить скромно и не давать воли чувствам. Даже когда в ней вспыхивает интерес к Базарову, она предпочитает подавить его. Базаров быстро понимает, что она не умеет любить. Она же думает, что уже стара для таких чувств. Окружая себя безмятежным спокойствием и размеренным существованием, она скрывает свою душевную холодность. По сути, она эгоистична, равнодушна ко всему и неспособна увлечься. Она сама выбрала себе такой путь, лишенный эмоций, не приносящий ни радости, ни страданий. В итоге она снова выйдет замуж, не по любви, а по расчету, чтобы обеспечить себе спокойную старость.
Николай Петрович Кирсанов – один из главных персонажей романа, отец Аркадия Кирсанова и брат Павла Петровича. В прошлом был счастливо женат, но остался вдовцом. Сейчас у него живет молодая девушка Фенечка, которая родила ему сына. Несмотря на то, что Николай Петрович уже не молод, он старается идти в ногу со временем, интересуется музыкой, поэзией и искусством в целом. А также его мысли занимают прогрессивные идеи в сельском хозяйстве.
Этот персонаж описан с авторской симпатией. При всей своей слабости, он добр, чуток, деликатен и благороден. Его лояльность и доброжелательность проявляются во всем, в частности в отношении к современной молодежи, несмотря на то, что те пытаются жить и мыслить, не так как их отцы. К сожалению, его доброта не находит адекватный отклик. Базаров говорит о Николае Петровиче, что тот человек отставной, то есть песенка его уже спета. И даже его сын Аркадий, которого он так любит, пытается «перевоспитывать» отца и часто ранит своей бестактностью.
Однако в конце романа кроткое терпение Кирсанова вознаграждено. Его сын достойно взрослеет, выбирает правильный путь и сближается с отцом в семейных делах.
Павел Петрович Кирсанов – брат Николая Петровича, дядя Аркадия и главный противник Базарова. Он выступает основным оппонентом в идейных спорах с Базаровым и по силе своего характера является достойным соперником ему. Павла Петровича отличают принципиальность, проницательность, аристократизм, высокий интеллект, острый ум, благородство, сила воли, либеральные взгляды и страсть ко всему английскому. В свои сорок пять выглядит он моложаво, всегда со вкусом одет, ухожен, изящен и сохранил юношескую стройность.
В молодости он любил выходить в свет и пользовался большим успехом у женщин. Павел Петрович учился в пажеском корпусе, затем стал офицером. В возрасте двадцати восьми лет уже получил капитана, и все сулили ему блестящее будущее. Однако он пережил серьезную личную травму, после которой предпочел остаться в одиночестве. Страстно влюбившись в одну загадочную женщину, княгиню Р., готов был на все ради неё. Она же быстро охладела к нему и уехала за границу. Павел Петрович последовал за ней, но их отношения так и не сложились.
Вернувшись в Россию, он пытался зажить прежней беспечной жизнью, но не получилось, так как она не покидала его мыслей. Вскоре стало известно о её гибели и после этого Павел Петрович вовсе отказался от надежд на счастье. Он поселился в Марьине у брата, а в конце жизни переехал в Дрезден, где так и жил в одиночестве. В спорах с Базаровым он защищал высокие идеи, выступал за права личности и самоуважение, за честь и свободу каждого человека. Он верил, что благодаря таким принципам, Россия может превратиться в прогрессивную и цивилизованную страну. Беспринципность же, по его мнению, вела к разрушению.
Фенечка — один из главных женских персонажей романа, обычная крестьянская девушка, рано оставшаяся сиротой. Мать Фенечки Арина Савишна работала экономкой в имении Николая Петровича Кирсанова. Когда она умерла, он взял на себя заботу о молодой Фенечке, в которую впоследствии влюбился. Она являет собой своеобразный женский идеал и относится к Тургеневскому типу женщин. От одного её появления становится тепло и спокойно. Она как воплощение чего-то светлого, мягкого и естественного.
Фенечке двадцать три года, она отличается миловидной внешностью: темные глаза и волосы, мягкая белая кожа, нежные руки, по-детски пухлые губы алого цвета. Одета в опрятные ситцевые платья, а плечи прикрыы легкой косынкой. Она сначала очень стеснялась гостей, так как положение её в доме было двойственным. У Фенечки был сын Митя, рожденный от хозяина, однако Николай Петрович вел себя немного скованно. С одной стороны, поселив их в имении, он как бы признавал её определенные права, с другой стороны – она не являлась его официальной супругой, что вносило некую неясность в их отношения. Лишь природная естественность в поведении Фенечки сглаживала эту ситуацию. Когда она появлялась, то вела себя стесненно, хотя при этом чувствовалось, что она может себе позволить здесь находиться.
В общении Фенечка была довольно проста и учтива. С ней любил беседовать главный герой романа – отверженный и никем не понятый Базаров. К ней хорошо относился даже прогрессивный аристократ Павел Петрович. Он же после дуэли с Базаровым настоятельно рекомендует своему брату не тянуть время, а жениться на Фенечке, что и произошло в конце романа.
Кукшина Авдотья Никитишна или Евдоксия – второстепенный персонаж, эмансипированная помещица, приятельница Ситникова, псевдонигилистка. Она подражает самым крайним проявлениям радикализма, постоянно интересуется «женским вопросом» и положением женщин во всем мире, увлекается естественными науками, презирает Жорж Санд. По натуре она развязна, вульгарна, неопрятна и глупа. Крайне редко в ней просматривается что-то человеческое. Проповедуя нигилизм, она скорее пытается скрыть свою женскую неполноценность.
По замыслу романа героиня Кукшиной некрасива и несчастна. Она брошена мужем и не привлекает мужчин. «Нигилизм» же дает ей чувство занятости и важности. В нём она черпает своего рода вдохновение. В романе Кукшина упоминается редко. Она дружна с Ситниковым, который приводит к ней в гости Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова. Друзья сначала терпеливо выносят её вульгарность, неопрятную обстановку, неуемную речь. Однако Аркадий все же решает удалиться, говоря, что это смахивает на бедлам.
Ситников – второстепенный персонаж романа, приятель и ученик Базарова, псевдонигилист. Ему свойственно тревожное напряжение, а также собачья преданность своему «учителю». Он тщетно пытается подражать Базарову, делая его своим кумиром. В попытках вести себя свободно и дерзко, проявлять резкость суждений и поступков он выглядит комично. «Нигилизм» для Ситникова является своеобразной борьбой с внутренними комплексами. Он считает себя никчемной и незначительной личностью, стыдится отца, который наживается на спаивании людей, а с помощью «нигилизма» чувствует себя причастным к великому общему делу.
Сам Базаров его ни во что не ставит, и даже по-своему презирает. При этом он говорит, что такие, как Ситников, нужны народу, иначе кто же будет выполнять всю «грязную» работу.
Катя Одинцова — младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Молодая и застенчивая девушка 18 лет. Их любовь с Аркадием развивалась медленно, но постепенно молодые люди полюбили друг друга и поженились. В будущем у них родился сын Коля.
Василий Иваныч Базаров — отец Евгения Базарова, отставной штаб-лекарь. Живёт в отдалённом имении, имеет немного крепостных душ. Занимается лечением местных крестьян. Увлекается садом и огородом. Евгений был у него единственным сыном, после смерти которого его жизнь также померкла.
Арина Власьевна Базарова – мать Евгения Базарова, добрая женщина, горячо любящая своего сына. Она была очень набожна и верила во всё, что только можно: в леших, сны, приметы, гаданья, порчу и даже в конец света. В молодости она была красива, играла на клавикордах и знала французский язык. Сейчас располнела, забыла музыку и язык. Смерть сына практически убила её саму.
Прокофьич — слуга в доме Кирсановых, худой старик примерно шестидесяти лет. Николай Петрович называл его брюзгой. Единственный из слуг, кто не любил Базарова.
Дуняша — прислуга в доме Кирсановых, молодая девушка, которая помогает Фенечке заботиться о её маленьком сыне Мите. Ей очень нравился Базаров.
Петр — камердинер в доме Кирсановых. Глупый и самолюбивый человек. Умел читать по слогам. В конце книги женился на дочери городского огородника и получил хорошее приданое. Выбрала она его только потому, что он имел часы.
Митя — маленький сын Николая Петровича и Фенечки. Ему нет ещё и года.
Матвей Ильич — знатный родственник Кирсановых, к кому отправились Аркадий с Базаровым из имения. Он посоветовал им пойти к губернатору и получить приглашение на бал.
Губернатор — суетливый и забывчивый человек. Пригласил Базарова и Кирсанова к себе на большой бал, где они познакомились с Одинцовой.
Княжна Х — тетушка Анны Сергеевны Одинцовой, худенькая и маленькая старуха, княгиня. После смерти своего мужа Одинцова пригласила её жить к себе в имение и управлять им. Сейчас на неё никто не обращал внимания, хотя относились с почтением и хорошо ухаживали. Умерла вскоре после смерти Базарова.
Порфирий Платоныч — сосед Одинцовой, который часто приезжал к ней поиграть в карты. Он был небольшого роста, весёлый и уже седой человек. Любил рассказывать анекдоты.
Тимофеич — приказчик отца Базарова, бывший дядька Евгения. Приезжал за ним к Одинцовой, сообщил, что родители очень ждут его. Также он к ней приезжал, чтобы привести её к умирающему Базарову.
Федька — слуга в доме Базаровых. По приезду Базарова с Аркадием он начал прислуживать им. Ради их приезда его одели в другую одежду и дали новые сапоги, к которым он так и не смог привыкнуть.
Доктор Одинцовой — приехал вместе с Одинцовой осмотреть больного Базарова, сразу определил, что шансов выжить у него нет, о чём успел ей шепнуть до её встречи с ним.
Фрагмент текста работы:
А.Н.Островский. Пьеса «Гроза».
Критика Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве»
Александр Николаевич Островский (1823 – 1886)
Пьеса «Гроза» была написана А.Н.Островским в 1859 г., в том же году поставлена в театрах Москвы и Петербурга. В 1860 г. пьеса была напечатана.
Эту драму И.С.Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего таланта».
В основу сюжета Островский положил рассказ об истории одной семьи.
Сюжет для драмы взят автором из жизни. Не секрет, что многие волжские города оспаривали право на то, что действие пьесы происходило именно в их городе. Местные жители показывали гостям города беседку на берегу Волги, где Катерина признается в совершенном грехе.
Действия, описанные автором, могли произойти во многих городах России того времени. Здесь господствовали домострой и самодурство, унижение и грубость.
Представим характеристики всех действующих лиц пьесы в виде таблицы.
«Темное царство»
Имя Характеристика
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) Богатая купчиха Кабанова Марфа Игнатьевна является одним из главных столпов «темного царства». Это властная, жестокая, суеверная женщина, которая относится с глубоким недоверием и даже презрением ко всему новому. В прогрессивных явлениях своего времени она видит только зло, поэтому Кабаниха с такой ревностью и оберегает свой мирок от их вторжения. Из-за чего ее дети, несмотря на множество добрых черт, все же выросли нравственно искалеченными людьми, у которых не хватает сил для открытого противостояния миру жестокости, косности и деспотии. Кабанова просто не понимая, что Варвара и Тихон – это уже взрослые люди со своими мыслями и чувствами, продолжает к ним относиться, как к собственности. Себя же она считает, может быть, немного строгим, но любящим и справедливым родителем: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить».
Постепенное разрушение патриархального уклада жизни, которое уже ощущается даже в таких провинциальных городах, как Калинов, вселяет в нее страх. Как человек умный, она понимает, что времена меняются и уже молодое поколение все с больше силой противиться старым порядкам. Но она не готова принять эти перемены, и вместе со страхом ее сердце наполняется еще большей злостью. Особенно достается Катерине. «В ноги кланяйся!» — приказывает Кабаниха Катерине, которая прощается с мужем. А когда Катерина погибла, она лишь проворчала: «Мало она нам сраму-то наделала. Полно, об ней и плакать-то грех».
В конце произведения тесный, темный и душный мир Кабановой рушится прямо у нее на глазах: дочь сбегает с любовником, а сын прямо обвиняет свою мать в гибели жены.
Савел Прокофьевич Дикой Одним из самых уважаемых представителей Калинова является предприимчивый и властный купец Савел Прокофьевич Дикой. Одновременно с этим он, наряду с Кабанихой, считается олицетворением «темного царства». По своей сути, Дикой – это самодур, который, на первое место, ставит лишь свои желания и капризы. Поэтому его отношения с окружающими можно охарактеризовать лишь одним словом – произвол. Люди привыкли ему уступать, и он, ощущая свою власть над ними, продолжает тиранить всех, кто его слабее. Кабанова, которую только и боится Дикой, комментирует его поступки следующим образом: «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься». Боится Дикой только тех, кто может поставить его на место. Был случай, когда он спасовал перед проезжавшим мимо гусаром, но зато потом с лихвой выместил всю накопившуюся злобу на домашних. Также он пасует и перед Кабанихой, зная, что она умнее и хитрее его. Естественно, что больше всего достается от Дикого близким купца. Супруга его каждое утро слезно просит всех, чтобы они не гневили ее мужа. Но если бы можно было предугадать, на что именно он будет сердиться в следующую минуту.
За грубостью обычно всегда стоит невежество, и, самое главное, у Дикого полностью отсутствует любопытство и желание просвещения. Так всю свою дремучую темноту купец демонстрирует в разговоре в Кулигиным на бульваре, когда заявляет, что гроза посылается в наказание людям, поэтому устройство громоотвода не имеет смысла. Кроме того, груба сама речь Дикого, которая просто насыщена различными ругательствами.
Тирания, невежество, грубость, себялюбие, зачастую трусость – вот из таких черт складывается характер купца Дикого.
Феклуша Странница Феклуша является второстепенным персонажем, но при этом весьма характерным представителем «темного царства». Странники и блаженные во все времена были постоянными гостями купеческих домов. Феклуша развлекает представителей дома Кабановых разнообразными байками о заморских странах, рассказывая о людях с песьими головами и правителях, которые «что ни судят они, все неправильно». А вот город Калинов Феклуша, наоборот, восхваляет, что очень приятно его жителям. Сплетни Феклуши как бы поощряют темное невежество горожан. Все непонятное подвергается критике, а о провинциальном мирке Калинова говорится только в превосходной степени.
На самом деле, по своей сути Феклуша – это лишь жалкая пародия на старинных скитальцев, с помощью которые в древние времена разносились новости и различные сказания. Рассказы Феклуши для Кабановой и Глаши, которые, естественно, не знают ни книг, ни газет, необходимы просто для удовлетворения любопытства, кроме того, они помогают скрасить унылые провинциальные будни. Также для Кабановой, которая является яростной охранительницей патриархального уклада жизни, все эти «сказки» служат доказательством правильности ее жизни.
Образ Феклуши – фарсовый, и часто используется для обозначения невежественной ханжи, которая любит распространять различные нелепые сплетни.
Жертвы «темного царства»
Имя Характеристика
Катерина Катерина – жена Тихона Кабанова и невестка Кабанихи. Это центральный персонаж пьесы, с помощью которой Островский показывает судьбу сильной, неординарной личности в условиях маленького патриархального городка. В Катерине еще с детства очень сильно желание счастья, которое с взрослением перерастает в желание взаимной любви. Несмотря на свою религиозность, Катерина остается земной и живой девушкой, переживающей любовное чувство. Но насколько сильно ее сердце полно любовью, настолько же сильно главная героиня ощущает свою греховность. Она замужем, и объект ее воздыханий – совершенно посторонний, чужой мужчина. Катерина пытается обрести покой с помощью религии, любви к законному мужу, но ее вольная натура оказывается сильней. Возможно, если бы она ощутила поддержку мужу в этот драматический момент своей жизни, то ей удалось бы справиться с собой. Но ее муж является слабым человеком, воля которого подчинена его матерью – Кабанихой. И вот Тихон отъезжает, и чувство в результате ожесточенной внутренней борьбы берет вверх над моралью: «Мне хоть умереть, да увидеть его».
После измены мужу религиозность Катерины только усиливается. Героиня, которая по своей сути является простой провинциальной девушкой, оказывается неготовой к безднам, открывающимся перед ней. Катерина чувствует нарастающий страх, ей кажется, что она обязательно будет наказана небесами за свои грехи. Наконец, в момент грозы она при всех кается в своей измене.
«Гроза» — это не только любовная драма, но и трагедия сильного человека, который после проступка не жалеет себя, а, наоборот, сознательно отдает себя на суд окружающих без надежды на прощенье. И совершая измену, Катерина, на самом деле, осуществляет выбор в пользу своего настоящего «я». И за этот выбор ей пришлось поплатиться жизнью.
Варвара Варвара является дочерью Кабанихи и сестрой Тихона. Она уверенна в себе, не боится мистических предзнаменований, знает, чего хочет от жизни. Но одновременно с этим личность Варвары имеет некоторые нравственных изъяны, причиной которых является жизнь в семье Кабановых. Ей совсем не нравятся жестокие порядки этого провинциального города, но Варвара не находит ничего лучшего, как смириться с установившимся укладом.
Не случайно все реплики Варвары прописаны под ремаркой «в сторону».
У нее достаточно сильный характер, и она знает, как добиться своей цели. Но она всегда выбирает самый простой и удобный путь, приспосабливаясь к поведению окружающих людей. Поэтому ее главный принцип — «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Возможно, если бы она выросла среди людей добрых, честных и справедливых, то Варвара бы смогла решиться на открытое противостояние. Но обман для Варвары сделался настолько обыденным явлением, что она не стесняется признаться, что по-другому и жить нельзя, и все у них дома держится на обмане. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
Но если нельзя восстать против этого мира лжи, то от него остается только сбежать. Варвара до последнего изворачивалась и хитрила.
Когда домашний гнет грозил ее лишить последних свобод, она нашла себе силы убежать из дома с любимым.
Фрагмент текста работы:
Императорский Царскосельский лицей – привилегированное высшее учебное заведение Российской империи для дворянских детей, находившийся в Царском Селе в 1811–1843 гг. Основан по указу императора Александра I от 24 (12) августа 1810 года. Программа была ориентирована на подготовку государственных чиновников высших рангов. Открыт 19 (31) октября 1811 г., этот день впоследствии отмечался выпускниками как «День лицея».
Среди самых блестящих имен XIX в., составивших гордость и славу России, имена А.С.Пушкина, И.И.Пущина, A.M.Горчакова, А.А.Дельвига, М.А.Корфа, В.К.Кюхельбекера… Все они являлись воспитанниками Царскосельского лицея из первого выпуска (1811—1817). Трудно найти еще какое-либо учебное заведение, которое бы взлелеяло столько исключительных личностей.
Лицей в Царском Селе был первым в России. Позднее открылись и другие лицеи — привилегированные мужские средние или высшие учебные заведения. Но лишь Царскосельский лицей 1811—1817 гг. составил яркую страницу в истории русской культуры.
Мысль об учреждении Царскосельского лицея возникла у Александра I в первые годы его царствования и была тесно связана с теми преобразованиями, которые начались в начале XIX в. Преобразования были необходимы везде. В различных общественных кругах и среди передового дворянства зрела мысль о необходимости либеральной государственной политики, о неизбежности реформ в области социальных отношений, политического строя, науки и образования. В начале XIX в., после насильственного устранения дворянами Павла I и воцарения Александра I, эти настроения охватили широкую общественность. Правительство, как известно, приступило к проведению различных реформ, в том числе и в области просвещения.
Поначалу Царскосельский лицей был задуман императором Александром I для того, чтобы воспитывать в нем своих младших братьев — Николая (будущего царя) и Михаила — совместно с детьми знатных фамилий. Позднее от намерения воспитывать в Лицее двух юных великих князей отказались. Но Лицей был основан. Он занял помещение в самом царском дворце.
Лицей был закрытым дворянским высшим учебным, заведением с шестилетним курсом обучения. Принимали в него мальчиков по рекомендациям влиятельных лиц. Так, Александр Пушкин был принят при поддержке друга семьи литератора и журналиста А.И.Тургенева. Принимали с 10-12 лет. Прием в Лицей проводился один раз в три года от 20 до 50 человек.
Все расходы на содержание Лицея несла государственная казна.
Первоначально предполагалось, что в нем будут воспитываться сыновья знатных дворян. Однако знатное и богатое дворянство не захотело расставаться со своими детьми на 6 лет и предпочло домашнее их образование, Стесненное же в средствах служилое дворянство, имевшее протекцию, поторопилось воспользоваться случаем устроить своих детей учиться за казенный счет и обеспечить затем их дальнейшую судьбу. Первый набор состоял из 30 человек. Лицей с самого начала во многом отличался от других учебных заведений. В нем не придавалось особого значения религиозным обрядам и убеждениям. Царскосельский лицей был первым в России учебным заведением, где не предусматривались телесные наказания. Педагогам и наставникам полагалось относиться к воспитанникам корректно, как к взрослым, их должны были называть только на «вы». К фамилии обязательно прибавлялось обращение «господин». Между собой воспитанники тоже иногда оставались на «вы». Каникулы воспитанники должны были обязательно проводить в стенах Лицея, а с родителями и родственниками им позволялось видеться только в определенные дни и только в Лицее. Занятия проходили с 1 августа по 1 июля, каникулы — один месяц — июль.
После открытия начались ежедневные занятия. Обязательными были прогулки на воздухе в любую погоду. А вечерами лицеисты в зале играли в мяч. По средам и субботам — танцы или фехтование.
При лицеистах было несколько дядек: они заведовали чисткой платья, сапог и прибирали в комнатах.
Газетная комната никогда не пустовала в часы, свободные от классных занятий; здесь лицеистами читались русские и иностранные журналы и шли бесконечные горячие обсуждения. Профессора приходили к лицеистам и учили их следить за ходом дел и событий, объясняя то, что было непонятно.
Лицей был создан по проекту видного государственного деятеля того времени М.М. Сперанского. Прогрессивные деятели стремились к воспитанию «новых людей», которые могли бы впоследствии осуществить преобразование России. Царское правительство поддерживало их, преследуя лишь практическую цель: подготовку высокообразованных чиновников для административного, судебного и дипломатического поприща. Цели и содержание работы Лицея были определены Уставом. В нем отмечалось, что Лицей создается с целью образования юношества для государственной службы и что Лицей приравнивается к российским университетам.
Предусматривалось общее образование (без специализации), но с преобладанием гуманитарных наук. Для каждого курса были выработаны правила обучения. Так, в правилах для начального курса было сказано, что, руководя занятиями воспитанников по словесности, профессор должен тщательно избегать «пустых школьных украшений» и, занимая воспитанников предметами, «возрасту их сообразными», прежде заставлять их мыслить, а потом искать выражения этих мыслей в слове и «никогда не терпеть, чтоб они употребляли слова без ясных идей».
В правилах для окончательного курса отмечалось, что науки нравственные, физические и математические должны занимать первое место, а иностранные языки должны быть продолжены, и в этом курсе профессора «всемерно должны стараться», чтобы воспитанники научились правильно сочинять на немецком и французском, а преимущественно на русском языке.
Нравственные науки должны были стать в Лицее основными.
Воспитанникам Лицея предстояло изучить сокращенный катехизис, библейскую историю, историю права, философию права, правоведение, историю религии, логику и др. Второе место в программе Лицея отводилось математическим и физическим наукам. Особенно важным считалось изучение российской истории. Отмечалась необходимость серьезного знакомства с деяниями великих людей прошлого, с хронологией, географией, а также словесностью.
К изящным искусствам Устав относил чистописание, рисование, танцы, гимнастические упражнения, фехтование, верховую езду, плавание. Намечено было преподавание военных наук и ряда других предметов (например, гражданской архитектуры и перспективы).
Самое большее число часов в неделю отводилось в Лицее обучению грамматике, наукам историческим и словесности, особенно иностранным языкам. Кроме того, полагалось, чтобы в свободное от учебы время воспитанники разговаривали между собой по-французски и по-немецки. Остальные учебные часы распределялись так, как считали нужным преподаватели.
Программа была очень насыщенной, но уроки чередовались с отдыхом. В Уставе была сделана оговорка о том, что распределение часов для занятий примерное, можно их изменять, придерживаясь главного правила: воспитанники никогда не должны быть праздными. В воскресные и праздничные дни воспитанники присутствовали на богослужении. Они обучались также духовному пению.
Многочисленными были физические упражнения: плавание, зимой катание на коньках, верховая езда, фехтование, танцы.
Одним из воспитательных средств являлось искусство. Занимались воспитанники им во время своего отдыха. Разнообразны были и предметы искусств, способствующих духовному развитию: рисование, музыка, пение. К ним присоединялись занятия литературой, или «изящными письменами». Музыка и пение являлись для всех лицеистов любимым занятием: воспитанники давали концерты, на которых, кроме товарищей и служащих, присутствовали их родители, родственники и знакомые. За концертом часто давалось театральное представление. Вечера обыкновенно кончались танцами. Пьесы не только разыгрывались, но и сочинялись самими воспитанниками.
Обучение в Лицее возлагалось на профессоров. С тридцатью воспитанниками занимались шесть профессоров, а еще были адъюнкты и учителя, число профессоров определялось количеством предметов. Профессора в присутствии директора проводили испытания воспитанников каждые полгода, а воспитанники, оканчивающие курс, держали испытание по всему лицейскому курсу.
Исходя из успехов учащихся в науках, их нравственности и поведения, специальная конференция профессоров решала, с каким классом кто из лицеистов удостаивается выпуска в государственную службу и через министра просвещения представляла свое заключение на усмотрение императора. Курс обучения заканчивался торжественным собранием всего Лицея, здесь лучшие воспитанники читали свои сочинения, назывались лицеисты, удостоившиеся награды. Фамилии и награды публиковались в ведомостях Москвы и Санкт-Петербурга.
Бразды правления Лицеем были вверены человеку одаренному, совестливому и умному — Василию Федоровичу Малиновскому.
Малиновский В.Ф. (1765–1814),
первый директор Императорского Лицея в Царском Селе
В.Ф.Малиновский происходил из семьи духовного звания. Отец его, протоиерей, Фёдор Авксентьевич (1738—1811), служил при Московском университете. В 1781 году В.Ф.Малиновский после 6 лет учёбы окончил философский факультет Московского университета. Превосходно знал иностранные языки, в том числе греческий, древнегреческий и латынь. Первым, кто повлиял на формирование общественных взглядов Малиновского, был знаменитый русский просветитель Н.И.Новиков. Идеи искоренения деспотизма и установления просвещенного правления с юных лет стали любимой мечтой В.Ф. Малиновского.
В 1789 году начал работать переводчиком в русской дипломатической миссии в Лондоне. В конце 1791 года Малиновский был направлен переводчиком в Яссы на конгресс, завершивший русско-турецкую войну. В 1801 году после длительного перерыва в службе, В.Ф.Малиновский был назначен генеральным консулом в Молдавию. В Яссах он пробыл около двух лет и в 1802 году возвратился в Россию.
После возвращения в Россию Малиновский начал издавать журнал «Осенние вечера», в котором напечатал свои статьи «О войне», «Любовь России», «История России», «Своя сторона». Выпустил в свет под инициалами «В.М.» «Рассуждения о войне и мире». В том же году обратился к канцлеру графу Кочубею В.П. с проектом «Об освобождении рабов» — одним из первых проектов отмены крепостного права в России.
В Москве Малиновский участвовал в работе медико-филантропического комитета, бесплатно директорствовал в доме трудолюбия, дававшем приют 30 девицам бедного состояния. В этой скромной должности и в материальной нужде застало его в 1809 г. известие об открытии в Царском Селе Лицея для дворян. В июне 1811 г. Василий Федорович получил официальное назначение и выехал к месту службы.
Фрагмент текста работы:
Творчество писателей I половины XIX века
Поистине XIX век не зря называют золотым веком русской литературы, а первую треть его — золотым веком русской поэзии.
Начало XIX века было уникальным временем для русской литературы. В литературных салонах, на страницах журналов шла борьба сторонников различных литературных направлений: классицизма и сентиментализма, просветительского направления и зарождающегося романтизма.
В первые годы XIX века господствующее положение в русской литературе занимает сентиментализм, неразрывно связанный с именами Карамзина и его последователей. И вот в 1803 году выходит книга под названием «Рассуждения о старом и новом слоге российского языка», автор которой А. С. Шишков подверг весьма решительной критике «новый слог» сентименталистов. Последователи карамзинской реформы литературного языка дают классицисту Шишкову резкую отповедь. Начинается длительная полемика, в которую в той или иной степени были вовлечены все литературные силы того времени.
Почему же полемика по специальному литературному вопросу приобрела такую общественную значимость? Прежде всего потому, что за рассуждениями о слоге стояли проблемы более глобальные: как изображать человека нового времени, кто должен быть положительным и кто — отрицательным героем, что такое свобода и что такое патриотизм. Ведь это не просто слова — это понимание жизни, а значит, отражение ее в литературе.
Классицисты с их очень четкими принципами и правилами привнесли в литературный процесс такие важнейшие качества героя, как честь, достоинство, патриотизм, не размывая пространство и время, тем самым приблизив героя к реальности. Показали «языком правдивым», передающим возвышенное гражданское содержание. Эти особенности останутся в литературе XIX века, несмотря на то, что сам классицизм уйдет со сцены литературной жизни.
Близкие классицистам просветители, для которых политическая и философская тематика, безусловно, была ведущей, чаще всего обращались к жанру оды. Но под их пером ода из классицистического жанра превращалась в лирический. Потому что важнейшая задача поэта-просветителя — показать свою гражданскую позицию, выразить чувства, овладевающие им. В XIX веке поэзия декабристов-романтиков будет неразрывно связана с просветительскими идеями.
Казалось, существовала некая близость просветителей и сентименталистов. Однако это было не так. Просветители так же упрекают сентименталистов в «притворной чувствительности», «ложном сострадании», «любовных вздохах», «страстных восклицаниях», как это делали классицисты.
Сентименталисты, несмотря на излишнюю (с современной точки зрения) меланхолию и чувствительность, проявляют искренний интерес к личности человека, его характеру. Их начинает интересовать обыкновенный, простой человек, его внутренний мир. Появляется новый герой — реальный человек, интересный другим. А с ним на страницы художественных произведений приходит обыденная, повседневная жизнь. Именно Карамзин первым делает попытку раскрытия этой темы. Его роман «Рыцарь нашего времени» открывает галерею таких героев.
Фрагмент текста работы:
Общечеловеческие проблемы
начала XX века в прозе и поэзии
Рубеж XIX и XX веков в русской литературе – время зарождения и становления новых художественных систем, появление которых вызвано кардинальными сдвигами в мироощущении, радикальным переосмыслением взаимоотношений человека и мира. Небольшой по протяжённости отрезок времени оказался насыщенным событиями эпохального масштаба (войны, революции), что наложило особую печать на эстетическое сознание и литературное творчество. Смещаются ориентиры и ценности, казавшиеся незыблемыми: социально-исторический оптимизм, вера в рациональное научное знание и, вместе с тем, в вечные начала народной жизни нередко подвергаются теперь сомнению, уступая место индивидуализму, тяготению к иррациональному, эсхатологическим настроениям. Напряжённый поиск эстетических идеалов, соответствующих новому мироощущению, приводит к появлению многочисленных литературных школ, групп и направлений.
Понятие «Серебряный век», возникшее в конце XIX в. применительно к поэтам той поры (от Н.А.Некрасова до А.А.Фета и Я.П.Полонского), стало со временем одним из традиционных определений литературы конца XIX – начала XX веков. В этом термине, при всей его условности, ясно прочитываются два основных значения: идея внутренней целостности, завершённости данного литературного периода и качественная его оценка, мысль о новом расцвете русской литературы в 1890-1910-е гг.
Фрагмент текста работы:
Фрагмент текста работы:
Вопросы для проведения дискуссии
«Личность Раскольникова»
1. Можно ли утверждать, что Раскольников главный герой романа?
На самом деле, «главных» героев — двое. Первый — Раскольников, а второй — Свидригайлов. Именно глазами и в кругозоре этих героев мы, как правило, видим происходящее. Интересно, что перед нами при этом оказывается два совершенно разных города: через Раскольникова мы воспринимаем душный, жаркий, пыльный город, спаленный солнцем, через Свидригайлова — мокрый город, темный или затененный, в потоках воды. Так Достоевский доносит до нашего сознания идею того, что наши внешние обстоятельства — то, что формируем мы сами, изнутри нашего собственного состояния и сознания. Недаром Раскольникову будут говорить и Свидригайлов, и Порфирий Петрович: «Вам прежде всего воздуху нужно». Раскольников, ощущающий себя в спертой атмосфере собственной вони, передает нам ощущение вони распивочных, вони известки и духоты всегда и везде — и в комнатах, и на улице.
2. Каковы мотивы преступления Раскольникова?
Раскольников видит нищету и обездоленность бедных людей, которые толкают их на пьянство, воровство, проституцию. Это вызывает в нем протест, стремление помочь людям. Но преступление он совершает не только и не столько из-за чувства социальной несправедливости. Раскольников хочет проверить, способен ли он быть сильной личностью, преступить нравственный закон. В бунте Раскольникова соединяются социальный протест и крайний индивидуализм, теория сильной личности.
3. Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова?
Социальными истоками преступления Раскольникова являются нищета, обездоленность людей, окружающих его, да и положение его собственной семьи — матери и сестры. Философские истоки заключены в его теории сильной личности.
4. Как родилась у Раскольникова мысль об убийстве старухи? Легко ли он принял ее?
Встречи на улицах города, в трактире, с девочкой на бульваре мучительно отзываются в душе Раскольникова. Его возмущает порочность людей, подлость общества. От частных фактов он идет к обобщениям, убеждая себя, что задуманное им преступление не противоречит человеческим законам, оно нравственно дозволено. Поэтому его увлекла идея о праве сильной личности «преступить закон», то есть он философски обосновал свое решение.
Фрагмент текста работы:
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Начальное образование будущий писатель получил в домашних условиях – с ним занимались крепостной живописец, сестра, священник, гувернантка. В 1836 года Салтыков-Щедрин обучался в Московском дворянском институте, с 1838 – в Царскосельском лицее.
Во время обучения в лицее Салтыков-Щедрин публиковал свои первые стихотворения, однако быстро разочаровался в поэзии и навсегда оставил это занятие.
В 1845 году Михаил Евграфович оканчивает лицей и поступает на службу в военную канцелярию. В это время писатель увлекается французскими социалистами и Жорж Санд, создает ряд заметок, повестей («Противоречие», «Запутанное дело»).
В 1848 году в биографии Салтыкова-Щедрина наступает длительный период ссылки – за вольнодумие он был отправлен в Вятку. Там писатель прожил восемь лет, сначала служил канцелярским чиновником, а после был назначен советником в губернском правлении. Михаил Евграфович часто ездил в командировки, во время которых собирал информацию о провинциальной жизни для своих произведений.
Ссылка в Вятку стала поворотным моментом в личной жизни Салтыкова-Щедрина – там он познакомился со своей будущей женой Е.А.Болтиной, с которой прожил 33 года.
Пребывая в вяткинской ссылке, писатель переводил труды Токвиля, Вивьена, Шерюеля, делал заметки о книге Беккари.
Вернувшись в 1855 году из ссылки, Салтыков-Щедрин поступил на службу в министерство внутренних дел. В 1856-1857 годах были опубликованы его «Губернские очерки». В 1858 году Михаила Евграфовича назначили вице-губернатором Рязани, а затем Твери. Параллельно писатель печатался в журналах «Русский вестник», «Современник», «Библиотека для чтения».
В 1862 году Салтыков-Щедрин, биография которого ранее была связана больше с карьерой, чем с творчеством, покидает государственную службу. Остановившись в Петербурге, писатель устраивается работать редактором в журнал «Современник». Вскоре выходят его сборники «Невинные рассказы», «Сатиры в прозе».
В 1864 году Салтыков-Щедрин вернулся на службу, заняв должность управляющего казенной палаты в Пензе, а затем в Туле и Рязани.
С 1868 года Михаил Евграфович уходит в отставку, активно занимается литературной деятельностью. В этом же году писатель становится одним из редакторов «Отечественных записок», а после смерти Николая Алексеевича Некрасова занимает пост ответственного редактора журнала. В 1869 — 1870 годах Салтыков-Щедрин создает одно из самых известных своих произведений — «История одного города», в котором поднимает тему отношений народа и власти. Вскоре издаются сборники «Признаки времени», «Письма из провинции», роман «Господа Головлевы».
В 1884 году «Отечественные записки» были закрыты, и писатель начинает печататься в журнале «Вестник Европы».
В последние годы творчество Салтыкова-Щедрина достигает кульминации в гротеске. Писатель издает сборники «Сказки» (1882 – 1886), «Мелочи жизни» (1886 – 1887), «Пешехонская старина» (1887 – 1889).
Умер Михаил Евграфович 10 мая (28 апреля) 1889 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковском кладбище рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева.
Михаил Евграфович сделал популярным литературный жанр социально-сатирической сказки, направленной на разоблачение людских пороков.
Фрагмент текста работы:
Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877).
Творчество Некрасова занимает особое место в русской поэзии. Николай Алексеевич во многом переосмыслил роль поэта в обществе и место поэзии в жизни людей. В отличие от Пушкина, Лермонтова и многих других классиков он не видел себя служителем муз и вдохновения.
Некрасов прославился как защитник и голос простого народа. Его стихотворения обладают высоким гражданским пафосом и четкой социальной направленностью. Он полагал, что поэт не может творить в разрыве с теми событиями, которые происходят в жизни страны, считал недопустимым писать о красоте природы и любви к женщине в то время, когда на долю его народа выпадали тяжкие испытания.
Добролюбов с полным основанием утверждал, что Некрасов с красотой Пушкина и с силой Лермонтова умел продолжить и расширить реальную, здоровую сторону стихотворений Кольцова. От Гоголя Некрасов унаследовал всепроникающую и беспощадную зоркость взглядов поэта-сатирика, глубокий гоголевский гуманизм, веру Гоголя в неиссякаемые силы русского народа.
Но Некрасов не был эпигоном, он пошел дальше своих великих предшественников — он существенно расширил рамки содержания русской поэзии, усовершенствовал ее художественную форму.
Новаторство лирики Некрасова проявилось в двух направлениях: новизне содержания и новаторстве формы.
1. Новизна содержания
Прежде всего, отход Некрасова от классической поэзии того времени выразился в появлении в его творчестве многочисленных пародий на стихотворения предшественников. Но он не просто осмеивал что-либо, а стремился посредством пародий показать необходимость перестройки поэзии со старых высоких форм на новые, более приземленные. Собственно, эти пародии кажутся смешными только при ощущении читателем связи с пародируемым объектом. При отсутствии этой связи как раз-таки можно заметить внедрение Некрасовым новых стилистических приемов.
Некрасов одним из первых начал создавать произведения на остросоциальные темы или же, по-другому, писать «на злобу дня». В его стихотворениях человек неотделим от той среды, в которой он существует. Некрасов смещает акценты с анализа внутреннего мира людей на анализ состояния общества в целом. Именно с последним поэт связывает и состояние человеческой души.
Центральной темой в творчестве Некрасова были беды и чаяния простого народа. Он умел писать так, что, читая его строки, читатель чувствует свою сопричастность к происходящему. При этом актуальность стихотворений Некрасова не становится меньше с течением времени. В определенном смысле Некрасов попытался обмирщить поэзию – сделать ее доступной пониманию людей из низов. Для этого он стремился писать как можно более простым, народным, порой даже грубым языком. Не удивительно, что многие считают его творчество далеким от какой-либо поэтической эстетики.
Обратимся для примера к стихотворению «Влас». Некрасов впервые изображает человека из народа не со стороны, как достойного жалости «маленького человека», а с точки зрения самого народа. Голос, повествующий о перерождении Власа, принадлежит такому же крестьянину, как и сам Влас, носителю той же общей для всего народа веры (и суеверий, и поэтических представлений). При таком изображении человек из народа предстаёт сложной личностью, проходящей свой, полный значительности, жизненный нуль.
Некрасов оставляет далеко «за кадром» образованного человека с его интеллигентской жалостливостью к «меньшому брату» крестьянину. В его стихах народ сам говорит о себе и предстаёт не жалким и забитым, а могучим, сознательно верующим, хранящим общенациональные нравственные нормы. Народная правда сурова: грех будет оплачен адской мукою, а худший из грехов — «снять рубаху с пахаря». Дело Божие всегда и народное дело. Неправедно нажитое богатство противопоставляется «трудовой лепте». Каждый крестьянин-труженик оказывается радетелем Божьего дела и патриотом: его посильными дарами процветает родная земля, украшается святыми храмами. Стихотворение содержит и скрытое предупреждение угнетателям народа, всем, нажившим неправедное богатство, всем, кто обкрадывал пахаря, «крал у нищего суму».
Как Тургенев в прозе (в «Записках охотника»), так Некрасов в стихах обращается к народу с новой, небывалой стороны, находит в его языке и мышлении богатейший источник поэзии, красоты, правды.
На примерах других стихотворений можно увидеть, что и круг явлений жизни, изображаемый поэтом, значительно расширяется. («Маша», «На улице», «О погоде», «Песни о свободном слове» и др.)
Если сравнить художественный мир Некрасова и любого поэта-романтика по одному критерию: кто является лирическим героем стихотворений — различие станет очевидно. Героем романтических произведений выступает чаще всего сам поэт или его лирический двойник. Отступления от этого правила редки и носят характер условности, стилизации. (Например, «Кабы знала я, кабы ведала…» А.К.Толстого — песня девушки).
У Некрасова героями стихотворений оказываются рефлектирующий интеллигент («Рыцарь на час»), неловкий разночинец («Застенчивость»), бесшабашный крестьянин-сирота («Калистрат»), старик-рассыльный («О погоде»), ямщик («В дороге»), старуха, потерявшая сына-кормильца («В деревне»), женщина-подвижница («Отрывок»), бывший цензор («Газетная»), муж капризной барыни («Первый шаг в Европу»), непокорная молодайка, лукавый сват («Песни») и многие другие. Так создаётся эффект поэтического «многоголосия». Лирику Некрасова нередко сравнивают со своеобразным поэтическим театром, где множество персонажей говорят свойственными им голосами, высказывают типичные для своего круга идеи и чувства. Среди них есть дорогие автору (люди из народа) и враждебные ему («угнетатели», душители свободного слова, казнокрады и взяточники и т.д.). Автор даёт слово каждому, но искренность первых вызывает сочувствие и восхищение, а откровенность вторых рождает гнев и презрение. Лирический и сатирический полюса в поэзии Некрасова связаны единой осью общего поэтического приёма: самораскрытие героя через его речь. Грань между лирикой и сатирой неуловима.
Но и обращаясь к традиционным для поэзии темам любви, природы, творчества, Некрасов вносит в них своё «новое слово». Проследим это на примере нескольких любовных стихотворений: «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «О письма женщины, нам милой!», «Как ты кротка, как ты послушна…», «Слёзы и нервы». Эти стихотворения, навеянные историей взаимоотношений поэта с А.Я.Панаевой, рисуют любовное чувство в его эволюции: от эпохи расцвета, когда даже ссоры не затмевают счастья, до полного угасания, когда даже воспоминание о прежних отношениях становится болезненным и докучным. Любовь к женщине изображается Некрасовым как часть жизни, подверженная всем житейским перипетиям. Она лишена того ореола чудесности, божественности или трагизма, каким окружают её поэты-романтики.
Как в освоении народной темы, так и в интерпретации темы любви поэзия Некрасова опирается на опыт предшествующей прозы, впитывает в себя её качества: углублённый психологизм, социально-типологический анализ, интерес к современности, критический настрой, реалистические приёмы изображения.
Содержание:
1. Проект социальной акции 3
2. Памятка для добровольца, работающего с пожилыми и старыми людьми 6
3. Сообщение о специфике добровольческой деятельности в социальных учреждениях разного вида: приют (дом престарелых) 8
Список использованной литературы 11
Фрагмент текста работы:
1. Проект социальной акции
Название: «Если рядом пожилой»
Организация – исполнитель: Центр социального обслуживания (соцзащиты) населения Чкаловского района г. Екатеринбурга
Описание социальной проблемы: в современном мире доля пожилых людей постепенно растет. Сегодня таких людей в нашей деревне много. По мере того, как человек стареет, уходит на пенсию, происходит изменение его жизненного статуса, определенная роль в обществе и семье. Эта неопределенность часто негативно влияет на психологическое состояние пожилых людей. Им бросают вызов их жизненный опыт, знания и талант. Им срочно нужно общение, чувство их полезности и участия в любом случае. Помочь пожилому человеку найти в себе силы продолжать жить и решать повседневные проблемы, несмотря на болезни и материальные трудности, найти свое место в быстро меняющемся мире, ориентироваться в новых социальных отношениях-задача непростая. Психологи и врачи отмечают, что пожилые люди, не имеющие общения, чаще страдают от депрессии, психических расстройств и стареют быстрее, чем те пенсионеры, которые ведут активную социальную жизнь. Сегодня не каждый пенсионер может позволить себе реализовать свои навыки. Многие из них энергичны, любопытны, ищут яркие впечатления и открытия и пытаются жить активной жизнью. Работа ориентирована в первую очередь на молодежь. Культурные запросы пожилого населения учитываются в меньшей степени.
Целевая аудитория: население пожилого возраста от 60 и старше
Цель акции: привлечение внимания населения города к проблемам пожилых людей, проявление уважения к людям преклонного возраста
Основные задачи акции:
— воспитание культурной личности, которая способна сопереживать и заботиться о представителях старшего поколения;
— формирование уважительного отношения к старшему поколению;
— повышение жизненного потенциала пожилых людей путем организации их культурного досуга и участия в деятельности клуба.
— участие пожилых людей в организации клубы по интересам, создание условий для раскрытия их творческого потенциала, участия пожилых людей в самоорганизации, участия в разработке и реализации мероприятий проекта;
— привлечение внимания общества (органов власти, общественных организаций, учреждений социальной ориентации, спонсоров) к проблемам и решениям пожилых людей и сотрудничество с ними в организации социальных клубов;
— содействие здоровому образу жизни и семейным ценностям;
— организация круглых столов с участием представителей местных органов власти.
Материалы и средства:
Содержание:
Задание 1. 3
Задание 2. 6
Задание 3. 10
Задание 4. 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12
Фрагмент текста работы:
Задание 1.
Подберите текст научного стиля по Вашей специальности.
Проанализируйте выбранный текст с точки зрения лексики (общенаучные / специальные термины), грамматики (отглагольные существительные, причастия, деепричастия и др.) и синтаксиса (характерные синтаксические структуры). Назовите характерные черты научного стиля.
Текст (научная статья).
Формирование коммуникативных умений необходимо начинать в дошкольном возрасте. Этот возрастной период является наиболее благоприятным для введения ребёнка в речевую среду. Коммуникативная направленность воспитательного процесса выступает главнейшим приоритетом современной педагогической работы в дошкольном учреждении. Формирующаяся личность предрасположена к межличностному взаимодействию, решению коммуникативных задач, успешной адаптации в современном социуме. Коммуникация детей с нарушением речи играет важную роль в развитии ребенка и адаптации его личности в социокультурном пространстве. Коммуникативные умения — это действия, которые помогают воспитаннику контролировать своё поведение, подстраиваться под определенную ситуацию общения. Формирование коммуникативных знаний, умений и навыков зависит от уровня развития у ребёнка речи. Недостаточная сформированность коммуникативных умений является результатом нарушения речевого общения, которое негативно влияет на процесс свободной коммуникации и отражается на личностном развитии личности, ее поведении. Процесс воспитания в ДОУ характеризуется реализацией коммуникативных задач на всех этапах включения детей в разнообразную деятельность и направлен на развитие коммуникативной культуры, социокультурной образованности детей дошкольного возраста, которые позволят им быть равноправными участниками межкультурного общения во всех сферах жизнедеятельности. Дети с нарушениями речи в большей степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции. Общее недоразвитие речи сопровождается незрелостью определенных психических функций, эмоциональной неустойчивостью. Данное отклонение в развитии ребенка указывает на наличие стойких нарушений в общении, что затрудняет или вообще делает невозможным развитие упомянутой компетентности дошкольника.