Контрольная работа на тему Самооценка младшего школьника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 4
2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 7
3. СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
Введение:
Одной из самых актуальных тем в психологии можно считать проблему самооценки. Самооценку рассматривают как показатель индивидуального уровня развития, и отводят ей ведущую роль. Благодаря самооценке индивид становится личностью. Она формирует потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок.
Известно, что самооценка как важная личностная инстанция оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности личности. Она регулирует деятельность, способствует саморазвитию. От особенностей самооценки зависит уровень притязаний, активность личности, а также взаимоотношения с окружающими людьми.
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место, так как в данном возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль и действия ребенка начинают соотноситься с внутренним планом.
Самооценка относится к сложным психологическим феноменам, которые развиваются в каждом индивиде. Самооценка младшего школьника определяет направленность его в поступках, мышлении, мировосприятии, отношении к происходящему, людям и самому себе. Вместе с тем окружающий мир и события, которые происходят с ребенком, влияют на формирование его самооценки.
Целью данной работы является изучение самооценки младшего школьника.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть понятие и характеристику самооценки младшего школьника;
— рассмотреть методы диагностики самооценки младшего школьника;
— рассмотреть способы развития самооценки младшего школьника.
Заключение:
Таким образом, самооценка младшего школьника характеризуется рядом особенностей, которые связанны с тем, что в связи с поступлением в школу и сменой ведущего вида деятельности самосознание ребенка младшего школьного возраста развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями относительно окружающего мира и самого себя.
Для формирования и становления самооценки младшего школьника важную роль играет уровень достижений, которые были приобретены им на этом возрастном этапе. Эмоциональное отношение к оценкам извне, особенно полученным от значимых взрослых, накладывает отпечаток на характер восприятия ребёнком себя как личности, на характер его самооценки.
Будучи сформированной у детей младшего школьного возраста, самооценка как продукт самосознания и самoактуализации становится внутренним и органическим достоянием их личности.
Формирование самооценки у младших школьников связано с самонаблюдением и самоконтролем, а также с их активными действиями. Игры, занятия, увлечения постоянно обращают внимание ребенка на самого себя. Таким образом, ставят школьника в ситуации, в которых он должен как — то относить к себе свои умения, оценить свою деятельность, продумать как поступить в дальнейшем.
Самооценка — важная личностная инстанция, которая позволяет контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.
Исходя из всего вышесказанного, цели данной работы можно считать достигнутыми, а задачи выполненными.
Фрагмент текста работы:
1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Самооценка представляет собой личностное новообразование, которое принимает участие в регуляции поведения и деятельности человека, его представление о важности своей личности и своей деятельности среди иных людей, оценка себя, своих достоинств и недостатков, качеств и чувств.
Самооценка – это показатель отношения человека к самому себе, своим проявлениям, способностям, возможностям и даже целям. В школьном возрасте самооценка играет важное значение в том, как будет учиться ребенок. Если самооценка низкая, то скорее ребенок не будет пытаться прыгнуть выше тех достижений, которые у него уже имеются. Он не будет чувствовать в себе силы, которая точно имеется для того, чтобы что-то изменить в своей жизни. При завышенной самооценке ребенок скорее будет чувствовать себя всемогущим и способным на все повлиять.
Также самооценка влияет на установление контактов с другими детьми. Насколько общительным и популярным среди детей окажется ребенок, зависит от его самооценки. Поскольку с самого начала ребенок приходит с уже сформированной самооценкой, которую развили в нем родители, он устанавливает определенные контакты с детьми и позиционирует себя конкретным образом. По мере того, как ребенок будет с кем-то дружить и враждовать, его самооценка будет меняться. Таким образом, ребенок не только поступает в соответствии со своей самооценкой, но и укрепляет ее теми событиями, которые сам же и провоцирует [3].
В настоящее время принято рассматривать следующие характеристики самооценки по различным параметрам:
— по уровню: высокая, средняя низкая самооценка;
— по соотношению с реальной успешностью: адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная);
— по особенностям строения: конфликтная и бесконфликтная (причем конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер);
— по степени стабильности: устойчивая и неустойчивая;
— по характеру временной отнесенности: прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценка.
Самооценка существенным образом сказывается на том, как ребенок себя ведет в определенных ситуациях, как ставит себя по отношению к разным людям, каких целей и успехов достигает, насколько упорным становится, как хорошо сохраняет свою независимость. Таким образом, самооценка проявляется в коммуникации и совместной деятельности с окружающим миром и людьми.
Адекватная самооценка позволяет ребенку оставаться собой при любых обстоятельствах. Независимо от меняющихся условий и событий, ребенок продолжает осознавать, кто он есть, чем обладает, на что способен и пр. Он не меняет свое мнение в зависимости от того, что происходит вокруг. Тем более, его самооценка не меняется в зависимости от мнений окружающих людей.
Формирование самооценки происходит еще в дошкольном возрасте, когда ребенок начинает осознавать себя и оценивать. Однако развитие и укрепление самооценки продолжается в школьном возрасте. Уже не только родители влияют на самооценку школьника, однако они еще продолжают оказывать воздействие. Вот почему родителям следует не ослаблять свое влияние на ребенка и помогать ему сохранять свою самооценку на адекватном уровне.
Если самооценка у ребенка будет колебаться или меняться в низкую или завышенную позицию, тогда он станет более слабым. Обычно дети с неадекватной самооценкой более ранимые, внушаемые, подверженные внешнему влиянию и пр [6].
Поступление в школу ставит ребёнка в новое положение в семье; у него появляются обязанности – и с этим считаются близкие. Родители интересуются его школьной жизнью, контролируют выполнение домашнего задания; хвалят за хорошие отметки, за положительные достижения и осуждают, если ребенок получает низкие отметки.
У младшего школьника появляются собственные взгляды, отношения, собственные требования и оценки. Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей он оценивает себя и своих товарищей. Очень часто его оценки не являются правильными, так как они в первую очередь говорят о его желаниях, а не о действительности.
В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники, третьеклассники и в особенности ученики четвертого класса относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи.
Нередко у школьников наблюдается переоценка своих сил и возможностей. Может появиться чувство зазнайства. Завышенная самооценка вступает в противоречие с оценкой его другими людьми.
Таким образом, можно сказать, что функция самооценки является важнейшей частью, влияющей на формирование личности в целом. Она находит свое отражение в любой области деятельности индивида, влияет на его дальнейшее развитие, уровень притязаний, мотивацию, успешность. Для того чтобы ребенок чувствовал удовлетворение от жизни, то есть ощущение счастья, а также имел приспосабливаемость к преодолению трудностей, он должен обладать положительным мышлением касательно своего потенциала и своих возможностей [2].