Контрольная работа на тему Самодельное художественное творчество как явление народного художественного творчества
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Художественная самодеятельность как явление народного художественного творчества 5
1.1. Художественная самодеятельность 7
1. 2. Художественное творчество как высшая форма эстетической деятельности 8
1.3. Народное искусство 10
1.4. Фестивали и смотры самодеятельности 11
1.5. Программа конкурсов 13
1.6. Кружки народных ремесел 14
Вывод 15
Список литературы 17
Введение:
Творчество — «вечный двигатель» к порождению нового. Острая общественная потребность повышения уровня духовного развития личности наиболее ярко проявляется в потоке народного художественного творчества, которое проходит несколько начальных этапов. Среди них можно выделить «примитив», «наивное творчество» и «самодеятельное творчество любительской деятельности». Эти формы базируются на общечеловеческих ценностях и. затрагивая духовную сферу личности, формируют готовность к гуманным поступкам, гуманистическим отношениям. Каждого человека в процессе его жизненного пути увлекает какая-либо идея, стремление к реализации «себя». Это имеет как отрицательные (в некоторых случаях), так и положительные стороны. Стремление к нравственному результату через эстетические особенности «увлеченности» обязательно даст положительный эффект, даже если это увлечение будет на уровне примитивизма.
Самодеятельность художественная — вид народного творчества; художественное творчество людей, не являющихся профессиональными художниками и занимающихся искусством в дополнение к своей основной профессии. Это любительское творчество в студиях и кружках при заводах, рабочих клубах, культурно-просветительных учреждениях, в различных производственных организациях, детских садах, Дворцах пионеров, школах и частях Вооруженных Сил Армии под руководством опытных художников или же по собственной инициативе и почину. Оно может быть индивидуальным (рисование, резьба, лепка, вышивка и т. д.) и коллективным (театральные, танцевальные, хоровые кружки).
Художественная самодеятельность является в нашей стране массовым видом творчества, в ней заняты десятки миллионов людей — целая армия народных талантов, т. е. практически все, в ком живет художник, любовь к красоте, влечение к искусству. Этот вид народного творчества восходит к традиционным народным промыслам, устной поэзии, традиционным украшениям и затеям, сельским спевкам и любительским спектаклям. Но только после 1917 г. он получил небывало широкое распространение. Тогда же родилось и само понятие художественная самодеятельность.
Жизнь современного человека многогранна и разнообразна в своих проявлениях. От того, как отдыхает человек, во многом зависит его самочувствие, здоровье и, в конечном счёте, его работоспособность. Высокий ритм жизни, поток впечатлений и разнообразной информации оказывают прямое воздействие и на характер отдыха, способ использования свободного времени, на вкусы и потребности людей, их эстетические запросы. Вот почему в числе важных элементов досуга существенное место занимает любительское художественное творчество. Для такого рода занятий всегда найдётся место в школах, средних и высших учебных заведениях, на предприятиях, во Дворцах и Домах культуры, в сельских клубах и т.д.
Потребность в общении, самовыражении, стремление участвовать в общественной жизни, желание приобщиться к искусству, побуждает множество людей разного возраста участвовать в самодеятельности. Любительское творчество многообразно, каждый может выбрать тот вид, который ему по душе. Одним близки подвижные и энергичные занятия в танцевальном коллективе, другим — спокойное и неторопливое создание предметов декоративно-прикладного искусства.
Приятно сознавать, что и в нашей стране смотрам художественной самодеятельности уделяется столь большое внимание. Народные коллективы существуют на средства меценатов и общественных организаций. Многие костюмы и декорации участники создают сами. Отрадно, что есть такие увлеченные творческие люди, создающие все условия для занятий интересным и полезным делом.
Важно, что в коллективы народного творчества привлекается молодежь. Это свидетельствует о том, что не нарушена связь поколений. Если мы помним историю и культуру наших предков, нам будет что передать нашим потомкам.
Заключение:
Художественно-эстетические ценности выступают как часть духовной культуры народа, призванные удовлетворить и возвысить разнообразные потребности человека. Базой развития духовной культуры с незапамятных времён является художественная самодеятельность.
Пристальное внимание учёных к художественной самодеятельности народа как к этнокультурному явлению стало наблюдаться с ХIХ века. Однако активное развитие художественной самодеятельности относится ко второму десятилетию ХХ века.
Трансформация политической, экономической и социальной систем не смогли не сказаться на социально-экономической среде функционирования культуры. С одной стороны, сегодня важнейшими социальными институтами «транслирования» достоянии культуры являются профессиональные творческие коллективы театров, государственных и частных концертных объединений, средства массовой информации — радио, телевидение и многое другое. С другой, значительное место в подготовке и передаче «продуктов» культуры по-прежнему занимает самодеятельные творческие объединения дворцов и домов культуры.
Следует отметить, что на данном этапе развития нашего общества самодеятельное художественное творчество трудящихся качественно изменилось. Если в течение длительного времени главным была пропаганда искусства средствами самодеятельности, то сейчас её основой является удовлетворение художественно-эстетических потребностей человека, личности, потребности в самовыражении, приобщении к культурным ценностям.
В работе самодеятельных коллективов всё более важной становится функция развития способностей, формирования личностных качеств и конкретной личности, усиления эстетических аспектов воспитания. Новой определяющей функцией становится установка на самоорганизацию, самоориентацию, на отношения, на поиск собственного «я».
В сфере художественной самодеятельности происходит параллельное развитие творческих направлений, видов, жанров, на основе разных традиций и в связи с разными уровнями художественной — профессиональной, бытовой, классической, фольклорной, массовой, элитарной, авангардной и т.д.
Художественная самодеятельность представляет собой наиболее действенную форму эстетического воспитания трудящихся масс. Чувство прекрасного и хороший вкус формируются более успешно, когда человек сам творит красоту, сознает себя художником и утверждается в данной роли. Все это не только обогащает и возвышает людей духовно, способствуя всестороннему их развитию и культурной организации досуга, но имеет и прямую практическую отдачу: развитое чувство прекрасного эстетически окрашивает труд, является необходимым условием производства красивых вещей, решения проблемы качества продукции. Отсюда особая социальная важность и значение художественной самодеятельности.
Хотелось бы надеяться, что самодеятельное художественное творчество и в будущем не утратит своей актуальности, будет развиваться, расширяться, обретая новые формы, и способствовать культурному развитию личности и общества.
Фрагмент текста работы:
1. Художественная самодеятельность как явление народного художественного творчества
Самодеятельное творчество на протяжении всей истории своего существования всегда являлось не только средством воспитания, но и средством художественно-творческого развития личности. Глобальные социокультурные изменения, происходящие в российском обществе, все острее поднимают вопрос о месте и значении культуры в нашей жизни.
Конец XX века, несмотря на противоречивость и ошибки, привел к поискам нравственных ориентиров, стремлению возродить национальные духовные ценности. Все это способствовало повышенному интересу к народной художественной культуре, в том числе и самодеятельному творчеству народа.
Уточнение терминологических понятий самодеятельного творчества, определение его места в деятельности социально-культурных институтов, рассмотрение основных социально-педагогических проблем долгое время были предметом путаницы и несогласованности. Изучение публикаций, посвященных самодеятельному художественному творчеству, показало, что нет точного и единого определения понятий и концепций этого сложного явления и взаимосвязанных с ним определений, таких, как «культура», «художественная культура», «народное художественное творчество», «народное искусство» и др.
А.С. Каргин отмечает современные аспекты художественной самодеятельности с устойчивой жанрово-видовой структурой, подразделяющейся на народные и классические жанры. Он предлагает осуществлять классификацию по шести признакам. Сюда относится: ориентация на освоение различных пластов художественной культуры; рассмотрение типов художественного исполнительства, а также видов и жанров искусства. К этому добавляется ориентация по институциональной принадлежности и по социально-демографическому составу. Большая роль, по его мнению, должна отводиться выявлению аспектов самодеятельного творчества в регионах, специфике развития существующих форм, видов и жанров, их новообразованию. Следовательно, современное художественное творчество имеет синтетические, традиционные и организационно-образующиеся жанры. Классификацию самодеятельных коллективов можно представить следующим образом:
Классический тип (традиционный):музыкальное, театральное, хореографическое искусство, изобразительное искусство
Каждый жанр представлен автором различными видами. Например, в фольклорные виды входят: фольклорные театры, группы скоморохов, кукольников и др. Народно-певческие коллективы имеют солистов, организуются в ансамбли: народной песни, фольклорные. Сюда относятся и народные хоры. Народно-инструментальные и народно-танцевальные также имеют солистов и ансамбли: народных инструментов, народного танца и др.
Раскрывая традиционный классический тип, можно представить музыкальные коллективы такими жанрами и видами, как академические (хоры и ансамбли), симфонические и духовые оркестры. Театральные — народными театрами и новыми формами — музыкально-театральными, народными коллективами. Хореографические коллективы — это танцевальное искусство классического, бального, эстрадного жанра. Изобразительное творчество включает студии живописи, авторско-оформитедь-ского искусства (разработка эскизов и пр.). Жанрово-видовое многообразие, различающееся по типам творчества, имеет и Дальнейшие пути развития в самодеятельности. Так как в человеке с рождения уже заложены задатки творческого восприятия, то в процессе жизнедеятельности, развивая свои способности и используя приобретенный опыт, человек, непроизвольно способствует проявлению новообразований в самодеятельности.
У каждого народа есть собственный фольклор. Обычно это танцы, песни, былины, сказки. От отца к сыну, от матери к дочерям передаются сказания о временах былых. В трудные времена народ обращается к истокам своим. Вокруг исторических корней происходит народное единение. В наше время необычайно возрос интерес к своей истории. А какая история без народного творчества? Ведь патриотическое воспитание человека начинается именно с осознания им своих корней, это закладывается с детских лет в семье и школе.
1.1. Художественная самодеятельность
Художественная самодеятельность – совокупность форм непрофессионального, любительского творчества в области искусства. Основная задача художественнойя самодеятельности – привлечение человека к миру художественных ценностей, всестороннее гармоничное развитие его как личности творческого (а не потребительского) типа. Развитие художественной самодеятельности происходит и в формах традиционного фольклора, и в плотном связи с профессиональным искусством, в формах индивидуально-авторского творчества, обогащаясь всем арсеналом художественных средств, жанров. Художественная самодеятельность культивирует формы, способствующие общению, объединению людей на ниве коллективного творчества, предоставляют возможность наряду с демонстрацией народных талантов привлекать всех зрителей к активному творческому процессу. Она играет большую роль в создании целостной системы эстетического воспитания, что не оставляет без внимания ни одной из возрастных и социальных групп населения.