Контрольная работа на тему Ряженье в русском празднике.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Понятие «ряженье» в русской
культуре. 4
2. Ряженье в контексте русских народных
праздников. 8
Заключение. 15
Список литературы. 16
Введение:
Особый интерес вызывает малоизученная проблема ряженья.
Современные исследования по выявлению ареальных особенностей традиционной
культуры помогают воссоздать целостную картину функционирования обрядов с
элементами ряженья. Изучение специфики ряженья в ритуальном контексте позволяет
по-новому взглянуть на факты его бытования, решить ряд мировоззренческих и
культурологических проблем, актуализированных исследованиями в различных
областях гуманитарного знания.
Традиционная народная культура, в том
числе и народный календарь, определяет и нормирует уклад жизни, обычаи и обряды
членов определенной общины, формирует ее менталитет. Интересующие сегодня
общество этнические стереотипы, а, следовательно, и этническая традиция,
наиболее ярко проявляются в календарнообрядовых праздниках. Именно поэтому
сегодня в таких науках, как этнография и фольклористика возрастает интерес к
традиционным календарным праздникам и календарно-обрядовому фольклору, к тому,
какие традиции существовали в той или иной конкретной местности, каковы истоки
этих традиций, каковы были функции календарных праздников и
календарно-обрядового фольклора раньше и как изменились роль и функции
календарно-обрядового комплекса на современном этапе. Наиболее древним,
связанным с мифологическим сознанием народа компонентом святочного комплекса
является ряженье.
Заключение:
У русских ряженье входило в состав как календарной
обрядности, так и в ритуалы жизненного цикла. Повсеместно и наиболее
разнообразно эта форма поведения представлена в святочный период. Масленичное
ряженье было распространено локально в центральной России и Сибири и
связывалось в основном с последним днем сырной недели — с обрядом проводов
Масленицы.
Маски, ритуальное молчание (персонажи
потустороннего мира не разговаривают) – все это атрибуты древнего ритуала
ряженья. Раньше, если ряженого узнавали, он не имел права продолжать
участвовать в ритуале, так как, по народным представлениям, нельзя было быть
одновременно и ряженым, то есть, «чужим», и узнанным, то есть, «своим».
В процессе ряженья индивидуальные черты
человека как бы исчезали, исчезал и он сам, а появлялось другое,
мифологическое, существо – «старик», «старуха», «медведь», «конь», «цыганка».
Таким образом, феномен святочного ряженья в целом представляет собой обрядовую
форму поведения, реализующуюся в ритуально-игровых действиях, выполняющих
продуцирующую функцию в контексте специфики святочного периода.
Ряженые – традиционно неотъемлемая часть народных
празднеств, связанная с обрядовым переоблачением и использованием масок, порой
весьма страшных и символичных. Ряженому полагалось носить такое одеяние,
которое выглядело бы откровенно дико и диковинно, – вывернутую наизнанку
звериную шкуру, например. «Актер» примерял на себя костюм бродяги, разбойника с
большой дороги, скитальца, любого ремесленника и прочие.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие «ряженье» в русской культуре Ряженье – характерное для многих народов Европы
обрядовое переодевание для исполнения праздничных ритуалов, имевших, как
правило, древние языческие корни. Наиболее характерно для рождественского
поста. В памятниках Древней Руси, начиная с XII в., упоминаются ряженые,
надевающие на себя «личины» и «скураты», участвующие в игрищах с «дьявольскими
обличьями», с косматыми козьими «харями». Ряжение чаще всего совершалось на
Святки и Масленицу, а также на Троицу и Ивана Купалу. Известно также в обрядах
семицко-троицкого и пасхального комплексов; реже встречается при дожинках и в
рамках осенних праздников. У всех славян ряженье известно как обязательный
элемент свадьбы. В некоторых локальных зонах ряженье происходило во время
похорон.
Традиция имеет древние корни, в частности связана
с европейскими хэллоуином, шабашами, карнавалами (восходящими к венецианскому
карнавалу и сатурналиям), маскарадом. По всей видимости восходит к античным
ритуальным мистериям, обрядовым шествиям, праздникам окончания
сельскохозяйственного сезона, возможно имеет какие-то древние магические корни
для связи с богами.
Для русских были характерны: облачение в необычные
костюмы; сокрытие лица под маской; нанесение на открытые участки тела красок
или сажи; употребление производящих шум украшений, предметов, инструментов;
неупорядоченные произвольные телодвижения (подскоки, прыжки, верчения,
пританцовывания и т.д.
Широкое распространение получило представление о символической природе
ряженья. При этом само маскирование соотносится только со святками и
рассматривается как символ происходящих в природе перемен (святки понимаются
как праздник зимнего солнцеворота, а наиболее значимым считается тот образный
пласт окрутничества, который связан с оппозицией старости и молодости). Как
считал И. М. Снегирев, отдельные персонажи в составе ряженья получают иногда
трактовку как космические или метеорологические символы (ряженый конь – символ
нарождающегося солнца; некоторые зооморфные маски – символы облаков, природных
стихий и т.п.)[1].
Эта точка зрения чаще всего оказывается результатом произвольных внесений в
ряженье стабильных, как бы общефольклорных, характеристик; при этом не учитываются
ни диалектные оттенки значений, присущих ряду персонажей (конь, например, везде
и всегда трактуется одинаково – как солярный символ), ни полисемантизм многих
образов. По существу, взглядов И.М. Снегирева придерживался и Е.Г. Кагаров,
который расценивал ритуальное ряженье и маскирование как магические способы
обмануть злых духов.
Тотемистическая природа типичных для ряженья зооморфных масок в данном
случае только декларируется, но ничем не доказывается. Вместе с тем она,
скорее, опровергается, чем подтверждается межэтнической универсальностью
подобных масок. Тем не менее объяснение зооморфных образов ряженья в русле
тотемизма получило большое распространение, нередко встречаясь в работах
современных авторов. «К древнему почитанию животных» возводит группу «звериных
и птичьих» масок Г.А. Носова[2].
Основная идея, к которой декларативно сводится представление многих авторов
о ряженье, состоит в утверждении его связи с
культом предков. Обожествленных предков видел, например, в ряженье Ф.
Путинцев, который подчеркивал к тому же регрессивную природу лежащего в его
основе переодевания: «Одевались ряженые подобно предкам, – пишет он, – в
звериные шкуры и вывороченные тулупы»[3]. С праздниками в честь
мертвых связывал ряженье священник А. Н. Соболев[4].
Участники ряженья назывались по-разному: ряженые,
нарядчики, наряжонки, окрутники, шуликуны, халявы, хухольники и т. д. Мир
персонажей русских ряженых был довольно разнообразен. Ряженые могли изображать
различных животных и птиц: козу, медведя, лося, волка, лисицу, журавля.
Представителей чужой, некрестьянской среды: барыню, барина, фельдшера, цыгана,
татарина, еврея и др. Разного рода изгоев человеческого общества, скитающихся
по свету: нищих, калек перехожих, бродяг, разбойников, странников. Людей,
имеющих знания, недоступные обычным крестьянам: кузнецов, мельников,
коробейников, а также представителей потустороннего мира: смерть, покойника,
кикимору, черта, беса, ведьму и т. д. Ряженым полагалось надевать такой костюм,
который смотрелся бы со стороны как странный, диковинный, ни на что не похожий,
как своеобразный антикостюм. [1] Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и
суеверные обряды / И. М. Снегирев. – М.: Кучково поле, 2011. – 543 с. С. 32. [2] Носова Г. А. Язычество в православии. – М.:
Наука, 1975. – 150 с. С. 45. [3] Путинцев Ф. М. Происхождение религиозных праздников
/ Ф. Путинцев; Под ред. М. В. Горева-Галкина; С предисл. Ем. Ярославского. – 2-е
изд., испр. и доп. – М.; Л.: Гос. изд-во, 1925. – 192 с. С. 80. [4] Соболев А. Н. Загробный мир по древнерусским
представлениям: (Лит.-ист. опыт исслед. древнерус. нар. миросозерцания) / Свящ.
А.Н. Соболев. – Сергиев Посад: М.С. Елов, 1913. – 208 с. С. 88.