Контрольная работа на тему Русская философия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. общая характеристика
русской философии ХХ века
2. западничество и
славянофильство
список использованной литературы
Введение:
Существенными характерными признаками отечественной философии выступают
принципы целостности, положительного всеединства, этического персонализма,
соборности, реальной интуиции, истины-праведности, космизма.
Множеству отечественных мыслителей свойственен идеал цельности,
рассмотрения в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных,
эстетических, нравственных, религиозных. Однако мир это не только целостность,
а положительное единство, которое рассматривается в качестве приоритета
нравственных ценностей, религиозно-нравственного опыта жизни.
Этический персонализм, принятый в общественном контексте, приводит к
принципу соборности, который означает единство людей на основе их любви к Богу
и предпочтения нравственных ценностей. Принцип цельности в отечественной
философии касательно проблем теории познания конкретизировался в сочетании
чувственного, рационального и мистического.
Корни отечественной философии сосредоточены в культуре
русского народа, выражающего его ментальность. Многообразие форм русской
философской мысли объясняется тем, что отечественная философия направлена на
полноту всей русской жизни, а также, она формируется в пределах многих
социальных структур, сфер социальной жизни, питается из наиболее разных
духовных источников. Внутри культурного контекста русскую философию определяют
как теоретическое мировоззрение, обнаруживающее национальное самопознание
русского народа, его характер, русский менталитет. Национальное самосознание
(самоидентификация) и национальный характер составляют ментальность народа,
иначе говоря, душу народа.
Целью данной работы является изучение русской философии.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть общую характеристику русской философии ХХ века;
— рассмотреть западничество и славянофильство;
— рассмотреть теорию «русской идеи».
Заключение:
Многовековая история отечественной философии является
неотъемлемой частью всемирного историко-философского процесса.
Отечественные мыслители внесли значительный вклад во
всемирную интеллектуальную и духовную традицию, представили свой индивидуальный
стиль размышления, максимально соединив философию, религию, науку и литературу.
Следует также отметить, что отечественная философия наряду со стремлением
отвечать требованиям высокой научности заключает в себе беззаветный поиск путей
к достижению общественного блага.
Русская философия создала целую систему идей и концепций,
которые считаются предметом национальной гордости. Сегодня интерес к русской
философской мысли определяется необходимостью поиска новых ориентаций к
проблемам окружающей действительности. Ведь именно философия как поле
формирования смыслообразований человечества (мифологических и рациональных,
религиозных и материалистических, метафизических и диалектических концептов)
призвана дать ответы на многие вопросы российской современности.
Отечественная философская мысль, русская духовность
традиционно выступали оппозиционно по отношению к западноевропейскому
(буржуазному) рационализму, для которого характерен прагматизм, рассудочность
и, прежде всего, стремление «подавить» единичное общим, а живую жизнь –
неживыми законами логики.
Русская философия в большей степени всегда была занята
исследованием проблем человека, его места в жизни, его судьбы, что позволяет
заключить, что она направлена на поиск смысла и целей жизни человека, поиска
смысла и целей истории. Она изучает и проблемы природы и проблемы теории
познания, но главное для отечественных мыслителей — человек, поиск его
целостности, единства всех сторон жизни, всех устремлений духа.
Исходя из всего
вышесказанного, цели данной работы можно считать достигнутыми, а задачи
выполненными.
Фрагмент текста работы:
1. общая характеристика русской философии ХХ века
В отечественной философии конца XIX — ХХ вв. принято
рассматривать следующие главные направления: философия «золотого века»
(религиозная философия, космизм); естественно-научная философия; советская
философия, а также философия русского зарубежья.
Ведущими чертами философии XX веков выступают прежде всего
следующие:
— воздействие русской традиции. В частности, воздействие
оказывалось материализмом и формационным подходом к истории.
— различные направления (зарубежная, советская философия)
объединяются воедино. Наблюдается освобождение от устоявшихся догм, и философия
приближается к мировой философии.
Наиболее яркими представителями русской философии анализируемого
периода времени выступали: В.С. Соловьев, Трубецкие, П.А. Флоренский, Н.А.
Бердяев, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский и др.
К отечественной религиозной философии причисляется прежде
всего философия всеединства В.С. Соловьева. Основной категорией его философии является
«всеединое сущее». Соловьев полагал, что все в мире взаимосвязано, ничто не
существует само по себе, отдельно от другого, вся жизнь – это совокупность различных
сторон, предметов, связей и т.д. Отсюда следует, что всякий предмет необходимо рассматривать
целостно, стремиться к познанию «всего во всем». Цельное знание подразумевает знание
истинно-сущего в его объективном проявлении, которое достигается через
человеческий опыт, связанную с ним систему логического мышления и влияния
высших идеальных существ на человеческий дух [2].
С аналогичной позиции рассматриваемый мыслитель подходил к
истории. Он полагал, что её необходимо постигать в пределах целостного мирового
процесса исторического развития. Простейшим элементом исторического процесса является
единичный человек, который через взаимодействие с иными людьми и предметами
достигает определенного результата. Соловьев отвергает идею, что человек –
ничто в истории, его роль, по мнению философа, достаточно высока. Однако ход
истории не обеспечивается за счет действий одного индивида, и «культ человека
не умаляет роли Отца Небесного». Историческое развитие человечества
представляет собой переход от зверочеловечества к богочеловечеству.
Еще один видный религиозный философ начала ХХ века – П.А.
Флоренский. Он вслед за Соловьевым развивал идею всеединства. Свое учение он
называл «конкретной метафизикой». Чтобы удержаться в этом несовершенном «падшем
бытии» человек должен обрести истину. Одних логических и рациональных способов
недостаточно, необходимо задействовать интуицию в этом вопросе. Человеку
необходимо выйти за пределы своего обычного опыта, перейдя в «живой опыт» —
опыт духовный, религиозный, основу которого составляет любовь. Жизнь полнее
любых рациональных объяснений и определений, ни одна формула не может вместить
в себя полноту жизни и ее творческое начало, созидание. На помощь познающему
приходит философия, которая требует живого наблюдения за жизнью и постепенного
«ввинчивания в действительность» и все более глубокое ее проникновение в
явление жизни.
Флоренский критикует западную философию, подчеркивая, что
она чрезмерно рационалистична, а потому одностороння. Теми же чертами он
наделяет западную католическую христианскую философию. Такое внимание к
рационализму мешает понять, что за этим миром есть иная действительность («заэмпирическая
сущность»), которую можно познать только при помощи «подвига веры»,
позволяющего снять границы между верой и знанием.
А.Ф. Лосев – отечественный философ, вслед за Флоренским являющийся
приверженцем имяславия: Бог – это не имя, но имя – Бог. В пределах исследования
античной эстетики слова и символа он оценивал философию имени в качестве исконной
сущности мира [5].
В свою очередь, С.Н. Булгаков – выдающийся отечественный
философ, богослов и православный священник, разработал учение о Софии Премудрой
Божьей. Именно он говорил о связи религии с философией, утверждая при этом, что
философия должна играть роль служанки, а не богословия, как это было принято в
Средних веках. Философия занимается исследованием мира с применением данных
чувственного опыта, которые необходимо соединить с религиозным опытом, чтобы
было достигнуто полное знание.