Контрольная работа Юриспруденция Уголовный процесс

Контрольная работа на тему Роль руководителя следственного органа при прекращении уголовного дела

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Основная часть 3

Заключение 10

  

Введение:

 

Вопросам процессуального контроля над деятельностью органов предварительного следствия уделяется особое внимание.

Ключевой фигурой в системе процессуального контроля за деятельностью следователя при прекращении уголовного дела или уголовного преследования занимает руководитель следственного органа.

Руководитель следственного органа — это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК). Полномочиями руководителя следственного органа, перечисленными в ст. 39 УПК, обладают только должностные лица, перечисленные в ч. 5 ст. 39 УПК. Руководитель следственного органа относится к стороне обвинения. Он, соответственно, выполняет функцию уголовного преследования (п. 47 ст. 5 УПК), в частности дает согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о применении к обвиняемому принудительных процессуальных мер, предусмотренных законом.

Руководитель следственного органа — не просто должностное лицо, а должностное лицо органа предварительного следствия. Он в пределах своих полномочий осуществляет процессуальное руководство за деятельностью следователей, а также процессуальный контроль за законностью выполнения следователем процессуальных обязанностей.

Все это не только дает большую процессуальную самостоятельность и независимость руководителя следственного органа, но и требует от него взвешенного подхода к организации расследования преступлений, а также к его руководству.

Вместе с тем руководитель следственного органа является участником уголовного судопроизводства, а значит, обладает всеми его признаками: осуществляет уголовно-процессуальную деятельность; для этого наделен правами и несет обязанность; вступает в уголовно-процессуальные отношения. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Руководитель следственного органа играет важную роль в процессе прекращения уголовного дела. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования следователем, в том числе с направлением уголовного дела в суд для принятия принудительных мер воспитательного характера, назначения меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, а также направление уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера влечет за собой полное прекращение уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и иной обвинительной деятельности по уголовному делу в отношении подозреваемого и обвиняемого.

Руководитель следственного органа в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 39 УПК РФ утверждает все постановления следователя о прекращении уголовного дела и уголовного преследования, которые выносится в соответствии со ст. 212 и 213 УПК РФ.

Вместе с тем анализ УПК РФ (ст. 24—28—1, 212—214 УПК РФ) показывает, что прекращение уголовных дел с согласия руководителя следственного органа возможно только по некоторым статьям.

 

Фрагмент текста работы:

 

Основная часть

Прекращение уголовного дела и уголовного преследования следователем, в том числе с направлением уголовного дела в суд для принятия принудительных мер воспитательного характера, назначения меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, а также направление уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера влечет за собой полное прекращение уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и иной обвинительной деятельности по уголовному делу в отношении подозреваемого и обвиняемого.

Руководитель следственного органа в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 39 УПК РФ утверждает все постановления следователя о прекращении уголовного дела и уголовного преследования, которые выносится в соответствии со ст. 212 и 213 УПК РФ. Прекращение уголовного дела (преследования) оформляется постановлением следователя или дознавателя, структура которого определена ч. 2 ст. 213 УПК РФ. Следует подчеркнуть, что данное уголовно-процессуальное решение должно быть не только законным, т.е. соответствующим закону по форме и содержанию, но также обоснованным и мотивированным. Это означает, что в нем должны быть приведены фактические данные, установленные с помощью доказательств в ходе расследования, дана их уголовно-правовая оценка и сделаны юридически аргументированные выводы о наличии одного из оснований для прекращения уголовного дела (преследования).

Вместе с тем анализ УПК РФ (ст. 24—28—1, 212—214 УПК РФ) показывает, что прекращение уголовных дел с согласия руководителя следственного органа возможно только по некоторым статьям.

Почему в одних случаях законодатель требует согласия руководителя следственного органа или прокурора на прекращение уголовного дела, а в других — не требует? Логика здесь заключается в следующем. Когда применение конкретного основания не предполагает какого-либо усмотрения (дискреционного начала) со стороны следователя или дознавателя, то контроль (надзор) за таким решением надлежащим образом осуществим в последующем, так как такое решение всегда можно оценить с точки зрения его законности и (или) обоснованности в порядке ведомственного контроля (руководитель следственного органа), прокурорского надзора или судебного контроля. Таким образом, дополнительной гарантией служит согласие на прекращение уголовного дела (преследования) со стороны руководителя следственного органа или прокурора, которых следователь или дознаватель должны убедить не только в законности, но и в целесообразности принимаемого решения, поскольку в случае гипотетической ошибки или неточной оценки ситуации решение не всегда можно в дальнейшем отменить как незаконное или необоснованное (формально оно может вполне соответствовать букве закона). Иными словами, согласие на прекращение уголовного дела (преследования) со стороны руководителя следственного органа или прокурора появляется там, где идет речь о дискреционных альтернативных основаниях

1. Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК РФ).

Согласно ст. 25 УПК РФ, данная норма права наделяет следователя правом с согласия руководителя следственного органа прекратить уголовное дело только на основании заявления потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных ст. 76 УК РФ, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

2. Прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 28 УПК РФ и ч. 1 ст. 75 УК РФ, следователь с согласия руководителя следственного органа вправе прекратить уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, если оно впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести, после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию этого преступления, возместило ущерб или иным образом загладило вред, причиненный этим преступлением, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным.

Согласно ч. 2 ст. 28 УПК РФ и ч. 2 ст. 75 УК РФ следователь с согласия руководителя следственного органа вправе прекратить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление иной тяжести (тяжких, особо тяжких), в случаях прямо предусмотренных соответствующими статьями особенной части УК РФ. Как правило, такие случаи указаны в примечаниях соответствующих статей УК РФ (ст. 122, 126,127.1, 204—205.1, 205.3—206, 208, 210, 222, 223, 228, 275, 282.1, 282.2, 291, 307, 337, 338 УК РФ).

Прекращение уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности (ст. 28.1 УПК РФ).

Анализ ст. 28.1 УПК РФ показывает, что следователь, принимая решение о прекращении уголовного преследования, должен не только согласовать его с руководителем следственного органа, отразить в нем общие и дополнительные основания, указанные в данной статье уголовно-процессуального закона и ст. 76.1 УК РФ, но и учесть особенности совершенного преступного деяния.

Следует обратить внимание, что руководитель следственного органа может не согласиться с решением следователя о прекращении уголовного преследования в соответствии с ч. 3.1 ст. 28.1 УПК РФ. В этом случае он выносит мотивированное постановление об отказе в прекращении уголовного преследования, содержание которого доводится до сведения лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело, Генерального прокурора Российской Федерации и Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Следователь, получив постановление об отказе в прекращении уголовного преследования, возобновляет производство по прекращенному уголовному делу в установленном порядке.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы