Контрольная работа на тему Роль рассказчика в структуре повествования от первого лица («Матрёнин двор», «Захар — Калита»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗА АВТОРА, РАССКАЗЧИКА В ПРОЗЕ 4
1. 1. Замысел множественности «Я» 4
1. 2. Понятия «автор», «авторство». Проблема образа рассказчика 7
1. 3. Понятие «фокализации» 11
ГЛАВА 2 РОЛЬ РАССКАЗЧИКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЗЫ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА 13
2.1 Плюсы повествования от первого лица 13
2. 2. Творческий путь А. И. Солженицына 15
2. 3. Характеристика прозы Солженицына Александра Исаевича 19
ГЛАВА 3. ОБРАЗ РАССКАЗЧИКА НА ПРИМЕРАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЕНИН ДВОР», «ЗАХАР-КАЛИТА» 22
3. 1. Образ рассказчика в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» 22
3. 2 Образ рассказчика в рассказе Солженицына «Захар Калита». 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
В последнее время проблема автора сознается как основная в поэтике приверженцами разных методов исследования художественного текста: лингвостилистического, историко-литературного, структуралистского; становится одной из ключевых в академическом литературоведении, что обуславливается и формированием сегодняшней прозы, стремящейся к все наиболее опосредованной и усложненной передаче позиции и идеала автора.
Проблема автора сделалась, по признанию множества сегодняшних ученых, основной в литературоведении во второй половине ХХ века. Все это сопряжено и с формированием самой литературы, которая все больше акцентирует внимание на личностном, индивидуальном характере творчества, возникают разнообразные формы «поведения» автора в произведении. Это сопряжено и с формированием литературной науки, стремящейся анализировать литературное произведение как особенный мир, плод творческой деятельности создавшего его творца, и как некое заявление, разговор автора с читателем.
В сегодняшнем литературоведении изучаются разные аспекты, проблемы образа рассказчика: взаимоотношения авторского сознания с различными типами сознания, воплощёнными в определенных персонажах; согласование голосов автора, героя и повествователя; формы формулирования авторской позиции. Общеизвестно, что авторская позиция пронизывает все составляющие художественного произведения. Автор, как отражающий субъект «внеположен» (термин М. М. Бахтина) каждому мгновению произведения, и по причине такого рода «вненаходимости» развивается эстетическое целое художественного произведения.
Заключение:
Разнообразные взаимоотношения между героем, автором и рассказчиком, проявляющиеся в различных типах речи, в наиболее широком плане говорят о том, что в глубине произведения ведут взаимодействие самосознание героя и сознание автора.
Таким образом, основополагающим значением при решении проблемы повествования обладает теория М.М. Бахтина о трех типах речи:
1) собственно-авторская речь — прямое, непосредственно направленное на свой предмет слово;
2) одноголосая речь — объектное слово (словоизображенного лица), связанное с прямой речью героев;
3) одноголосая речь, двухголосое слово — слова с установкой на чужое слово.
Таким образом, позволительно сделать заключение, что рассказчик и автор – это определения, предназначающиеся для выражения тех отличительных черт языка художественного произведения, каковые не могут быть связаны с речью того или иного из персонажей произведения, однако, в то же время, имеют конкретное художественное значение в ходе повествования.
Солженицын — одна из главных фигур в русской литературе второй половины ХХ века. Масштаб личности и творчества, всеобъемлемость художественных и духовных прозрений писателя, осуществившего в своих творениях катастрофическую надломленность русской национальной жизни, образовали представление о нем как явлении не только лишь колоссальном, по сути эпохальном, но и в некоторой степени знаковым.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗА АВТОРА, РАССКАЗЧИКА В ПРОЗЕ
1. 1. Замысел множественности «Я»
Замысел множественности «Я», полисубьектности – одна из значительных в литературе XX века.
Говорить об образе автора в произведении, о его голосе в балансе с голосами персонажей можно в зависимости от того, на чем, в большей мере, сосредоточенно внимание ученого.
Терминология, объединенная со всем кругом проблем, появляющихся вокруг автора, еще не стала общепринятой и упорядоченной. Потому, прежде всего, надо дать определение основным понятиям, а потом удостовериться на практике, то есть в определенном анализе, в каждых конкретных случаях, как «работают» данные термины.
Проблема приемов формулирования позиции автора актуализировалась в 80-егоды XX в. В связи с выходом в свет писателей «новой волны», «прозы сорокалетних» и пониманием глубокого мировоззренческого кризиса.[4, c. 89]
Автор, как отражающий субъект «внеположен» (термин М. М. Бахтина) каждому мгновению произведения, и по причине такого рода «вненаходимости» развивается эстетическое целое художественного произведения.
Эта же «вненаходимость» доставляет автору возможность, проникая вглубь предметов и героев, дать оценку их как с эстетической, так и с мировоззренческой точек зрения. Отталкиваясь от этого, в авторской позиции мы лицезреем художественное отражение авторского сознания, устанавливающего отношение автора как личности к реальности. В связи с творческой целью, свою позицию он выражает в произведении более или менее «активно» («пассивно»).
Главная трудность содержится в том, что писатель как «речевой образ» редко когда предстает пред читателем неприкрыто. Его зримое присутствие в тексте произведения сводится, как правило, к минимуму, а его функции поручаются рассказчику или герою. Не беспричинно в современном литературоведении и критике используют термин «исчезновение автора», о котором говорят, например, Д. Затонский и Г. Злобин. Но все-таки, точнее говорить о так называемом «исчезновении автора», как о мнимом. Автор всегда присутствует в тексте, прямо, или косвенно. Позицию автора необходимо увидеть в произведении. Автор не должен диктовать, в чем и как она обязана выражаться.
Принципы анализа художественной прозы Ю. Нагибина как представителя русской прозы ХХ века базируются на осмыслении единства художественного произведения, все элементы которого, в конечном итоге, возводятся к единственному образующему центру – образу автора.
Имеется некоторое количество значений определения «автор». По мысли Б.О. Кормана, слово «автор» применяется в литературоведении в некоторых значениях. Прежде всего, оно обозначает писателя, в действительности существующего человека. В прочих вариантах оно означает некоторую концепцию, воззрение на действительность, выражением которого является все произведение.
В конечном итоге, это слово применяется для выражения определенных явлений, типичных для отдельных жанров и родов. Зафиксированное исследователем тройное применение термина, возможно, обогатить и интерпретировать.
Большая часть научных работников разделяют автора в первом и во втором значении. Это, употребляя другую терминологию, автор как эстетическая категория, или образ автора. Иногда говорят здесь же о «голосе» автора, полагая такую формулировку более правомерной и определенной. Все эти термины примем пока как синонимы, чтобы очевидно и решительно развести реального, биографического автора с той художественной реальностью, которая дана нам в произведении. Что же имеет отношение к термину «автор» в третьем смысле, ученый имеет здесь в виду, что кое-когда автором именуют рассказчика, повествователя либо лирического героя: это надлежит признать некорректным, а иногда и совсем ошибочным. Чтобы удостовериться в этом, нужно призадуматься, как организовано произведение с точки зрения повествования.
Помня о том, что авторское «присутствие» не концентрируется в одной какой-то точке произведения, а имеет место быть на всех уровнях художественной структуры, взглянем, как авторское начало (автор) проявляется в субъектной организации произведения, то есть в том, как оно выстроено с точки зрения повествования.
Анализируя художественный текст в аспекте проблемы автора и героя, надлежит учесть «философию» писателя, способ разрешения его противоречия «Я» и «не-Я». При создании произведения, художник познает устройство мира, суть человеческой оригинальности. [10, с. 56]
В. Дранков отмечает, «…художник должен ощущать воображаемое бытие персонажей глубже, обобщеннее, знать о своих героях такое, чего нельзя уловить в живом общении с людьми». Согласование речевых структур всевозможных персонажей, их соотношение со словом повествователя, автора, рассказчика и формирует в произведении в окончательном итоге тот или иной тип повествования.
В.В. Одинцов определил четыре композиционно-стилистических типа повествования: [5, с. 32]
— рассказчик не назван, повествование идет от автора;
— рассказчик не назван, но выделяется стилистически (экспрессивный синтаксис, просторечная или книжная лексика);
— рассказчик назван, но стилистически не выделяется;
— рассказчик назван и выделяется стилистически.
Разнообразные взаимоотношения между героем, автором и рассказчиком, проявляющиеся в различных типах речи, в наиболее широком плане говорят о том, что в глубине произведения ведут взаимодействие самосознание героя и сознание автора.
Таким образом, основополагающим значением при решении проблемы повествования обладает теория М.М. Бахтина о трех типах речи:
1) собственно-авторская речь — прямое, непосредственно направленное на свой предмет слово;
2) одноголосая речь — объектное слово (словоизображенного лица), связанное с прямой речью героев;
3) одноголосая речь, двухголосое слово — слова с установкой на чужое слово.
Слово заключительного типа имеет двусмысленную направленность: и на предмет речи как обыкновенное авторское слово, и на другое слово, чужую речь. Оно материализуется в несобственно-прямой речи и в наибольшей степени распространено в современной прозе.
1. 2. Понятия «автор», «авторство». Проблема образа рассказчика
Автор, авторство – определения, выражающие особое отношение к письменному тексту как своему, лично «сотворенному «самим «творцом».
Нынешнее литературоведение занимается исследованием проблемы автора в аспекте авторской позиции; при этом происходит вычленение более узкого понятия – «образ автора», указывающего на одну из форм несквозного присутствия автора в творении. Создатель определения «образ автора», академик В.В. Виноградов, именовал его специфическим «центром, фокусом, в котором скрещиваются и синтезируются все стилистические приемы произведения словесного искусства».