Контрольная работа на тему Роль психологической службы в системе образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Задание
1………………………………………………………………………..
Задание
2………………………………………………………………………..
Задание
3……………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной
литературы…………………………………………
Введение:
Заключение:
Таким образом, в ходе исследования было
выявлено, что особая роль психологической службы в системе образования связана
с выполнением психодиагностической, психопрофилактической, коррекционной и
консультативной работой. Эта деятельность направлена на активное развитие
педагогов; на развитие детей на каждом их возрастном этапе, на своевременное
предупреждение возможных нарушений в становлении личности; на оказание помощи
педагогическим коллективам и родителям в индивидуализации воспитания и обучения
детей, развитии их способностей и склонностей.
Функции психолога в дошкольном
образовательном учреждении можно условно разделить на два больших раздела:
— психологическое
сопровождение воспитательно-образовательного процесса в детском саду;
— индивидуальное
психологическое сопровождение развития ребенка.
Направления деятельности психолога в
дошкольном образовательном учреждении связаны с различными формами коррекционно-развивающей
работы, основанной на психодиагностике, наблюдениях в процессе занятий, в детских
играх и в свободном общении со взрослыми и сверстниками.
Деятельность психолога по развитию детей
дошкольного возраста направлена на создание насыщенной в объективном и субъективном
плане среды и своевременное введение нового для них опыта. При этом психолог должен
ориентироваться на знания основных психологических закономерностей развития детей
в разные периоды детства с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка.
Реализация в дошкольном учреждении
наиболее благоприятных условий развития для каждого ребенка – основная задача
психолога ДОУ. Эта задача может быть успешно решена только в совместной работе
психолога с педагогами и родителями.
В целом, существуют различные концепции деятельности
психологической службы в образовании. Одна из них представлена в данной работе.
Это концепция психологической службы И.В. Дубровиной.
Согласно ее концепции, здоровье ребенка
является одной из основополагающих ценностей современного образования. Психологическое
здоровье становится необходимым условием полноценного функционирования и
развития человека в течение всей жизни. Поэтому основная функция психологической
службы образования – это профессиональная забота о психологическом здоровье
детей путем создания психолого-педагогических условий, которые способствуют полноценному
психическому и личностному развитию каждого ребенка.
Фрагмент текста работы:
Задание
1. Роль психологической службы в системе образования
Психологическая служба образования
является одним из существеннейших компонентов целостной системы образования страны.
Психологическая служба как организационная
система работы существует во многих странах и имеет почти вековую историю.
Исторически сложилось так, что в нашей стране наибольшее развитие получила
школьная психологическая служба, а широком смысле – служба практической
психологии в образовании.
В зарубежных странах психологическая
служба в системе образования занимается измерением и тестированием;
способствует социальному научению и социальной адаптации учащихся; содействует
общеобразовательному и профессиональному росту учащихся, повышает квалификацию
учителей; оказывает помощь в обеспечении развития здоровой личности;
корректирует разного рода затруднения в развитии личности; осуществляет
профессиональную ориентацию. К примеру, основное содержание работы
психологической службы в Чехии и Словакии заключается в психодиагностической
деятельности, в ходе которой дается заключение, из которого вытекают дальнейшие
рекомендации в области организационных мер, таких как зачисление ребенка в
специальную или вспомогательную школу, в специальный детский сад и т. д. Также,
предлагается наиболее подходящий тип обучения, оптимальная сфера для выбора
профессии, или даются рекомендации по применению подходящих методов воспитания
и обучения в семье и школе, различные формы психотерапии, медицинское
обследование [1].
Отечественную психологическую службу в
системе российского образования (от дошкольного до высшего образования) можно
рассматривать как вид научной и практической деятельности, которая является
частью практической психологии.
Введение практической психологии в
российскую систему образования способствовало постановке и решению задач перехода
от унифицированного образования к вариативному, от педагогики «знаний, умений и
навыков» — к педагогике развития; переориентации сознания учителя от
«школоцентризма» — к «детоцентризму»; разработке развивающих, коррекционных и
компенсаторных программ обучения в дошкольном, общем, дополнительном, начальном
профессиональном и специальном образовании; развитию экспертизы и
проектирования развивающей среды. Практическая психология содействовала переориентации
образования на индивидуальное развитие личности, изменению общей образовательной
ситуации в России.
Основная цель психологической службы – это
решение проблем психологического обеспечения учебно-воспитательного и
управленческого процессов в образовании. В психологической службе оказывается психологическая
поддержка всем субъектам образовательного процесса: обучающимся, педагогам,
родителям. Она служит психическому здоровью и образовательным интересам детей и
юношества.
Особую значимость приобретает
взаимодействие с родителями, где психологическая служба прибегает к активным
формам работы с семьей, развивающим практические педагогические умения, навыки
семейного общения, психолого-педагогическую зоркость родителей.
В модели психологической службы важное
место занимает работа с администрацией учреждения. Психолог призван помочь руководителям
в распознании сильных и слабых сторон личности, формировании благоприятного
психологического микроклимата, оптимального стиля деятельности и управления,
диагностике педколлектива, правильном подборе и расстановке, аттестации кадров,
разрешении производственных конфликтов, Помимо социально-психологического аспекта
управления с помощью психолога могут быть оптимизированы и другие стороны
управленческой деятельности: планирование, анализ педагогического процесса,
определение его целевых доминант и т.д. [2].
Традиционно выделяются следующие области
использования психологической помощи в сфере образования:
— психологическое
и духовное развитие детей;
— экзистенциальные
и личностные проблемы подростков;
— детско-родительские
проблемы семьи;
— помощь
при психических и соматических заболеваниях;
— психотерапия
детского горя;
— помощь
детям и подросткам в кризисных и критических ситуациях;
— помощь
подросткам и юношам в саморазвитии;
— консультирование
[2; 3].
При этом значение психологической службы в
образовании нельзя оценивать только с позиции применения психологических знаний
в практической деятельности. Она связана с дальнейшим прогрессом самой психологии, а именно: для психологов
открываются широкие возможности проверки адекватности ее теории на практике.
Психологическая служба представляет собой
единство четырех своих аспектов: научного, прикладного, практического и
организационного, что приводит к ее эффективной деятельности.