Контрольная работа на тему Роль любовных конфликтов в романе А.И.Гончарова «Обыкновенная история»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Роль любовных конфликтов в романе А.И. Гончарова «Обыкновенная история» 5
Заключение 14
Список использованной литературы 16
Введение:
В настоящее время, как и во все времена, любовный конфликт – это один из распространенных коммуникативных явлений, ведь участником любовного общения когда-либо становился каждый. Коммуниканты могут являться случайными наблюдателями за любовным конфликтом либо его непосредственными участниками.
При этом конфликтное любовное общение обладает сложной коммуникативной природу, вследствие чего, анализ данного феномена с психологической, историко-культурной и речевой точек зрения можно смело называть актуальной проблемой современности.
Опираясь на семантизацию конфликта в целом, можно сформулировать рабочие определения:
— любовного конфликта, под которым понимается противоречие, возникшее между любящими людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей и потребностей;
— любовного конфликта героев художественной литературы, который рассматривается как особое, созданное творческим воображением писателя взаимодействие двух любящих друг друга литературных героев с явно выраженной негативной «окраской» их речевого поведения.
Отметим, что во втором случае любовный конфликт является спроецированной, а не реальной моделью поведения персонажей, хотя в основе таких конфликтов зачастую лежит личный коммуникативный опыт мастера слова.
Следует также заметить, что любовный конфликт, реальный или художественно интерпретированный, можно узнать по:
а) наличию в речи, голосе и пантомимике коммуникантов признаков агрессии (жесткой, эмоционально не сдержанной интонации, резким жестам и активной, выражающей недовольство мимике, особым речевым конструкциям – грубым требованиям, замечаниям, негативным оценкам, оскорбительным характеристикам и упрекам и т.д.);
б) несдержанным действиям и поступкам коммуникантов, которые могут быть представлены как в ситуации непосредственного общения любящих людей, так и после завершения конфликтного разговора.
Любовные конфликты являются неотъемлемой частью любого романа, но исследователи отмечают, что А.И. Гончаров не ограничивался этим, у него конфликтов всегда несколько.
Роман «Обыкновенная история» А.И. Гончаров построил растянуто на целом ряде интриг, которые не связаны друг с другом, и этим лишил и сами истории, и характеры выступающих в них женщин достаточной значимости.
Тем не менее, нельзя не отметить, что любовные конфликты у Гончарова своеобразны. Если герои Тургенева и Герцена зовут любимых женщин за пределы семейно-бытовых интересов, то герои Ивана Александровича, даже «положительные», не могут и не хотят этого делать.
Лишь Волохов зовет Веру стать товарищем в его деле. Однако, об этом говорится только в общей характеристике, а в сценах сюжета Марк только добивается любви Веры.
Потому героиням Гончарова, хотя по своим взглядам они и стоят на уровне своей среды, легче обнаружить нравственное превосходство над поклонниками, чем героиням Герцена и Тургенева.
Лиза Адуева, а еще более Вера и Ольга своими порывами, своей неудовлетворенностью как бы просятся за пределы той сферы жизни, того круга идей, который очертил им автор.
В данных особенностях построения сюжетов сказался общий взгляд Гончарова на жизнь, который он иной раз высказывал и в процессе повествования.
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод, что основной, центральный конфликт в романе А.И. Гончарова «Обыкновенная история» – типичный конфликт 1840-х годов: столкновение-диалог двух концепций жизни, двух типов мировоззрения – идеалистического (романтического, мечтательного) и делового, практического, «реального».
Современная критика с различных сторон и по-разному освещала суть данного злободневного конфликта. Сам Гончаров таким образом обрисовывал характер и смысл главного конфликта романа: «Когда я писал „Обыкновенную историю”, я, конечно, имел в виду – и себя, и многих подобных мне, учившихся дома или в университете, живших по затишьям, под крылом добрых матерей, и потом – отрывавшихся от неги, от домашнего очага, со слезами, с проводами <...> и являвшихся на главную арену деятельности, в Петербург. И здесь – во встрече мягкого, избалованного ленью и барством мечтателя-племянника с практическим дядей – выразился намек на мотив, который едва только начал разыгрываться в самом бойком центре – в Петербурге. Мотив этот – слабое мерцание сознания необходимости труда, настоящего, не рутинного, а живого дела в борьбе с всероссийским застоем» («Лучше поздно, чем никогда»).
Построив в романе систему художественных образов по принципу двуполюсности, автор предлагает сравнить не только два типа личности, две жизненные философии, однако, и поразмыслить о проблеме личности и общества. Появление в русском обществе людей нового типа, прагматиков и позитивистов, не способствовало, с точки зрения автора, оздоровлению нравственной атмосферы, ведь их деятельность лишена духовности. С исчезновением мечтателей и романтиков из жизни уходят простота, наивность, доверчивость, которые свойственны патриархальному укладу русской жизни.
Это конфликт между веяниями нового, «западного» и старого, патриархально-русского.
Сюжетные эпизоды, которые развивают любовные конфликты и находятся в причинно-временной связи, со всех сторон окружены у Гончарова множественными эпизодами, которые связаны друг с другом лишь хроникальной, временной последовательностью. Подобные эпизоды служат писателю средством выявления образа жизни и мысли героев и потому тщательно и подробно выписаны.
В особенности существенную роль в тексте романов играют эпизоды сюжета, занимающие роль экспозиции действующих лиц. Даже в «Обыкновенной истории», в которой стиль автора еще не вполне сложился, экспозиция Адуевых занимает свыше одной четверти всего текста романа, и лишь вслед за тем начинается изображение любовных встреч Александра
Однако, эпизоды, которые развивают конфликт, не только предваряются большими экспозициями, они и далее, вплоть до конца романов, перемежаются с хроникальными сценами, где углубляется характеристика образа жизни и мысли героев. В романе Гончарова «Обыкновенная история» параллельно с любовными встречами Александра происходят его встречи с тетушкой и дядей и продолжаются их споры на тему «уменья жить».
Однако, и в сценах любовных конфликтов развитие действия лишено стремительности, неожиданных и крутых поворотов. Если в романах Тургенева и Герцена главные герои, вкладывающие в личные отношения гражданско-романтический смысл, стремительно идут по пути любовных сближений и скоро достигают в них кульминационных моментов, то в романах Гончарова любовные отношения героев, лишенные гражданского пафоса, складываются медленно. Они исподволь вызревают в повседневном обмене впечатлений и мнений, иной раз тоже переходящем в споры об «уменье» и «неуменье» жить. Их изображение требует огромного числа эпизодов и подробностей, которые характеризуют действия, мысли, слова героев.
Фрагмент текста работы:
Роль любовных конфликтов в романе А.И. Гончарова «Обыкновенная история»
Любовный конфликт способен реализоваться в конкретной речевой ситуации, в следствие чего он оформляется в разнообразные типы высказываний, называющиеся речевыми жанрами.
Их изучением занимались Бахтин М. М., Дементьев В. В., Земская А. Е., Карасик В. И., Михальская А. К., Федосюк М. Ю., Шмелева Т. В. и пр. Будем придерживаться традиционного определения речевых жанров, которое дал Бахтин М. М., и называть ими «относительно устойчивые типы высказываний, соответствующие определенному типу речевых ситуаций».
Разнообразие и богатство речевых жанров является необозримым, так как неисчерпаемы возможности многообразной человеческой деятельности и потому что в любой сфере деятельности большой репертуар речевых жанров.
Из всего разнообразия подобных высказываний к жанрам любовного конфликта относятся: комплимент, извинение, обвинение, насмешка, оправдание, обещание, признание в любви, требование, просьба, угроза, утешение упрек, и пр.
Жанровое своеобразие любовного конфликта не исчерпывается перечисленным, но остановимся на характеристике этих речевых жанров как более часто встречающихся в ситуациях любовного конфликта, охарактеризуем их, определим особенности их функционирования.
Жанры любовного конфликта можно поделить на два типа: конструктивные и деструктивные в зависимости от тактики поведения коммуникантов.
Конструктивные жанры применяются для благополучного разрешения конфликта. В результате применения этих жанров сохраняются теплые любовные отношения; участники любовного конфликта находят для себя компромиссное решение, которое удовлетворяет интересы обоих; наступает улучшение эмоционального климата в отношениях и эмоционального статуса каждого участника конфликта; укрепляются отношения между людьми, улучшается взаимопонимание и возрастает способность эффективно разрешать новые конфликты.
К наиболее распространенным конструктивным жанрам относятся: извинение, комплимент, утешение, оправдание, просьба, обещание, признание в любви.
Деструктивные жанры, наоборот, способствуют неблагоприятному разрешению конфликта, а именно к разрыву отношений.
Вследствие применения данных жанров проблема (причина конфликта) не решается, осуществляется или подчинение одним участником конфликта другого, силовое навязывание своего варианта решения проблемы, или решается формально, или наблюдается уход от проблемы; происходит взаимное отчуждение, дистанцирование; сохраняется эмоциональная напряженность партнеров; у участников конфликта растет чувство безысходности, тревоги, способные привести к психологическим срывам.
К деструктивным жанрам относятся: обвинение, упрек, угроза, насмешка, оскорбление, требование и пр.
Любовный конфликт всегда происходит между людьми, которые находятся в очень близких отношениях, потому ситуация любовного конфликта, обычно, реализуется в неофициальной обстановке, к примеру, в доме, в саду и пр. Немаловажно и то, что влюбленные зачастую предпочитают решать свои конфликты наедине, без свидетелей (друзей, родственников, случайных прохожих). Развитие любовных конфликтов в официальных и полуофициальных ситуациях является признаком плохого тона.
Общепризнано, что существенное место в концепции личности у Гончарова отведено пониманию любви. Философия любви в творчестве этого писателя исследована достаточно глубоко в трудах Недзвецкого В.А., Мельника В.И., Гейро Л.С., Старосельской Н.Д., Криволапова В. и других исследователй.