Контрольная работа на тему Роль человека в эпоху Возрождения. Становление антропоцентрического мировоззрения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Понятие о философской антропологии 5
2. Особенности понимания человека и его роли в развитии мира в эпоху Ренессанса 7
Заключение 14
Список литературы 16
Введение:
Проблема человека является центральной для философии, поскольку наделяет ее человекоизмерительным смыслом, вызывая мировоззренчески-ценностное осмысление философской культуры. Каждый аспект философской культуры (осмысление бытия, проблемы познания и культуры, истории и цивилизации) нагружен человеческим смыслом, представляет собой закон мышления, рефлексивной интеллектуальной деятельности личности. Все философские вопросы, как утверждал Кант, сводятся к одному: «Что есть человек?»1. Не одно тысячелетие философы ищут ответы на этот вопрос, предлагая различное видение «проблемы человека», оформляя результаты своих стараний в гипотезы, концепции, учения о происхождении, природе и сущности человека, его телесных и духовных качествах, назначении на земле. Как совокупность знаний о человеке это учение еще в XVI в. получило название «антропология».
Антропология (от греч. Anthrdpos – человек, logos – учение) – совокупность научных дисциплин, изучающих человека (человечество) на всех исторических этапах развития2.
Философская антропология является частью философии, имеет специальный предмет изучения – человека как особую разновидность сущего в единстве его биологических, психофизиологических, социальных, нравственных, религиозных и других компонентов, которая синтезирует научное и ценностное видение феномена человека и его места в мире3.
Пожалуй, нелегко найти такой исторический период, к которому было бы столь противоречивое отношение исследователей как эпоха Ренессанса. Как известно, свое название философия Возрождение как эпоха в целом получила от стремления возродить идеалы классической Греции. Но каким бы ни было значительным влияние античного философского наследия на формирование идей XIV-XVI вв., не следует сводить его к простому копированию или «возрождению». Это была оригинальная переработка традиций аристотелизма, платонизма, эпикуреизма и тому подобное. Главным же направлением модификации было переосмысление на новой идейной почве философских взглядов Платона, в противоположность предложенного средневековой интеллектуальной традицией Аристотеля.
Новая эпоха принесла новое мировоззрение. Идейное содержание культуры Возрождения, отразилось в научных, литературных, художественных, философских произведениях и составило гуманистическое мировоззрение.
Проблемы истории европейского Ренессанса занимают видное место в мировой медиевистике и проблемах философского наследия, в частности. Среди исследований общего характера, на наш взгляд, следует отметить фундаментальное исследование А. Лосева «Эстетика Возрождения», в котором автор пространно дает характеристику эстетическим взглядам эпохи в их связи с основными философскими концепциями.
Среди прочего также можно назвать исследования А. Горфункель «Философия эпохи Возрождения» и «Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождение», что является результатом длительной его работы по систематизации философского, эстетического, этического и социологического наследия ренессансной Европы, анализ которой и содержится в указанных произведениях.
Среди новейших отечественных исследований можно назвать фундаментальный труд А. Александрова «Философия Средних веков и эпохи Возрождения». Целью данной работы является рассмотрение основных идей, которые трансформировали мировоззрение человека эпохи Ренессанса от догматизма к эмпиризму и научности, рационализму, а также изменили само видение человека и его роль в мире.
Заключение:
Эпоха Возрождения, пытаясь реконструировать эпоху Античности, меняет место человека в Космосе, что, соответственно, приводит к изменению ценностно-смыслового универсума этой эпохи. Человек поднимается до уровня Бога, становится его со-Творцом, поскольку воплощает идею Творца на земле. Человек-творец, человек-титан – становится символом указанной эпохи. Идея «калокагативности» личности – гармоничного и обязательного сочетания красоты телесной и духовной в человеке – сводится к принципу и занимает место, которое в эпоху античности занимала «пайдея». Самопознание оказывается предпосылкой и компонентом самоопределения: презумпция человеческого равенства и возможности изменения своего социального статуса означает, что «познание себя» является, прежде всего, познанием своих внутренних возможностей, на основе которых строятся «жизненные планы»1.
«Индивидуализм» эпохи Возрождения – явление неоднородное. С одной стороны, это «альтруистический индивидуализм»: становление антропоцентричного мировоззрения в противовес теоцентричному, гуманистическая защита индивидуальности как самостоятельного, творческого начала жизни, к тому же сам идеал «активной жизни» трактуется как самоотдача и сознательное служение обществу. С другой стороны, происходит становление и утверждение «эгоистического индивидуализма», что сводит принцип достижения собственной гармонии к личностному возвышению и обогащению.
Деятели эпохи Возрождения восхищались духовной и телесной красотой человека, его разумом и волей, масштабами его творческих достижений. Они считали, что достоинство человека определяется не его происхождением, богатством или властью, не аскетическим умерщвлением плоти, а прежде всего, гуманистической «ученостью». Благородной делает человека не принадлежность к знатному роду, как это было характерно для Средних веков, а овладение культурой, широкая многогранна светская образованность, опирающаяся на изучение не только христианских, но и греко-латинских источников. Писатели и художники, по мнению мыслителей этой эпохи, стоят выше героев, которых воспевают, поскольку слава героя – на кончике пера или кисти творца, который дарит ему бессмертие в своем произведении. Благородный человек, иначе говоря, – это гуманист, «аристократ духа». Этот новый, духовный аристократизм стал знамением гуманистической культуры Возрождения2.
Эпоха Возрождения, пытаясь реконструировать эпоху Античности, меняет место человека в Космосе, что, соответственно, приводит к изменению ценностно-смыслового универсума данной эпохи. Вместе с антропоцентризмом приходит и новое понимание Бога, Божественной сущности: на смену теоцентризму приходит пантеизм – философское учение, которое признает слияние Бога с природой, когда Бог воспринимается не как всемогущая личность, а как сверхъестественная, существующая во всех природных объектах сила.
Мыслители Возрождения любили природу, считая, что Божественная сила будто разлита в природе, и, соответственно, присутствует и в самом человеке. Человек провозглашается венцом Божьего творения, поскольку обладает способностью осознавать в себе Божественное начало, воплощать идею Бога на земле, – вот что выступает основанием утверждения антропоцентризма как мировоззренческой установки этой эпохи.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие о философской антропологии
Известный западный мыслитель ХХ в. Э. Кассирер писал о трех подходах к пониманию человека, что, в некотором смысле, противоречат друг другу: религиозном, философском и научном. В религии человек представлен как некоторое несовершенное подобие Бога, который осознает и переживает свое несовершенство, и потому способен простить недостатки и грехи других людей. Исходным пунктом философского постижения человека становится познающее «Я», которое благодаря своей автономии, свободе и разумности, овладевает миром в сознании и практике. Наука характеризует человека как вершину эволюции живых существ4.
Философия видит в человеке духовное, разумное, деятельное существо. Человеку присущи религиозная вера, ценностные ориентации, память о прошлом и надежда на будущее, чувство юмора, переживание своей смертности. Благодаря уму он способен контролировать свои инстинкты и влечения. Создавая науку и технику, человек не только познает законы действительности, но и превращает ее. Многообразие, разнородность, противоречивость человеческого одновременно стимулирует и затрудняет осознание его целостной определенности.
Исходная установка философской антропологии: любой вопрос в философии всегда есть вопросом о том, что есть человек. В то же время философия на основе обобщения, полученного различными научными дисциплинами, имеет свое специфическое видение человека, как биосоциодуховного существа, которое способно активно действовать, приспосабливаться к обстоятельствам, а также изменять их в соответствии со своими потребностями; создавать предметы, которых нет в природе; формировать вокруг себя особую искусственную среду – цивилизацию, а также самому время от времени разрушать ее5. Главная особенность бытия человека, которая отличает его от всех других живых организмов, состоит в том, что человеческое бытие возможно одновременно в природе (витальность), социуме (социальность) и культуре (духовность). Эти три его измерения составляют определенное единство, однако достаточно часто это единство называют противоречием6.