Контрольная работа на тему Римский Корсаков опера «Царская невеста»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Общие сведения об опере «Царская невеста» 5
2. Жанровая разновидность оперы «Царская невеста» 7
3. Композиционно-драматургические особенности оперы «Царская невеста» 9
4. Характеристик главных героев оперы «Царская невеста» 12
5. Народно-массовые сцены оперы «Царская невеста» 15
6. Вокальный стиль и его жанровые истоки оперы «Царская невеста» 18
Заключение 24
Список литературы 25
Введение:
Творческий союз Н. А. Римского-Корсакова и Л. А. Мей был взят за основу этого исследования, и этот выбор был сделан не случайно: взяв три майские драмы за основу своих опер, композитор увековечил пьесы Майя, не пользовавшиеся у него особой популярностью. современные. В этой работе мы подробно остановимся на первом опыте писателя в жанре исторической драмы — «Царская невеста» (1849). Этот выбор обусловлен неоднозначной, часто отрицательной, критикой пьесы Мэй, в противоположность критике ее музыкальной обработки.
Центральная проблема-особенности воплощения литературного источника и его сценической судьбы в реалиях русского современного оперного театра. Отсюда идут и более частные вопросы, рассортированные по отдельным разделам: роль того или иного произведения в творческом наследии писателя, принципы превращения литературного текста в либретто, роль режиссерского влияния на сценическую судьбу оперы.
Актуальность заключается в относительно небольшом числе научных статей, посвященных разработке этой темы. Это связано с тем, что для специалистов по русской литературе буклет-явление, выходящее за рамки их изучения. Музыковеды при анализе оперной работы отдельных композиторов сосредоточивают внимание на других разнообразных элементах музыкального анализа, изучая либретто только как одну из точек зрения на развитие сюжета действия. Поэтому текстуальная драма, как более важная составляющая оперного произведения, остается практически вне поля исследований ученых и музыковедов. В научных трудах и критике сведения о либретто оперы обычно формализованы, сжаты и поверхностны. Произведения, использующие сравнительный анализ пагинации либретто и его литературного оригинала, встречаются редко.
Цель — выявление особенностей воплощения литературного первоисточника и его сценическая судьба в реалиях отечественной современной оперной драматургии на примере «Царской невесты» Н. А. Римского-Корсакова.
Основными задачами являются:
— Общие сведения об опере «Царская невеста».
— Жанровая разновидность оперы «Царская невеста».
— Композиционно-драматургические особенности оперы «Царская невеста».
— Характеристик главных героев оперы «Царская невеста».
— Народно-массовые сцены оперы «Царская невеста».
— Вокальный стиль и его жанровые истоки оперы «Царская невеста».
Основными методами исследования стали сравнительно-аналитический, текстологический, а также метод-контент анализа.
Структура работы отражает логику решения поставленных задач.
Заключение:
В момент работы над «Царской невестой» Н. А. Римский-Корсаков отдавал предпочтение драматургии так называемой номерной оперы, отличающейся самостоятельностью отдельных сольных и ансамблевых сцен, большое значение придавая мелодичности языка. В этом многие исследователи отмечают отход Н. А. Римского-Корсакова от эстетики «кучкистов» и возвращение к старым оперным формам, что не находило своего подтверждения во мнении самого композитора на тему данных рассуждений.
В «Царской невесте» Римского-Корсакова типическим признаком характеристики главной героини становится принадлежность ее к «песенному первообразу», перенятый у автора литературного источника Льва Александровича Мея, то есть к типичному русскому характеру, который берет начало в фольклоре, древнерусском песенном творчестве. Развивая и обогащая именно эту индивидуально-психическую сторону своих персонажей, композитор делает ее основополагающим фактором музыкальной характеристики образов.
Стилизация как творческий метод имеет особое значение в эстетике и общей системе музыкально-выразительных средств как Н. А. Римского-Корсакова, так и полюбившегося ему Л. А. Мея, также использовавшего в работе над своими произведениями наиболее примечательные свойства целых национально-исторических эпох. Композитор в соответствии с творческими принципами драматурга Мея прибегает в «Царской невесте» к методу стилизации на различных уровнях: содержательном, формообразующем, жанровом, языковом.
Фрагмент текста работы:
1. Общие сведения об опере «Царская невеста»
Драма л. Мэя «Царская невеста » впервые привлекла внимание Римского-Корсакова в 1860-х годах. «Со мной, — говорит Римский-Корсаков, — так всегда бывает с рассказами: я их давно смотрю … Я думал о Царской невесте раньше псковитянской жены» [5].
Но только через тридцать лет план молодости осуществил Римский-Корсаков: весной 1898 года он начал сочинять оперу «Царская невеста», написав свою либретто с участием своего бывшего ученика И. Ф. Тюменева. Композиция Царской невесты была, по словам композитора, «быстрой и легкой», что всегда служило верным признаком увлеченности Римского-Корсакова работой, крепким творческим здоровьем. Летом оперу заканчивали в эскизах, а осенью — в оркестровой партитуре.
В «Царской невесте», как и в своей первой Псковитянке, Римский-Корсаков обратился к эпохе Ивана Грозного (действие происходит в 1572 году в Александровской колонии, где долгое время жил Грозный). Но невеста царя, в отличие от Псковитянки, не описывает крупных исторических событий. Царская невеста-историческая и повседневная драма.
Главная идея оперы-трагедия женщины старой России. Эта трагедия разворачивается на широком историческом фоне ярко и верно нарисованных картин русской жизни в эпоху Грозного [3].
В создании Царской невесты композитор пошел по новым путям. Он обратился к широкой мелодии, к тому, что он назвал «настоящей вокальной музыкой». Каждая мелодия — это характер, судьба, подробная панорама личной драмы. В отличие от предыдущих опер, у Царской невесты есть не только дуэты, но и трио, квартеты и даже секстет. Сам композитор считал, что со времен Глинки не было подобных оперных ансамблей по пению и изяществу самостоятельного изучения голоса.
Праздник Марты был написан по мотивам Забелы-Врубеля, голос которого Римский-Корсаков давно заворожил. Первая постановка оперы состоялась 22 октября 1899 года (в частной опере Саввы Мамонтова). И его успех даже превзошел триумф Садко. Трагическая и легкая опера «Царская невеста», время ее написания и постановки, стала одним из счастливейших моментов нелегкой творческой судьбы великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова» 8].
Невеста царя Римского-Корсакова имеет блестящую судьбу на сцене и довольно сложные отношения с критиками и музыковедами. Это противоречие возникло при жизни композитора, и в целом, судя по работе последних десятилетий, ситуация мало изменилась. Взгляд на Царскую невесту как на оперу, требующую особых оговорок и комментариев (по крайней мере, в контексте творчества Римского-Корсакова), ее обособленность очень устойчива в русской музыковедении и, в свою очередь, породила ряд наблюдений и высказываний, как бы в защиту этого произведения. Эта интонация оправдания показательна критикам оппонентов, видевших «поворотный момент» в Царской невесте и поддержавших ее, а также тех критиков, которые вообще сочувствовали музыке Римского-Корсакова (например, с н.д. Кашкиным). Примечательным примером такого колеблющегося положения является письмо В. И. Вельского, отправленное композитором после прослушивания предварительного варианта оперы в августе 1898 года.
Еще при жизни Римского-Корсакова ключевым тезисом о невесте царя было утверждение о некой «ретроспективности «ее,» ее возвращении в древность» (Г. Н.Тимофеев). Композитору приходилось буквально находить оправдания. Он писал Н. И. Забеле-Врубелю:»… Мне кажется, что Царская невеста впоследствии будет иметь сильное влияние на других русских композиторов, и теперь они думают, что она плетется где — то позади»; «это видно и есть что-то непонятное, и не так все просто, как кажется» [1].
Некоторые из утверждений, характерных для противников Царской невесты, а также критиков, воспринимавших оперу вдвойне, в измененном виде — уже без отрицательных признаков — были унаследованы русской музыковедением. В качестве примера приведем мнение А. И. Кандинского, одного из самых уважаемых специалистов по творчеству Римского-Корсакова. Исследователь утверждал: «Римский-Корсаков выбрал для царской невесты в целом классическую, пронумерованную композицию. Но, сознательно следуя Глинке и Моцарту, он соединил их принципы с новаторскими опер-формами второй половины XIX века. «Требует ли этот общепринятый тезис уточнения? Исключительное число в супруге царя замкнутых чисел — не более чем иллюзия. Все их «классики «заключаются в» мелодичности и изяществе самостоятельного изучения голоса» (определение Римского-Корсакова в летописи моей музыкальной жизни) и в их сходстве с ансамблями Глинки (о чем упоминает автор в той же летописи). Однако подобные завершенные кантильские высказывания внутри больших сцен с элементами поперечного действия (а именно, элементы, ибо совершенно поперечные сцены встречаются только в таких операх, как Тристан и Изольда Вагнера или Каменный гость Даргомыжского, встречаются крайне редко) Римского-Корсакова, которого никто не спешит писать, как последователей Моцарта и Глинки.