Контрольная работа Гуманитарные науки Культурология

Контрольная работа на тему Религия и культура! План: 1) роль религии в развитии истории и культуры. 2) гуманистические начала мировых религий.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
1. Роль религии в развитии истории и культуры 4
2. Гуманистические начала мировых религий 8
Заключение 11
Список используемой литературы 13

 

  

Введение:

 

Среди социально-исторических и теоретико-познавательных проблем, которыми занимается культурология религии, ведущее место принадлежит проблеме соотношения религии и культуры. Ее важность традиционно раскрывается через выяснение сущности, значения, эволюционных изменений, динамики и взаимосвязи этих двух явлений и сфер общественной жизни.
Исследуя соотношение религии и культуры, можно опираться на различные методологические подходы, в основе которых лежат те или иные аксиоматические положения.
Если считать, что религия является основой и исходной точкой культуры и культура имеет сверхъестественное источник, будучи порождением религии, то есть обосновывать, что без религии культуры быть не может и без нее она теряет смысл, то такие подходы классифицируются как теологические.
Если культура и религия выступают принципиально разными вещами, более того — они антагонистичны между собой и культура вытесняет религию как общественное явление, то такая точка зрения является присущей марксистской философии, раннему Энгельсу.
Сегодня доминантным является представление о религии как один из структурных компонентов культуры, роль которого исторически меняется.
Религия пронизывает всю жизнь человечества. По истории известно, что она часто была своеобразной реакцией на общественное устройство (христианские объединения в рабовладельческие времена, религиозные войны средневековья), служила важным политическим фактором (создание с помощью Ислама могущественной империи — Арабского халифата), ускоряли или тормозили прогресс.
По сути, религия окутывала в свои формы и явлений, которые не имели к ней прямого отношения.
Многие традиции сложились именно под влиянием религии. В частности, и обычай отдыхать после каждых шести дней труда связан с Библейским сказаниям о сотворении Богом мира в течение шести дней.
Аналитики считают, что религия не просто является частью культуры, а может, даже главной, фундаментальной ее частью, — которая формирует образ нашего мышления и всю систему моральных чувств. Российский академик Д.Лихачева даже утверждал, что вне религиозной культуры не бывает. Он здесь имел в виду под культурой определенную систему ценностей.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема соотношения религии и культуры раскрывается в масштабе обществ, общественной системы в целом, при анализе их особенностей как составляющей этой системы.
Если определить духовную культуру как смысловую систему человеческой жизнедеятельности, то религию можно рассматривать в качестве ее разновидности, системы сакральных смыслов.
Религия и культура соотносятся между собой как часть и целое, однако эти их значения могут меняться под влиянием исторических условий (до эпохи Нового времени религия бесконечно царила в обществе) и под влиянием мировоззренческих предпочтений (доминирующие в религиозном сознании, сакральные смыслы время не позволяют рассмотреть фактическое преимущество секулярной культуры в обществе). Представители либеральной теологии (Гарнак, Трельч), прислушавшись к достижениям исторических наук, думали, что религия представляет собой часть общей культурной истории, но после того, как против них выступили неоортодоксами, они начали расценивать культуру как результат и выражение религии. Культура (в том или ином соотношении с религией) образует одну из трех главных функциональных составляющих (сторон) общества, наряду с взаимно-обратным процессом производства — потребления и социумом (системой социумов, связей, институтов, форм общения и совместной деятельности).
При этом культура представляет собой своеобразный управляющий центр всей общественной жизни, будучи тайником коллективного социального опыта, арсеналом норм, императивов, целей и ценностей, с помощью которых регулируется и контролируется существования общества и направляется его развитие. Культура является парадигмой человеческой жизнедеятельности на данном историческом этапе общественного развития. Она осуществляет свою регулирующую функцию, влияя, с одной стороны, на процесс производства-потребления (и тогда появляется «материальная», «производственная», «бытовая» культура, так же как и культура духовного производства и потребления), а с другой — на социум, оказываясь в роли «политической» культуры.
В этих двух сферах социальной деятельности определяется ее содержание, реализуется присущая ей парадигма человеческой деятельности и общества, интефации. Такая приоритетная роль культуры в обществе.
Духовному фактору принадлежит здесь во многом определяющая роль: общество должно осознать свои приоритеты, достичь единства в их понимании и совместной реализации. Этот творческий процесс обществ, самосознания протекает в различных культурных формах, не в последнюю очередь — в религиозной.
Адекватное понимание соотношения культуры и религии будет способствовать росту влияния духовной культуры в обществе, в том числе идей и приоритетов религиозного сознания, морали, художественно эстетических ориентаций и даже науки.
Кроме того, это должно привести к органическому сосуществования религиозных отношений с национальными, бытовыми, государственно-правовыми отношениями, утверждения религиозных институтов в обществе, достижения согласия между светской и церковной властью.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Роль религии в развитии истории и культуры

Несмотря на различные мировоззренческие ориентации исследователей культуры и религии и в зависимости от тех акцентов, которые при этом делаются, выделяются исторический, структурно-функциональный, феноменологический и другие методы анализа этих феноменов.
Интерпретируя соотношение религии и культуры, исследователи доказывают, что религия предусматривает определенную систему ценностей и моральных предписаний, составляющих модальные структуры культуры. Именно в ценностном аспекте они видят выражение связи культуры и религии. Последняя, как репрезентант культуры, в первую очередь выполняет функцию несения смыслов (общество вписывает достижения культуры языком религии).
Таким образом, религия может выполнять и исторически чаще всего выполняла по культуре функцию формирования нормативных границ, границ, обеспечивающих возможность существования, репродуцирования и развития культуры, а следовательно и общества.
Наиболее распространенным методом в исследовании соотношения религии и культуры исторической, согласно которому реальная роль религии в развитии культуры проявляется в ее историческом континууме. При этом утверждается, что в религиозной форме и в религиозном смысле присутствуют и остаются значимыми для человечества много достижений культуры. В истории существовал период, когда религия и культура были настолько синкретизованы, что перекрывали друг друга.
Это имело ряд объективных причин, обусловленных отсутствием социально адаптированных моделей сохранения опыта и ограниченности познания. Древнее общество существовало в репродуктивном режиме состояния культуры, когда не было других способов сохранения социального опыта, кроме как в религиозной форме.
Только в период античности начинается «живая история» человеческой культуры, положила начало нашей исторической памяти (в первую очередь важную роль в этом сыграло появление письменности, философии и государства). Накопленный социальный опыт античности был сохранен и переосмыслен в христианстве, всосало в себя многие элементы этой культуры.
Появление христианства и его распространения сыграли значительную роль в становлении общеевропейской культуры: развитие экономики, письменности и литературы, науки и искусства. Однако именно развитие других элементов культуры подтолкнул ее к постепенной секуляризации: в эпоху Средневековья, рядом с религиозной культурой, существует и развивается светская культура.
Изменения в культуре вызывали изменения в религии (например, Реформация), а они, в свою очередь, способствовали становлению новых форм культуры, таких, как влияние протестантизма на развитие буржуазных отношений [См .: Вебер М. протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв .: Пер. с нем.- М., 2012.- С. 27-61].
В XX веке в культуре произошла смена ведущей парадигмы, что нашло свое отражение в религии. Здесь важно отметить, что религия была и остается значимым элементом культуры, роль которого исторически менялась. Однако при этом следует учитывать то, что религия, как репрезентант культуры, отражает лишь некоторую часть ее смыслового содержания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы