Контрольная работа на тему Религия и культура! План: 1) роль религии в развитии истории и культуры. 2) гуманистические начала мировых религий.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Роль религии в развитии истории и культуры 4
2. Гуманистические начала мировых религий 8
Заключение 11
Список используемой литературы 13
Введение:
Среди социально-исторических и теоретико-познавательных проблем, которыми занимается культурология религии, ведущее место принадлежит проблеме соотношения религии и культуры. Ее важность традиционно раскрывается через выяснение сущности, значения, эволюционных изменений, динамики и взаимосвязи этих двух явлений и сфер общественной жизни.
Исследуя соотношение религии и культуры, можно опираться на различные методологические подходы, в основе которых лежат те или иные аксиоматические положения.
Если считать, что религия является основой и исходной точкой культуры и культура имеет сверхъестественное источник, будучи порождением религии, то есть обосновывать, что без религии культуры быть не может и без нее она теряет смысл, то такие подходы классифицируются как теологические.
Если культура и религия выступают принципиально разными вещами, более того — они антагонистичны между собой и культура вытесняет религию как общественное явление, то такая точка зрения является присущей марксистской философии, раннему Энгельсу.
Сегодня доминантным является представление о религии как один из структурных компонентов культуры, роль которого исторически меняется.
Религия пронизывает всю жизнь человечества. По истории известно, что она часто была своеобразной реакцией на общественное устройство (христианские объединения в рабовладельческие времена, религиозные войны средневековья), служила важным политическим фактором (создание с помощью Ислама могущественной империи — Арабского халифата), ускоряли или тормозили прогресс.
По сути, религия окутывала в свои формы и явлений, которые не имели к ней прямого отношения.
Многие традиции сложились именно под влиянием религии. В частности, и обычай отдыхать после каждых шести дней труда связан с Библейским сказаниям о сотворении Богом мира в течение шести дней.
Аналитики считают, что религия не просто является частью культуры, а может, даже главной, фундаментальной ее частью, — которая формирует образ нашего мышления и всю систему моральных чувств. Российский академик Д.Лихачева даже утверждал, что вне религиозной культуры не бывает. Он здесь имел в виду под культурой определенную систему ценностей.
Заключение:
Проблема соотношения религии и культуры раскрывается в масштабе обществ, общественной системы в целом, при анализе их особенностей как составляющей этой системы.
Если определить духовную культуру как смысловую систему человеческой жизнедеятельности, то религию можно рассматривать в качестве ее разновидности, системы сакральных смыслов.
Религия и культура соотносятся между собой как часть и целое, однако эти их значения могут меняться под влиянием исторических условий (до эпохи Нового времени религия бесконечно царила в обществе) и под влиянием мировоззренческих предпочтений (доминирующие в религиозном сознании, сакральные смыслы время не позволяют рассмотреть фактическое преимущество секулярной культуры в обществе). Представители либеральной теологии (Гарнак, Трельч), прислушавшись к достижениям исторических наук, думали, что религия представляет собой часть общей культурной истории, но после того, как против них выступили неоортодоксами, они начали расценивать культуру как результат и выражение религии. Культура (в том или ином соотношении с религией) образует одну из трех главных функциональных составляющих (сторон) общества, наряду с взаимно-обратным процессом производства — потребления и социумом (системой социумов, связей, институтов, форм общения и совместной деятельности).
При этом культура представляет собой своеобразный управляющий центр всей общественной жизни, будучи тайником коллективного социального опыта, арсеналом норм, императивов, целей и ценностей, с помощью которых регулируется и контролируется существования общества и направляется его развитие. Культура является парадигмой человеческой жизнедеятельности на данном историческом этапе общественного развития. Она осуществляет свою регулирующую функцию, влияя, с одной стороны, на процесс производства-потребления (и тогда появляется «материальная», «производственная», «бытовая» культура, так же как и культура духовного производства и потребления), а с другой — на социум, оказываясь в роли «политической» культуры.
В этих двух сферах социальной деятельности определяется ее содержание, реализуется присущая ей парадигма человеческой деятельности и общества, интефации. Такая приоритетная роль культуры в обществе.
Духовному фактору принадлежит здесь во многом определяющая роль: общество должно осознать свои приоритеты, достичь единства в их понимании и совместной реализации. Этот творческий процесс обществ, самосознания протекает в различных культурных формах, не в последнюю очередь — в религиозной.
Адекватное понимание соотношения культуры и религии будет способствовать росту влияния духовной культуры в обществе, в том числе идей и приоритетов религиозного сознания, морали, художественно эстетических ориентаций и даже науки.
Кроме того, это должно привести к органическому сосуществования религиозных отношений с национальными, бытовыми, государственно-правовыми отношениями, утверждения религиозных институтов в обществе, достижения согласия между светской и церковной властью.
Фрагмент текста работы:
1. Роль религии в развитии истории и культуры
Несмотря на различные мировоззренческие ориентации исследователей культуры и религии и в зависимости от тех акцентов, которые при этом делаются, выделяются исторический, структурно-функциональный, феноменологический и другие методы анализа этих феноменов.
Интерпретируя соотношение религии и культуры, исследователи доказывают, что религия предусматривает определенную систему ценностей и моральных предписаний, составляющих модальные структуры культуры. Именно в ценностном аспекте они видят выражение связи культуры и религии. Последняя, как репрезентант культуры, в первую очередь выполняет функцию несения смыслов (общество вписывает достижения культуры языком религии).
Таким образом, религия может выполнять и исторически чаще всего выполняла по культуре функцию формирования нормативных границ, границ, обеспечивающих возможность существования, репродуцирования и развития культуры, а следовательно и общества.
Наиболее распространенным методом в исследовании соотношения религии и культуры исторической, согласно которому реальная роль религии в развитии культуры проявляется в ее историческом континууме. При этом утверждается, что в религиозной форме и в религиозном смысле присутствуют и остаются значимыми для человечества много достижений культуры. В истории существовал период, когда религия и культура были настолько синкретизованы, что перекрывали друг друга.
Это имело ряд объективных причин, обусловленных отсутствием социально адаптированных моделей сохранения опыта и ограниченности познания. Древнее общество существовало в репродуктивном режиме состояния культуры, когда не было других способов сохранения социального опыта, кроме как в религиозной форме.
Только в период античности начинается «живая история» человеческой культуры, положила начало нашей исторической памяти (в первую очередь важную роль в этом сыграло появление письменности, философии и государства). Накопленный социальный опыт античности был сохранен и переосмыслен в христианстве, всосало в себя многие элементы этой культуры.
Появление христианства и его распространения сыграли значительную роль в становлении общеевропейской культуры: развитие экономики, письменности и литературы, науки и искусства. Однако именно развитие других элементов культуры подтолкнул ее к постепенной секуляризации: в эпоху Средневековья, рядом с религиозной культурой, существует и развивается светская культура.
Изменения в культуре вызывали изменения в религии (например, Реформация), а они, в свою очередь, способствовали становлению новых форм культуры, таких, как влияние протестантизма на развитие буржуазных отношений [См .: Вебер М. протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв .: Пер. с нем.- М., 2012.- С. 27-61].
В XX веке в культуре произошла смена ведущей парадигмы, что нашло свое отражение в религии. Здесь важно отметить, что религия была и остается значимым элементом культуры, роль которого исторически менялась. Однако при этом следует учитывать то, что религия, как репрезентант культуры, отражает лишь некоторую часть ее смыслового содержания.