Государственная и муниципальная служба Контрольная работа Экономические науки

Контрольная работа на тему Реформа государственной службы при Петре I

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1.1 Гражданское законодательство при Петре I 5
1.2 Новая система государственной службы при Петре I 8
Заключение 11
Список использованных источников 13

 

  

Введение:

 

Контрольная работа по дисциплине «Государственная и муниципальная служба» представляет собой реферат на тему «Реформа государственной службы при Петре I».
Выбор темы обусловлен тем, что на современном этапе проблема формирования системы государственного управления, отвечающей интересам эффективного развития государства и общества, остается актуальной. По вопросам проведения реформ государственного управления ведутся горячие дискуссии среди исследователей, экспертов и политических деятелей.
В истории России проблема становления, развития и функционирования государственной службы неоднократно возникала, и в этой области накоплен значительный опыт, который остается актуальным и нуждается в осмыслении. В то же время Государственная служба как таковая как профессиональная деятельность граждан по обеспечению реализации функций государства посредством выполнения соответствующих должностных обязанностей была впервые сформирована Петром I.
Это условие было закреплено 24 января 1722 года в «табели о рангах всех чинов военных, гражданских и придворных». Поэтому опыт реформирования Государственной службы в период консолидации абсолютизма в России в первой четверти XVIII века представляет интерес для исследователей и по сей день. В современной историографии споры о роли петровских преобразований до сих пор не утихают, существуют различные оценки их эффективности и влияния на дальнейшее развитие России.
Целью данной контрольной работы является – обобщение материала о реформах государственной службы при Петре I, выявление проблемных вопросов и разработка возможных путей их решения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить учебную и научную литературу по заявленной теме;
— изучить нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области реформ государственной службы при Петре I;
— обобщить собранный материал в виде резюме;
— выявить существующие проблемные вопросы и предложить пути их решения.
В соответствии с поставленными задачами определена структура реферата, которая состоит из введения, основной части и заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

В ходе выполнения контрольной работы были сделаны следующие выводы:
Отношения в области реформы государственной службы при Петре I регулировались нормативными правовыми актами, среди которых прежде всего следует выделить: Указ Петра о учреждении Сената 22 февраля 1711 г, Указ о единонаследии 23 марта 1714 г., Табель о рангах. 1722 г.
В результате реформ Петра I государственное управление стало централизованным, вместо приказов были созданы коллегии, на смену Боярской Думе был создан Сенат, что означало создание более четкой структуры государственного управления. С другой стороны, в этот период произошло формирование многочисленных руководящих органов, что привело к резкому росту поборов с населения, росту злоупотреблений и растрат как на местах, так и среди сподвижников Петра I.
Главной целью его реформ в области местного самоуправления было стремление увеличить сбор налогов на военные нужды, поэтому налоговая нагрузка на облагаемое население за этот период возрастает многократно. Проводя реформы государственной службы, Петр I опирался на европейские модели, поэтому, почти без изменений, была скопирована шведская система административного деления. Оценивая ход реформ, многие исследователи отмечают их хаотичность.
Важным является принцип продвижения по службе, основанный на принципе личных качеств и заслуг, образования и способностей человека. Табель о рангах делала дворянство открытым для представителей низших слоев населения, и хотя этот процесс был трудным, имелось больше возможностей для продвижения по государственной службе.
В целом роль и престиж государственной службы в этот период значительно повышается, и как военная, так и гражданская служба становятся важными для государства. Все подданные империи должны теперь выполнять свою строго определенную государством функцию, способствовать росту государственной власти и богатства. Понятие «благо государства» фактически становится высшей ценностью в этот период. В это время церковь также становится частью государственного аппарата, включая тайну исповеди, что стало одним из самых противоречивых результатов реформ.
В настоящее время к проблемным вопросам в анализируемой сфере отношений в системе государственной службы относится тот факт, что действующее законодательство устанавливает общие положения о государственной службе и ее отдельных видах, а с другой стороны, регулирует правовой статус государственного служащего, ориентируясь на достижение наиболее эффективных результатов от деятельности государственных служащих путем установления особого статуса.
Для решения проблемных вопросов могут быть предложены следующие решения. При всей логичности и правомерности подхода законодателя к рассматриваемым вопросам на практике не должно быть недостатка в системной реализации общих принципов и целей государственной службы в Российской Федерации. Некоторые аспекты требуют уточнения и конкретизации. Руководящей линией должны стать конституционные нормы, устанавливающие место и статус государственной службы в системе государственного управления, а не бессистемные, популистские меры.
Таким образом, поставленные во введении задачи были выполнены, а значит, тема контрольной работы «Реформа государственной службы при Петре I» раскрыта.

 

Заключение:

 

Контрольная работа по дисциплине «Государственная и муниципальная служба» представляет собой реферат на тему «Реформа государственной службы при Петре I».
Выбор темы обусловлен тем, что на современном этапе проблема формирования системы государственного управления, отвечающей интересам эффективного развития государства и общества, остается актуальной. По вопросам проведения реформ государственного управления ведутся горячие дискуссии среди исследователей, экспертов и политических деятелей.
В истории России проблема становления, развития и функционирования государственной службы неоднократно возникала, и в этой области накоплен значительный опыт, который остается актуальным и нуждается в осмыслении. В то же время Государственная служба как таковая как профессиональная деятельность граждан по обеспечению реализации функций государства посредством выполнения соответствующих должностных обязанностей была впервые сформирована Петром I.
Это условие было закреплено 24 января 1722 года в «табели о рангах всех чинов военных, гражданских и придворных». Поэтому опыт реформирования Государственной службы в период консолидации абсолютизма в России в первой четверти XVIII века представляет интерес для исследователей и по сей день. В современной историографии споры о роли петровских преобразований до сих пор не утихают, существуют различные оценки их эффективности и влияния на дальнейшее развитие России.
Целью данной контрольной работы является – обобщение материала о реформах государственной службы при Петре I, выявление проблемных вопросов и разработка возможных путей их решения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить учебную и научную литературу по заявленной теме;
— изучить нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области реформ государственной службы при Петре I;
— обобщить собранный материал в виде резюме;
— выявить существующие проблемные вопросы и предложить пути их решения.
В соответствии с поставленными задачами определена структура реферата, которая состоит из введения, основной части и заключения, списка использованных источников.

 

Список литературы:

 

1.1 Гражданское законодательство при Петре I

Изменения в экономической жизни России во времена Петра Великого, и прежде всего развитие рыночных отношений как внутри страны, так и с зарубежными странами, нашли свое отражение в правовом регулировании отношений собственности. Поэтому в гражданском праве наряду с чисто феодальными правовыми институтами стали появляться нормы, характерные для капиталистической экономики.
Имущественное право оставалось наиболее консервативным; обязательственное право стало приспосабливаться к потребностям рынка. В рамках гражданского права возникает новая отрасль-коммерческое право. Его нормы создавались в процессе торговли, и часто они основывались на обычаях. Защищая торговлю, государство брало под свою защиту торговые обычаи, формировался так называемый обычай торгового оборота, регулировавший широкий круг отношений в торговле. Таким образом, источниками гражданского права являлись как правовые акты, так и обычное право [4, c. 15].
Для российского гражданского права времен Петра I был характерен иной статус субъектов гражданско-правовых отношений, обусловленный разделением общества на классы. Развитие капитализма, т. е. прежде всего товарно-денежных отношений, не только требует объединения страны в экономическое целое, но и превращает граждан (или граждан) в контрагентов с юридически равными правами.
В России этого тогда еще не было. Классовая принадлежность определяла правоспособность субъекта гражданско-правовых отношений. Дворяне обладали наибольшими правами, права духовенства в области имущественных отношений были существенно ограничены. Купцы и предприниматели, хотя и пользовались поддержкой Петра I. Тем не менее, были ограничены в своих правах на приобретение недвижимости. Так, только по указу 1721 года купечеству было разрешено приобретать деревни на заводах. Наиболее ограниченной была правоспособность крестьян, особенно собственников жилья [7, c. 88-94].
Табель
Принятие табеля о рангах свидетельствовало о ряде новых обстоятельств:
1. Бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, одержало победу над аристократическим (связанным с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и служение стали решающими для карьерного роста.
Признаком бюрократии как системы управления является вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и его руководство в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламентов, инструкций. Положительными чертами нового бюрократического аппарата были профессионализм, специализация, нормативность, а отрицательными — его сложность, дороговизна, самозанятость и негибкость [3, c. 66-72].
2. Новая система рангов и должностей, сформулированная Табелью о рангах, юридически оформила статус правящего класса. Подчеркивались его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения всей цепочки нижних чинов. Установлен срок службы в определенных званиях. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству; с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Принцип служения тем самым подчинял себе аристократический принцип.
3. Табель о рангах приравнивала военную службу к гражданской службе: чины и звания присваивались в обеих областях, принципы продвижения по службе были схожи. Практика выработала способ ускоренного прохождения по служебной лестнице (в основном это касалось только дворян): после рождения дети знатных аристократов записывались и, достигнув пятнадцатилетнего возраста, имели довольно важное звание. Эта юридическая фикция определялась пережитками старых принципов служения и основывалась на фактическом доминировании в аппарате аристократии дворянства [9, c. 55-59].
4. Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только званием, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворян часто проводилось в принудительном порядке (за уклонение от учебы назначались штрафы). Детей знати посылали обучать согласно приказу, многие личные права зависели от уровня их подготовки (например, право на вступление в брак).
Абсолютная монархия — это форма правления, при которой монарх юридически владеет всей полнотой власти. В этот период ликвидируются старые сословно-представительные учреждения и происходит максимальная концентрация власти. С 1653 года Земские Соборы больше не созывались, вместо них правительство созывало классовые собрания (1660, 1667, 1682). Но уже с начала XVIII в. и они перестали собираться. В 1721 году Сенат вместе с духовным Синодом подарил Петру I титул императора. Россия стала империей [1, c. 11].

1.2 Новая система государственной службы при Петре 1

Совершенствование государственного управления напрямую связано с созданием новой системы государственной службы. Решая проблему организации государственной службы (как военной, так и гражданской), Петр 1 ввел в действие законодательный акт «Табель о рангах для всех чинов военных, государственных и придворных чинов, какие чины в каком классе». Она состояла из таблицы и восемнадцати пояснительных абзацев к ней. Под чинами понимались и должностные лица, и их должности, и чины этих лиц [2, c. 99].
Все сколько-нибудь значимые должности каждого вида службы (военной, гражданской, судебной и др.) были разделены на четырнадцать классов. Каждый сотрудник был обязан пройти сверху донизу, что обеспечило бы, с одной стороны, замещение всех вакансий, а с другой-приобретение необходимых навыков военной или гражданской службы (практика такого продвижения по службе была основной школой профессиональной подготовки). Доказательством того, что, по мнению Петра, не было больших различий между военной и гражданской службой, было то, что в табели о рангах каждый государственный служащий того или иного класса, начиная с чина «канцелярских служащих», приравнивался к офицеру [5, c. 147-182].
Пожалуй, самым главным в этом документе было то, что он устанавливал новый порядок продвижения по службе каждого государственного служащего в соответствии с его способностями и заслугами («дворянство считать действительным»). К этому времени этот принцип уже был опробован Петром I. достаточно вспомнить, что его ближайшим соратником был А. Д. Меншиков, происхождение которого до сих пор не выяснено. По одной версии, он был выходцем из обедневшего литовского рода, по другой-сыном простого крестьянина, т. происходил из «мерзкого сословия», а в молодости торговал пирожками с лотка в Москве.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы