Контрольная работа на тему Речь,как процесс общения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Проблема развития речи в трудах отечественных ученых 4
2. Основные характеристики речи как средства общения 8
3. Общая характеристика видов речи как процесса общения 11
Заключение 15
Литература 16
Введение:
Одним из самых важных достижений, которое позволило человеку использовать весь общечеловеческий опыт, является речевое общение, сложившееся посредством трудовой деятельность. Речь представляет собой язык в действии, а язык является системой знаков, состоящий из слов с их значениями и синтаксиса как набора правил построения предложений.
Речь – это деятельность общения, которая выражается благодаря языку. Речь едина с языком и отлична от него, является единством определенной деятельности – общения, и определенного содержания, отражающее бытие.
Таким образом, речь представляет форму существования сознания, в частности мыслей, чувств и переживаний, для другого, которая служит средством общения с ним и формой обобщенного отражения действительности, либо форму существования мышления.
Так же речь представляется как язык, который функционирует в контексте индивидуального сознания. Отраженные в языке обобщенные значения, которые отражают общественный опыт, получают в контексте индивидуального сознания в связи с мотивами и целями, определяющими речь как акт деятельности человека, индивидуальное значение или смысл, который показывает личное отношение говорящего, не только его знания, но и переживания в неразрывном единстве и взаимопроникновении, в котором они даны в сознании индивида.
При этом главной функцией речи считается то, что она представляет инструмент мышления. А сам речевой процесс связан не только с мыслительными манипуляциями психики, но также затрагивает сферы межличностных отношений. Таким образом, посредством речи передается отношение человека к той или иной ситуации.
Язык необходим человеку не только для коммуникации, но так же важен с целью хранения познавательного опыта множества поколений. Новорожденный ребенок получает уже готовый язык, на котором говорит его окружение. А в процессе своего развития он постепенно овладевает языком, использует его при речевом общении и при его помощи усваивает различные знания и умения.
Так же важно заметить, что речь не может существовать вне языка, притом язык тоже не существует вне речи. Если люди перестают пользоваться языком, то он «умирает». Примером таких мертвых языков является латынь или древнегреческий язык. Однако важно не отождествлять речь с языком, поскольку развитие языка протекает в общественно-исторических условиях, в процессе трудовой деятельности множества поколений, тогда как речь человека может развиваться при условии непосредственного общения человека в семье, учебных заведения и т.п.
Целью данной работы является рассмотрение речи как средства общения, определение ее основных функций и характеристика основных ее видов.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить проблему развития речи в трудах отечественных ученых.
2. Описать основные характеристики речи как процесса общения.
3. Дать общую характеристику видов речи как средства общения.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом, речь является процессом перекодировки мыслей человека в звуковую или графическую структуру. Такой процесс обуславливается мыслительными манипуляциями психики, а так же опирается на личностные и межличностные факторы.
Порождение речи всегда проявляет определенное отношение индивида к ситуации, тем самым позволяя эмоционально окрашивать речевые единицы коммуникации. Отсюда вытекает специфическое выражение речи, которое проявляется в тоне и громкости голоса говорящего, его телодвижениях и нацеленности взгляда.
Отечественные психологические и лингвистические исследования указывают, что предпосылкой развития речи является процесс, при котором неречевая предметная деятельность ребенка позволяет ему расширять связи с окружающим миром с помощью его чувственного восприятия. Помимо этого на развитие речи влияет речевая деятельность взрослого и его общение с ребенком, тем самым обогащая его речь. В процессе взросления дети приобщаются к знаковой системе языка посредством звуковой символики.
В контексте общения речь имеет ряд психологических свойств, которые отражают индивидуальные и групповые характеристики людей, вступающих в речевое взаимодействие. В первую очередь к таким характеристикам относятся понятность, содержательность, выразительность и информативность речи.
Данные свойства речи способствует обеспечению построения логичного разговора, достижению смысловой целостности фраз, использованию паралингвистическими средствами, сопровождение речи кинетическими приемами, а так же применение экстралингвистических элементов коммуникации.
Фрагмент текста работы:
1. Проблема развития речи в трудах отечественных ученых
Развитие личности ребенка не может протекать отдельно от воспитания у него правильной речи. Человек не рождается со сложившейся речью, а однозначного ответа на определение времени и причин появления правильного и четкого произношения звуков и связывания слов между собой, последовательного изложения своих мыслей у ребенка, не существует. Поэтому процесс овладения речью является достаточно сложным и психически многосторонним, когда появления и дальнейшее развитие речи опирается на множество факторов .
Формирование речи происходит только тогда, когда головной мозг, слух и речедвигательный аппарат у ребенка достигает определенного уровня. Однако важно отметить, что даже при наличии достаточно развитого речевого аппарата, сформированного мозга и хорошего физического слуха, без речевого окружения ребенок никогда не будет говорить. Поэтому важной особенностью является речевая среда, которая способствует как появлению у ребенка речи, так и ее дальнейшее правильное развитие.
Такой исследователь как А.Н. Леонтьев, рассматривал язык и речь как частное применение языка с позиции специфической деятельности человека. Автор говорит о том, что язык является объективной основной для речевой деятельности человека. Помимо этого он отмечал, что речевая деятельность необходима дл создания социального смысла коммуникации, изучая вопросы общения как деятельности .
По мнению Д.Б. Эльконина, формирование речи протекает так же, как и развитие предметного действия. Исследователь говорит о том, что слово для ребенка в раннем возрасте является так называемым орудием, которое он использует наиболее часто, в связи с чем и происходит интенсивное развитие речи. Так, ребенок практически за два-три года полностью овладевает родным языком, а если воспитывается в двуязычной среде, то двумя. Автор, продолжая свое сравнение, говорит о том, что так же как и овладение каким-либо орудием, овладение навыком слова проходит процесс дифференциации, насыщения предметным значением, а после переноса в другие ситуации, отрывается от предмета и обобщается .
Такие исследователи как Л.С. Выготский и А.Р. Лурия напрямую связывают все психические процессе ребенка с развитием речи. Так, мышление, восприятие, память, внимание и воображение зависят от развития речи. Поэтому следует отметить, что воспитание чистой речи у дошкольников становится одной из общественно важных задач.
Речь возможно характеризовать, как исторически сложившуюся форму общения людей посредством языка. Выделяют две неразрывные функции речи: общение (коммуникативная), мышление .
Развитие речи имеет прямую взаимосвязь с процессами социализации ребенка, усвоением им норм и правил поведения. Как высшая психическая функция речь не имеет возможности возникать и развиваться в условиях социальной изоляции ребенка в связи с тем, что она не является врожденной функций человеческого организма, она перенимается им у того социального окружения, в котором он находится. В случае, если ребенок будет развиваться вне социального окружения, речь не сформируется.
Примером тому являются так называемые «дети – маугли», которые по разным причинам были изолированы от цивилизации и социума и воспитаны животными. В результате ими не были усвоены социальные нормы и речевые функции. Они не умели изъясняться на человеческом языке, издавая звериные звуки. Приблизительно подобный эффект возникает у детей с нарушениями слуха, которые не могут воспринимать речь аудиально, в результате чего не усваивают ее звуковые нормы.
Развитие речи ребенка происходит поступательно.
В первый год жизни у ребенка формируются предпосылки к возникновению и развитию речи. Он усваивает определенные звуки, интонации голоса и пытается издавать звуки. Во втором полугодии начинает формироваться лепетная речь. У ребенка постепенно формируется пассивный словарь при котором он понимает речь, но еще не может ее воспроизводить.
К году ребенок начинает произносить отдельные слова. У него формируется автономная речь, которая по сути понятная ему одному. Она представляет из себя искаженный набор слов и звуков, которые обозначают определенные предметы, явления, действия. Постепенно словарный запас ребенка повышается, он начинает грамотно произносить слова, а к трем годам он уже может говорить предложениями .
К окончанию периода старшего дошкольного возраста при нормальном онтогенезе у ребенка уже полностью сформирована речь и речевые навыки. Дети в данном возрасте уже умеют строить предложения, как простые, так и сложные. Постепенно формируется эгоцентрическая речь, которая не несет в себе коммуникативной составляющей, а служит для анализа собственных действий.
Таким образом, к возрасту 6-7 лет связная речь ребенка должна быть полностью сформирована, он должен иметь обширный словарь, владеть грамматическими речевыми навыками, формами.
С точки зрения психологов речь, передающая смысловое содержание, является связной. Так же связной можно называть любую речь, которая отражает все связи предметного содержания речи.
Сформированность связной речи включает в себя сформированность таких показателей, как ситуативная речь, конкретную речь, диалогическая речь, связность высказываний, монологическую речь .
Одним из исследователей развития речи является К.Д. Ушинский. В обучении дошкольников родному языку автор определял три цели:
1. Развитие дара слова, который заключается в умении выражать собственные мысли. Для этого необходима наглядность обучения и опора на конкретные образы, которые воспринимаются ребенком.
2. Обучение ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Для этого следует использовать художественные произведения, по мнению автора.
3. Практическое усвоение грамматики, которое предшествует изучению ее как науки.
При этом автор отмечал, что все эти цели должны осуществляться одновременно. Отметим, что К.Д. Ушинский внес значительный вклад в методику развития связной речи дошкольников, использование которой можно встретить и в современной практике дошкольных учреждений .
Е.Н. Водовозова, будучи ученицей К.Д. Ушинского, рассматривала развитие речи и мышления во взаимосвязи с накоплением чувственного опыта. В своих трудах автор отмечала программу развития у дошкольников связной речи при помощи фольклора.
Большое значение для содержания и методов работы по развитию речи дошкольников имеет деятельность Е.И. Тихеевой. Автор рассматривала развитие связной речи во взаимодействии с развитием личности ребенка. Она указывала, что систематическое обучение связной речи лежит в основе всей системы воспитания в дошкольном учреждении .
Таким образом, важно отметить, что связная речь имеет весьма важное значение для развития ребенка и процесс ее формирования происходит поступательно. Вопросами развития речи занималось множество педагогов и психологов. Развитие речи является целенаправленной педагогической работой, которая предполагает использование множества специальных педагогических методов и собственных речевых упражнений ребенка. Отметим, что при работе с дошкольниками необходимо использовать все средства речевого развития, в частности, общение взрослого с ребенком, культурную языковую среду, обучение родной речи и языку на занятиях и в процессе игровой деятельности.