Контрольная работа на тему Ребенок и его двигательная активность. Воспитательно-оздоровительная работа в ДОУ: задачи, условия, средства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Сущность понятия «двигательная
активность». 4
2. Проблема двигательной активности в
формировании личности ребенка. 7
3. Воспитательно-оздоровительная
работа в ДОУ: задачи, условия, средства 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 15
Введение:
Среди оздоровительных
средств двигательная активность приобретает высочайшее значение. Она формирует
крепкий организм, укрепляет здоровье, стоит на страже заболеваний и является
одним из основных компонентов здорового образа жизни. Ограниченная двигательная
активность является одной из главных причин ряда нарушений опорно-двигательного
аппарата, физического развития, хронических заболеваний внутренних органов,
нарушения обмена веществ, ухудшения психического состояния.
Сейчас особую
актуальность приобретает проблема воспитания здоровой нации. Она обусловлена
устойчивыми тенденциями ухудшения здоровья молодого поколения и снижением
уровня физической подготовки. Эти негативные явления в значительной мере
зависят от недостаточной двигательной активности.
Необходимым условием
гармоничного развития детского организма, которое влияет на формирование
умственного развития и психофизиологического статуса, является достаточная
двигательная активность. Учеными установлена тесная связь между уровнем
физического развития, физической подготовленности детей и их двигательной
активностью. Кроме того, существует прямая зависимость между уровнем физической
подготовленности и психическим развитием ребенка. Двигательная активность благоприятно
влияет на перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы. Полноценная двигательная
активность ребенка стимулирует речевое развитие, что ведет к развертыванию
познавательных процессов, раскрытию высших психических функций, центры которых
сосредоточены в левой лобной части коры головного мозга.
Заключение:
Многочисленные
исследования доказали, что двигательную активность можно определить, во-первых,
как фактор, положительно влияющий на рост и развитие организма, а во-вторых,
как один из объективных показателей его функционального состояния, поскольку
подвижность является одной из важных биологических потребностей человека.
Установлено, что
неоспоримым фактом является связь двигательной активности с состоянием здоровья
человека, которое, в свою очередь, определяется запасами энергии, пластическим
и регуляторным обеспечением функций организма, характеризуется устойчивостью к
патогенным факторам и способностью противодействовать патологическим процессам,
а также является основой для реализации социальных и биологических функций.
Итак, двигательную
активность можно определить, во-первых, как фактор, положительно влияющий на
рост и развитие организма, а во-вторых — как один из объективных показателей
его функционального состояния, поскольку двигательная активность является одной
из важнейших биологических потребностей человека.
Фрагмент текста работы:
Чтобы понять сущность
конструкта «двигательная активность», проанализируем научные взгляды на
определение этого понятия. Значительное число ученых рассматривают двигательную
активность как движение, или совокупность движений [6, с. 23].
Ю.П. Кобяков отмечает,
что физическая активность — это «любое движение тела, совершаемое скелетными
мышцами, которое увеличивает расход энергии, повышает базальный обмен веществ»
[4, с. 20]. Исследователь А.А. Николаев отмечает, что двигательная активность —
это сумма движений, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни [5, с.15].
Е.Я. Ермилова указывает, что двигательная активность — это «общее количество
двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни» [2,
с. 363].
Двигательную активность
можно рассматривать с точки зрения биомеханики, физиологии и бихевиоризма
(изучения поведения). В биомеханике она характеризуется следующими
показателями: сила, скорость, ускорение, углы, инерция, механическая сила или
механическая работа.
Исследователи физиологии
анализируют двигательную активность в метаболических параметрах, используя
такие параметры, как потребление кислорода, метаболическая энергия,
метаболическая мощность или метаболический эквивалент.
Исследователь Ю.П. Кобяков
указывает на дифференциацию двигательной активности человека, выделяя
спонтанную и специально организованную. К первой категории относятся учебные,
трудовые и бытовые занятия, определяемые как виды движений, направленных на
удовлетворение естественных потребностей человека. Специально организованной
двигательной активностью является игровая и спортивная деятельность, физические
упражнения [4, с. 46]. Наряду с этим А.А. Николаев дифференцирует двигательную
активность на регулируемую и нерегулируемую. Регулируемая двигательная
активность определяется как совокупный объем специально подобранных физических
нагрузок, оказывающих целенаправленное воздействие на организм. К
нерегулируемым относится объем выполняемых спонтанных двигательных действий [5,
с. 15].
Недостаток двигательной
активности приводит к ухудшению адаптации сердечно-сосудистой системы к
стандартным физическим нагрузкам, снижению показателей силы, появлению
избыточной массы тела, повышению уровня холестерина в крови. Частота
встречаемости гипокинезии в 2 раза выше, чем у людей с достаточным уровнем
двигательной активности.
Двигательная активность
выступает своеобразным регулятором роста и развития молодого организма,
является необходимым условием становления и совершенствования человека как биологического
существа и социального субъекта [1, с. 59].
Снижение физической
активности рассматривается как фактор, способствующий развитию так называемых
болезней цивилизации. К ним относятся: гипертоническая болезнь, атеросклероз,
ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда, ожирение, нарушения осанки с
поражением костного, мышечного и связочного аппарата, а также заболевания,
характеризующиеся функциональной слабостью внутренних органов.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. РЕБЕНОК И ЕГО ДВИГАТЕЛЬНАЯ
АКТИВНОСТЬ. 4
2. ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ
РАБОТА В ДОУ: ЗАДАЧИ, УСЛОВИЯ, СРЕДСТВА.. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 14
ПРИЛОЖЕНИЕ. 15
Введение:
Актуальность темы обусловлена тем, что двигательная активность
удовлетворяет естественную потребность детей в движении и является средством познания
окружающего мира.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья:
устойчивости к заболеваниям, правильного физического развития, высокой работоспособности,
выносливости, координации движений.
К сожалению, потребность детей в движении не всегда реализуется.
В настоящее время дети много времени проводят за компьютерными играми, конструированием,
просмотром телепередач. В детском саду в связи с увеличением продолжительности обучающих
занятий у детей стала преобладать статическая нагрузка.
Поэтому целевая установка воспитания культуры здоровья дошкольников
в работе воспитателя заключается в: формировании условий для гармоничного развития
личности дошкольника, учитывая при этом индивидуальные показатели состояния здоровья
детей, создании устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни и формировании
здорового духовно, психически, социально адаптированного, физически развитого человека.
Цель работы – рассмотреть особенности двигательной активности
детей, а также воспитательно-оздоровительную работу в ДОУ, ее задачи, условия и
средства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить особенности двигательной активности детей.
2. Охарактеризовать задачи, условия и средства воспитательно-оздоровительной
работы в ДОУ.
Заключение:
Физическое развитие ребенка является важной функцией ДОУ.
Сегодня речь в программе ДОУ идет уже не о физкультуре, как таковой, о
физическом развитии в целом, что предполагает развитие двигательной активности,
физических качеств дошкольников, знание своего тела, его функций, назначения
его основных частей, возможностей организма, развиваться в рамках
индивидуальных возможностей, собственного потенциала.
Главное педагогическое условие, которое обуславливает
активность детей и оптимизирует двигательный режим в ДОУ и дома, представлено
развитием их интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит
физкультурно-оздоровительным занятиям: утренняя гимнастика, упражнения во время
прогулок, занятия в бассейне, физкультминутки.
Второе место принадлежит занятиям физкультурой, которые
проводятся не менее трех раз в неделю (один – на воздухе).
Третье место отводится самостоятельной двигательной
активности, возникающей по инициативе детей.
В двигательную активность также входит совместная
физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи (участие родителей в
физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях ДОУ).
Все формы двигательной активности дополняют и обогащают друг
друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого
ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.
Фрагмент текста работы:
1. РЕБЕНОК И ЕГО ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ Дошкольный возраст является ответственным периодом жизни, в ходе
которого закладываются основы физического, психического и личностного развития.
Педагоги дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) знают,
что главными причинами ухудшения здоровья детей выступает дефицит двигательной активности,
ведь именно она выступает основой жизнеобеспечения детского организма, влияет на
рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности и работоспособность
ребенка.
Двигательная активность представляет собой естественную и специально
организованную двигательную деятельность человека, которая обеспечивает его успешное
физическое и психическое развитие. Также под ней понимают сумму движений, выполняемых
человеком в процессе повседневной жизнедеятельности [1, с. 143].
С позиций физиолога движения делят на:
— организованные (регламентированные), т.е. физические упражнения
на уроках физкультуры, на занятиях в спортивных секциях и др.;
— нерегламентированные – игры со сверстниками, прогулки, самообслуживание
и т. д. [1, с. 144].
Регламентированная двигательная активность является суммарным
объемом специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников
физических упражнений и двигательных действий.
Нерегламентированная двигательная активность – объем спонтанно
выполняемых двигательных действий (например, в быту).
Двигательная активность не одинакова в различных возрастных периодах,
ведь у каждого возраста есть свои индивидуальные особенности.
Итак, характер двигательного режима напрямую зависит от возраста
детей [3, с. 186-187]:
1. Возраст 3-4 года. Здесь движение – это обязательное
условие всестороннего развития. Двигательная активность приобщает к общению,
положительно влияет на эмоции и воображение, помогает в развитии интеллекта. В
основе режима лежит нерегламентированная активность, когда игры ребенок
выбирает самостоятельно. Отдельные сложные движения уже под силу ребенку (бег,
движение спиной вперед, подпрыгивания на одной ноге).
2. Возраст 5 лет. В этом возрасте четко проявляются половые
различия в активности дошкольников, их игровая деятельность приобретает разнообразную
направленность. Мальчики интересуются играми подвижного характера (футбол).
Девочки играют в спокойные сюжетные игры («Дочки-матери», «Кухня»).
3. Возраст 6 лет. Можно наблюдать совершенствование
двигательных навыков, улучшение координации. Деятельность становится
разнообразной и осознанной. Исчезают резкие отличия в выборе самостоятельной
активности, дошкольники организовываются в небольшие группы с участием
мальчиков и девочек и вместе выполняют несложные упражнения (прыжки через
препятствия, бросание мяча, ходьба по бревну).
4. Возраст 7 лет. В данном возрасте можно увидеть проявление
устойчивого интереса к конкретным видам активности, спортивным играм. У старших
дошкольников появляется чувство самоконтроля и самооценка. Они целенаправленно
тренируют определенные навыки, многократно повторяют одни и те же движения,
оценивают свою деятельность в сравнении с другими.
Двигательная активность неодинакова в различные периоды и
подвержена определенным колебаниям. Сезонная зависимость – это
общебиологическое явление: в весенне-летний период она возрастает, а в
осенне-зимний идет на спад. Суточные колебания связаны с режимом ДОУ,
наибольшую активность ребенок проявляет во время прогулки, а также утром и
вечером.