Контрольная работа на тему « Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения» ( амблиопия и косоглазие)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Развитие
зрительного восприятия у нормально развивающихся детей дошкольного возраста
(онтогенез) 5
2. Особенности
зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения (дизонтогенез) 8
3. Изучение
уровня сформированности зрительного восприятия у детей с амблиопией и
косоглазием с нарушениями зрения дошкольного возраста. 15
4. Программа коррекционной работы по теме: «Развитие
пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения». 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38
ЛИТЕРАТУРА.. 41
Введение:
Развитие и использование в процессе
обучения зрительного восприятия у детей с нарушением зрения является коренной проблемой
тифлопсихологии и тифлопедагогики.
Нарушение зрения детей сказывается, прежде
всего, на их восприятии окружающего мира. Отмечается замедленность,
фрагментарность, искажение зрительного восприятия изображений на картинах,
замена одних предметов другими при экспозиции в непривычных условиях и т.д.
Неточные представления об окружающем предметном мире затрудняют осмысление
материала, и ведет, в лучшем случае, к их механическому запоминанию, и лишает
детей возможности применить полученные знания в учебной и игровой деятельности,
провоцируя накопление вторичных отклонений в структуре дефекта.
Возможность использования изобразительной
деятельности в процессе развития зрительного восприятия детей с нарушением
зрения рассматривали Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, Л.П.
Григорьева, В.З. Денискина, М.В. и др. Исследователями раскрыта роль
изобразительной деятельности в обучении дошкольников с косоглазием и
амблиопией, предложены методические рекомендации по развитию зрительного
восприятия в процессе обучения детей рисованию.
Использование изобразительной деятельности
для развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения, чрезвычайно
актуально. Изобразительная деятельность служит эффективным средством развития
зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
зрения, так как обеспечивает предметность, целостность, константность,
апперцепцию восприятия, способствует формированию эталонов цвета, формы,
величины.
Мною отмечено, что педагоги используют
такой вид изобразительной деятельности, как рисование для развития у детей с
нарушением зрения зрительно-моторной координации, графических навыков, оставляя
без внимания использование различных видов изобразительной деятельности для
формирования образов предметов, способов обследования, обобщения предметных
представлений, развития пространственного видения, что и определило
актуальность данного исследования.
Цель проекта: помочь детям со зрительными
патологиями, низкой остротой зрения в повышении уровня развития зрительного
восприятия при использовании в коррекционно-развивающей работе различных видов
изобразительной деятельности.
Гипотеза: изобразительная деятельность
выступает как важнейшее средство
развития
зрительного восприятия детей со зрительной патологией, способствует формированию
реальных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности,
обеспечивает формирование навыков обследования объекта, упорядочение процесса
наблюдения, усиление и активизацию полисенсорного восприятия при анализе
объекта, систематизацию процесса восприятия, уточнение образа предмета.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической
литературы по теме;
2. Подбор диагностического инструментария
для определения уровня развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения;
3. Составление и реализация
коррекционно-развивающей программы по развитию зрительного восприятия у старших
дошкольников с нарушениями зрения в процессе изобразительной деятельности;
4. Планирование результатов
Работа состоит из Введения, основной части,
Заключения и списка литературы.
Заключение:
В начале работы было сказано, что изобразительная
деятельность выступает как важнейшее средство развития зрительного восприятия
детей со зрительной патологией, способствует формированию реальных
представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обеспечивает
формирование навыков обследования объекта, упорядочение процесса наблюдения,
усиление и активизацию полисенсорного восприятия при анализе объекта,
систематизацию процесса восприятия, уточнение образа предмета.
Цель проекта стало: помочь детям со
зрительными патологиями, низкой остротой зрения в повышении уровня развития
зрительного восприятия при использовании в коррекционно-развивающей работе
различных видов изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической
литературы по теме;
2. Подбор диагностического инструментария
для определения уровня развития зрительного восприятия у детей с нарушением
зрения;
3. Составление и реализация
коррекционно-развивающей программы по развитию зрительного восприятия у старших
дошкольников с нарушениями зрения в процессе изобразительной деятельности;
4. Планирование результатов
В ходе теоретико-методологического
исследования нами были сделаны основные выводы:
1) ведущей сенсорной системой является
зрение, так как примерно 80% всей информации из окружающего мира воспринимается
человеком с помощью данного анализатора. Ребёнок рождается с достаточно
развитой и готовой к функционированию зрительной системой, однако сам акт
видения, опирающийся на функционирование периферии и центров головного мозга,
появляется и совершенствуется прижизненно. В периоды раннего и дошкольного
возраста ребёнок учится зрительному анализу форм, величин, телесности и
расположения объектов. Однако важные для психического развития преобразования
происходят в постнатальном отногенезе. В этот период зрительная система
развивается довольно ускорено. Зрительный акт как сложный нейрофизиологический
процесс формируется на первом году жизни ребенка;
2) при обучении слепых и слабовидящих
детей разнообразные средства наглядности применяются в значительно большей
степени, чем в работе с нормально видящими детьми. Это обусловлено тем, что
нормально видящий ребенок с раннего детства овладевает необходимой информацией
об окружающем мире без каких-либо специальных условий. Причем 90% этой
информации – зрительная. Ребенок, имеющий глубокую зрительную патологию,
нуждается в целенаправленном обучении способам ознакомления с окружающим миром.
Без использования специальных средств наглядности это невозможно, так как
непосредственное чувственное восприятие многих предметов или явлений часто бывает
затруднено или недоступно;
3) по результатам диагностического
исследования об уровне развития зрительного восприятия у детей с нарушением
зрения в МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 10» г. Сосногорска 5-7 лет,
посещающих старшую и подготовительную тифло группы, можно отметить, что у детей
с нарушением зрения формирование представлений о сенсорных эталонах замедленно,
дети недостаточно используют имеющиеся у них представления при анализе предметов,
затрудняются при выделении характерных признаков (цвет, форма, величина). У
большинства детей зрительное восприятие фрагментарное, не чёткое.
Представления
о предметах неполные. Отмечается нарушение восприятия в измененных условиях
(константность восприятия), целостности и предметности восприятия.
В
целом, у детей со зрительными патологиями выявлено нарушение таких качеств зрительного
восприятия как константность, целостность, апперцепция, предметность, а также
нарушение сенсорных и ориентировочных функций. Все это влияет на точность полноту,
скорость зрительного восприятия, вызывает дефицит зрительного опыта;
4) нами была разработана коррекционная
Программа, которая предназначена для детей с нарушением зрения, а именно для
дошкольников с косоглазием и амблиопией. После проведения коррекционных
мероприятий, нами было проведено повторное диагностирование детей с нарушением
зрения.
Проведение
повторной диагностики детей, участвующих в проекте, с которыми была реализована
коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие зрительного
восприятия детей 5-7 лет с нарушением зрения с использованием изобразительной
деятельности показало, что все дети перешли с низкого уровня развития
зрительного восприятия на средний и высокий уровни;
5) Эффективность
проекта позволяет рекомендовать педагогам шире использовать изобразительную
деятельность как средство развития зрительного восприятия детей с нарушением
зрения.
Таким образом,
можно утверждать, что все поставленные нами задачи были выполнены.
Фрагмент текста работы:
1. Развитие зрительного восприятия у нормально развивающихся
детей дошкольного возраста (онтогенез) Ведущей сенсорной системой человека
является зрение. Примерно 80% всей информации из окружающего мира воспринимается
человеком с помощью данного анализатора. Приемущество зрения состоит не только
в том, что оно является дистантным анализатором, но и в том, что с его помощью
человек может воспринимать множество характеристик объекта. Благодаря зрению
человек воспринимает цвет, форму, величину, телесность, покой или движение, а
также направление движения предмета. [33, c.93]
В обработке зрительной информации
принимает участие примерно половина коры головного мозга. Зрительные
представления, в некоторой степени, способны заменить представления, которые
человек получает с помощью других анализаторов. Благодаря зрению человек может
свободно ориентироваться в окружающем пространстве, быстро реагировать на
опасность, возникающую извне и т.д. Ребёнок рождается с достаточно развитой и
готовой к функционированию зрительной системой, однако сам акт видения,
опирающийся на функционирование периферии и центров головного мозга, появляется
и совершенствуется прижизненно.
Однако важные для психического развития
преобразования происходят в постнатальном отногенезе. В этот период зрительная
система развивается довольно ускорено. Зрительный акт как сложный
нейрофизиологический процесс формируется на первом году жизни ребенка и, по
мнению Г.И. Кулжинской, состоит из четырёх основных этапов:
1) с помощью роговицы и хрусталика на
фоторецепторах сетчатки фокусируется реальное, но перевёрнутое изображение предметов
– сенсорных образов;
2) под воздействием световой энергии в
колбочках и палочках происходит очень сложный фотохимический процесс, который
приводит к расщеплению зрительных пигментов с их дальнейшей регенерацией при
участии витамина А и других веществ, что приводит к трансформации световой
энергии в нервные импульсы;
3) возникшие в фоторецепторах нервные
импульсы проходят по нервным волокнам к зрительным центрам коры головного
мозга;
4) далее энергия нервного импульса
превращается в зрительное ощущение и зрительное восприятие, приводящие к
возникновению сенсорно – перцептивного образа.
Об успешном становлении зрительного
восприятия у ребенка говорят следующие эмоционально – волевые реакции:
— появление интереса, ребенок становится
внимательным;
— попытки ребенка контролировать свой
взгляд таким образом, чтобы сосредоточить внимание на объекте и следовать за
ним; —
сосредоточение внимания на объекте и выбор направления движения с целью
схватить его;
— сосредоточение внимания на объекте и
попытки подползти или подойти к нему;
— появление эмоциональных реакций на
происходящее вокруг: улыбка в ответ на улыбку, плач или готовность заплакать,
если мама закрывает лицо руками, радость при появлении бутылочки с едой, а
также знакомой игрушки или близкого человека, огорчение, если какая-либо
потребность не выполняется (например, игрушка, к которой тянулся ребенок,
убирается в другое место или мама отворачивается, отвлекается на что-либо и
таким образом нарушается процесс общения «глаза в глаза»). [16, c.86]
В связи с ростом и развитием ребёнка
происходит активное накопление жизненного опыта, способствующего
совершенствованию форменного зрения. Рассматривание контрастных, хорошо
различимых деталей предмета на близком расстоянии способствует развитию
познавательной деятельности, устойчивости зрительного внимания ребенка. В
периоды раннего и дошкольного возраста он учится зрительному анализу форм,
величин, телесности и расположения объектов, что так же служит условием
повышения остроты зрения. Чем старше ребенок, тем большее значение для его
познавательной деятельности имеет стереоострота зрения, которая служит высшим
проявлением бинокулярного зрения. [14, c.76]
Предметность как одно из свойств
восприятия, появляется лишь к началу раннего возраста, примерно к первому году.
Константность восприятия появляется примерно в те же сроки в связи с
накоплением опыта зрительного обследования и практической деятельности с предметами
в различных ситуациях. [15, c.34]