Контрольная работа на тему Развитие речевого общения и навыков диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Развитие речи как средства речевого общения и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста 4
2. Разговор воспитателя с детьми как основной метод обучения диалогической речи в повседневном общении 9
3. Развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста 12
Заключение 15
Список использованной литературы 17
Введение:
Актуальность исследования. Овладение диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное ре-шение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, позна-вательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Все аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведе-нии дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функ-ций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лекси-кой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи.
Диалогическая речь – это речь, обусловленная ситуацией и контек-стом (смыслом) предыдущего высказывания. Диалогическая речь не толь-ко более высокая форма речевого развития, но и исторически первая. Диа-лог – это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера период говорения и слушания чередуется. Развитие диалога – это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на рав-ных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них – ребенок.
Цель исследования – выявить особенности развития речевого обще-ния, наиболее эффективные методы и приемы развития диалогической ре-чи детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
проанализировать развитие речи как средство речевого общения и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста;
раскрыть сущность разговора воспитателя с детьми как основного метода обучения диалогической речи в повседневном общении;
выявить особенности диалогической речи у детей среднего дошколь-ного возраста.
Заключение:
Таким образом, диалог как вид речевого взаимодействия предпола-гает, прежде всего, умение формирования подготовленной диалогической речи, суждения, рассуждения, выражения личного мнения.
Диалогическая речь является ведущей формой общения дошкольни-ков. У них следует развивать коммуникативные, речевые способности, ко-торые без воздействия взрослого не формируются.
Важными педагогическими требованиями для развития диалогиче-ского общения дошкольников являются: пространство общения, развива-ющая педагогическая среда; внеурочные методы обучения родному языку; правила организации детей; эмоциональный комфорт, творческая атмо-сфера в группе; недисциплинарные методы удержания и привлечения вни-мания.
Исследовав педагогическую и методическую литературу по речевому развитию дошкольников, выявив степень развития связной речи, в резуль-тате проведенного исследования было выявлено, что дети среднего до-школьного возраста энергично и активно вступают в диалог с собеседни-ком, быстро реагируют на реплики в беседе, пользуются различными их видами, в том числе и побуждающими партнера к речевому действию. Де-ти этого возраста уже отлично владеют повседневными речевыми этикета-ми, пользуясь различными ее формами в зависимости от ситуации. Само-стоятельно могут вести расспрос, речь начинает становиться правильной, связной.
Важным условием развития диалогической речи является создание речевой среды, взаимодействия между собой взрослых, детей и взрослых, дошкольников друг с другом. Ведущим методом развития диалогической речи в общении является беседа детей с воспитателем (неподготовленный диалог). Это наиболее известная, распространенная и общедоступная форма речевого общения детей с воспитателем в повседневной жизни. Об-щение детей с воспитателем должно строиться с учетом изменяющейся по-требности ребенка в общении в течение дошкольного возраста. Необходи-мо правильно организовывать диалог с учетом индивидуальных и воз-растных потребностей, особенностей каждого ребенка, его уровня речево-го развития, интересов. Педагог общается с детьми в разное время, по лю-бому удобному случаю. Общение проходит в непринужденной обстановке, дошкольник свободно общается с воспитателем, рассказывает о чем-то, за-дает вопросы. Речь воспитателя может быть построена по-разному: в виде пояснений, вопросов, объяснений, указаний.
В личном разговоре легче обратить внимание дошкольника на неко-торые ошибки в его речи. Педагог может изучить все стороны детской ре-чи, выявить ее недостатки, определить, в чем следует поупражнять ребен-ка, узнать его интересы, стремления, настроение.
Таким образом, основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является так называемый неподготовленный диалог, то есть разговор воспитателя с детьми. Важное значение имеет также правильная организация речевой среды, речевого общения сверст-ников, в том числе посредством разнообразных игр, чтение художествен-ной литературы.
Особую роль в процессе развития речевого общения и навыков диа-логической речи играют родители. Поэтому педагоги призваны, помимо организации эффективной, стимулирующей развитие ребенка, речевой среды, значительное внимание уделять и просвещению родителей, форми-рованию у них ценностей сознательного родительства, ответственного от-ношения к речевому развитию своих детей. В этом направлении огромным подспорьем могут стать интерактивные методы, позволяющие наглядно, доступно и с максимальной экономией времени проводить лекции, тренин-ги, организовывать мастер-классы, диспуты и пр. посредством ресурсов-интернет и возможностей виртуального пространства.
Фрагмент текста работы:
1. Развитие речи как средства речевого общения и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста
Говоря об особенностях развития речи детей дошкольного возраста, необходимо, прежде всего, дать определение связной речи. Связная речь – это развернутое высказывание, «состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое» .
Соответственно атрибутами связной речи являются следующие:
˗ содержательность, то есть знание предмета, о котором говорится;
˗ точность, то есть правдивое отражение окружающей действительно-сти, такой подбор слов и словосочетаний, который в наибольшей степени подходят данному содержанию;
˗ логичность – последовательное и связное изложение мыслей;
˗ ясность – то есть доступность, понятность для окружающих;
˗ правильность, чистота, богатство – ее разнообразие .
В работах известного отечественного психолога и лингвиста Ф.А. Сохина проблема речевого воспитания, в том числе и вопросы развития связной речи, получила новое направление. Прежде всего, Ф.А. Сохин четко обосновал необходимость формирования осознания явлений языка и речи – это положение стало лейтмотивом всех исследований, относящихся к решению практически любой задачи речевого развития. Ф.А. Сохин от-мечал, что построение связного высказывания является преднамеренным, произвольным, спланированным. Главный критерий произвольности и осознанности построения высказывания – способность такого отбора язы-ковых средств, которые наиболее точно соответствуют выражаемому в ре-чи содержанию и соответствующим условиям общения. С точки зрения Ф.А. Сохина, связная речь, выступая как конечная цель речевого воспита-ния, демонстрирует успехи ребенка в усвоении всех уровней языковой си-стемы, всех сторон языка, и является необходимым и базовым условием овладения всеми сторонами языка: звуковой, грамматической, лексиче-ской. В многочисленных психолого-педагогических исследованиях под руководством Ф.А. Сохина анализу подвергались различные аспекты ре-чевого развития дошкольников: связная речь, грамматика, лексика, фоне-тика, осознания явлений языка и речи .
Общий вывод этих исследований – связная речь старших дошколь-ников является огромным потенциалом их умственного развития. Именно с этих позиций представляют огромный интерес такие вопросы, как про-блема порождения речи, этапы развития речевого действия как процесса, фазовая структура речевого акта, формирование механизмов речи, роль мотивации в самостоятельном построении высказывания (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, А.С Соколов, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, А.К. Маркова и др.) .
В настоящее время считается, что нынешние дети умнее (интеллекту-альнее) своих предшественников, т.к. имеют больше каналов для получе-ния информации, тем более что объем информации ежегодно увеличивает-ся в несколько раз. Но важно отметить, что информационная осведомлен-ность не означает, что развивается мышление и речь. Более того, по дан-ным педиатров и психологов, телевидение (особенно реклама) тормозит речевое развитие ребенка, Интернет создает существенные барьеры для его социализации, не формирует навыков общения со сверстниками, пото-му что информация в «готовом виде» («в обвертке») не учит ставить про-блемные вопросы, решать практические задачи и главное – делать выво-ды, у детей снижается инициатива, интерес к игрушкам, играм, занятиям, не развивается мышление ребенка, что негативно сказывается и на разви-тии речи.
Существование человеческого мышления невозможно без языка, его развитие осуществляется через язык, речь. Следовательно, если не будет развиваться мышление, речь, ребенок не сможет адекватно выражать свои идеи, мысль не получит адекватного звукового воплощения.
Таким образом, можно сделать вывод, что речевое развитие детей дошкольного возраста – это период наиболее благоприятный для развития диалогического общения со взрослыми и сверстникам. Особую роль в этом процессе принадлежит дидактической игре, в процессе которой акти-визируется как лексический запас ребенка, так и осваиваются новые значе-ния и смыслы уже употребляемых слов, раскрываются их новые аспекты и смысловые оттенки.
Поскольку диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста, у них соответственно необходимо развивать речевые, коммуникативные умения, без которых невозможно развитие лексического запаса детей.
Среди диалогических умений выделяют несколько групп (рис. 1).
Рисунок 1 – Группы диалогических умений
В связи с достаточно объемной классификацией диалоговых умений ребенка дошкольного возраста особенно значимым для педагога и взрос-лого становится работа, направленная на расширение словаря, обучение ребенка умениям вести диалог, развитие умения слушать и понимать об-ращенную к нему речь, вступать в разговор и поддержать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.
Большинство исследователей выделяют две разновидности связной речи – диалог и монолог. Под монологической речью понимают более сложный вид связной речи. В характеристике монологической речи, пре-валирует акцент на процесс формирования связного высказывания или, в соответствии с определением лингвистов, собственно умение создавать текст .
В отличие от монологической, диалогическая речь является более простым видом связной речи. Диалог представляет собой естественно воз-никший и самый распространенный способ живого и непосредственного общения между двумя людьми. Отличительной особенностью диалога яв-ляется то, что каждый из его участников участвует в процессе взаимодей-ствия с собеседником: или слушает своего собеседника, или говорит сам. Само содержание диалога при этом обуславливается не только первона-чальным замыслом каждого из его участников, но и прежде всего характе-ром реплик собеседников, благодаря которым содержание и направление диалога могут существенно изменяться и даже отклоняться от первона-чального замысла.
Ребенок, обращаясь к взрослым с разнообразными вопросами, уточ-нениями и просьбами, вникает в смысл ответов и старается их понять, то есть диалогический вид речи является для него жизненно необходимым.
Проблемы, которые возникают в речи детей, достаточно многооб-разны: «односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, не-способность грамматически правильно построить распространенное пред-ложение, бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, бедная диалогическая речь: неспособ-ность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логического обоснования своих утвер-ждений и выводов, отсутствие навыков культуры речи: неумение исполь-зовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.» .
Отсюда и сложность педагогического воздействия при развитии речи дошкольников, которое призвано помочь в устранении этих проблем. В задачи такого педагогического воздействия входят следующие: научить детей связно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях и фактов окружающей жизни.
Поскольку в век информационного бума дети перенасыщены раз-личными потоками информации, особенно важно, чтобы процесс обучения был для них занимательным, интересным, творческим и развивающим.
Одним из важнейших факторов, способствующих успешному освое-нию связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. выдающихся психолингвистов, психологов и педа-гогов, является наглядность .
Следующим фактором, вспомогательным по сути, в литературе вы-деляют создание плана (проекта, замысла) высказывания, о значимости ко-торого неоднократно писал выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский, подчеркивая важность «последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания» .
Таким образом, можно сделать вывод, что речевое развитие детей дошкольного возраста – это период, наиболее благоприятный для разви-тия диалогического общения со взрослыми и сверстниками.