Контрольная работа на тему Развитие полисубъектности учебной группы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Задание 1. Развитие полисубъектности
учебной группы.. 5
Задание 2. Феномен «психическое здоровье» участников
психолого-педагогического взаимодействия. Компоненты психического здоровья. 9
Задание 3. Диагностика. 14
Заключение. 16
Библиографический список. 18
Приложения. 21
Введение:
Актуальность.
Педагог
постоянно включен в разнообразные виды коммуникативного, информационного и
социального взаимодействия, которые зачастую состоят из достаточно
противоречивых установок, мировоззрений, ценностей. При этом, необходимо
отметить, что деятельность всех субъектов коммуникации должна быть согласована
с ценностями, целями и задачами воспитания и развития детей. Ведущие зарубежные
исследователи также рассматривают концептуальные идеи и модели, связанные с
вопросами изучения полисубъекта и полисубъектного взаимодействия.
Вторая
половина ХХ в. характеризуется появлением исследований, уточняющих понятия
«субъект» и «полисубъект» (А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, В.И.
Панов, В.В. Рубцов, В.А. Кан-Калик, А.Б. Орлов, Ю.М. Орлов, В.А. Сластенин,
Б.А. Сосновский и др.).
На
современном этапе развития теории развития профессиональных компетенций
педагогов, вопросы изучения сущности полисубъектности занимают приоритетное
направление в изучении психологических механизмов саморазвития и развития
субъектов образовательной среды. Принцип полисубъектности рассматривается с
точки зрения понимания сложности, разносторонности и богатства человека в
сравнении с его непосредственной деятельности. Возможность предоставления
педагогу и всем субъектам образовательного процесса возможности удовлетворения
социальных и личностных образовательных потребностей является базовым в основе
разработки идей проектирования и развития полисубъектности в системе
образования.
Реализация
принципа полисубъектности выявляет закономерности, принципы и условия
взаимодействия субъектов образовательного процесса, уточняет содержание данного
типа взаимодействия в постоянно развивающейся методической системе.
Современный
этап развития отечественной системы образования характеризуется повышенным
вниманием к человеку как особой целостной системе, которую должно
характеризовать не только здоровье физическое и психическое, но и благополучие в
познавательной, личностной, социальной сферах жизни. Актуальность проблемы психического
здоровья личности подчеркивается достаточно большим количеством отечественных и
зарубежных исследований, рассматривающих те или иные компоненты
психологического здоровья. Однако сохраняется неоднозначность подходов к
определению сущности исследуемого понятия.
Термин
«психическое здоровье» неоднозначен, он связывает две относительно
самостоятельные области знания – психологию и медицину, и в основе данной связи
лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе
связано с изменениями в психическом состоянии человека.
Следовательно,
изучаемые вопросы актуальны на сегодняшний день.
Цель работы –
проанализировать развитие полисубъектности учебной группы, изучить феномен
«психическое здоровье» и провести диагностику.
Задачи
работы:
¾ проанализировать развитие полисубъектности учебной группы;
¾ изучить феномен «психическое здоровье» участников
психолого-педагогического взаимодействия и компоненты психического здоровья;
¾ провести диагностику.
Методы,
используемые в работе: анализ психолого-педагогической и другой литературы по
теме заданий, обобщение, систематизация, классификация, синтез.
Структура
работы. Работа включает введение, 3 задания, заключение, библиографический
список.
Заключение:
1. Полисубъектное
взаимодействие учебной группы – это форма непосредственного взаимодействия
субъектов друг с другом, которая способна порождать их взаимную обусловленность
и особый тип общности — полисубъект. Полисубъект как общность развивается
только в том случае, когда процесс саморазвития становится естественным и
необходимым для всех входящих в него субъектов. Основным условием его развития
(как и у отдельного субъекта) выступает повышение уровня самосознания входящих
в него субъектов.
Полисубъектность
учебной группы включает: субъектное отношение к себе; отношение к другому;
отношение к совместной деятельности.
Развитие
полисубъектности учебной группы – это процесс не одномоментный, а представляет
собой длительную целенаправленную совместную деятельность учителя и учебной
группы. Развитие полисубъектности учебной группы охватывает следующие этапы:
осознание собственной субъектности; принятие субъектности другого; сотворчество.
Развитие
полисубъектности учебной группы основывается, прежде всего, на методах активного
обучения. Оно предполагает раскрытие личностного потенциала каждого ученика.
2. Психическое
здоровье – важная составная часть здоровья человека. В первую очередь это
обусловлено тем, что организм человека, в котором все элементы взаимосвязаны
друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находится
под контролем нервной системы, поэтому психическое состояние сказывается на
работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь,
сказывается на психике.
Можно
выделить следующие компоненты психического здоровья:
¾ уровень и содержание активности;
¾ уровень развития и характер способностей и самооценки;
¾ доминирующие отношения, интересы и привязанности к людям;
¾ нравственное развитие, выраженное в способности подчинять
личное требуемой ситуации;
¾ характер убеждений;
¾ цельность личности (соотношение принципов и поступков);
¾ способность к усилию и самообладанию и в чем она выражается;
¾ устойчивость личности и в чем она выражается;
¾ выносливость к трудностям и сопротивление внешнему
принуждению.
3. Индекс
жизненной удовлетворенности» (ИЖУ). Данный опросник состоит из 20 утверждений,
подразумевающих 3 варианта ответа: «Согласен», «Не согласен» и «Не знаю».
Результаты сводятся к 5 шкалам, которые характеризуют различные аспекты общего
психологического состояния личности и её жизненную удовлетворённость.
Согласно
полученным результатам, в группе респондентов у 60% участников обнаружен средний
индекс жизненной удовлетворенности, 40% участников имеют низкий индекс
жизненной удовлетворенности, и ни у кого не был выявлен высокий индекс
жизненной удовлетворенности.
Таким
образом, большинство респондентов данной выборки неудовлетворенны собственной
жизнью. Респонденты группы с низким
показателем индекса жизненной удовлетворенности считают, что жизнь стала
неинтересной, несет им больше разочарований, чем другим людям, утверждают, что
многое упустили в жизни и не получили того, что ожидали, а будущее, по их
мнению, не сулит ничего, кроме прогрессирующего ухудшения здоровья и болезней.
Отметим, что
испытуемые с уровнем удовлетворенности жизнью ниже среднего в большей степени
подвержены изменениям настроения. В группе респондентов со средним уровнем удовлетворенности
жизнью ее содержание определяет категория «удовлетворенность своим положением»,
т. е. именно социальный статус и материальное благополучие.
Итак, цель
работы выполнена, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Задание 1. Развитие полисубъектности учебной группы
Вторая
половина ХХ в. характеризуется появлением исследований, уточняющих понятия
«субъект» и «полисубъект» (А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, В.И.
Панов, В.В. Рубцов, В.А. Кан-Калик, А.Б. Орлов, Ю.М. Орлов, В.А. Сластенин,
Б.А. Сосновский и др.).
Введение
понятия — «полисубъектное взаимодействие» — связано с необходимостью отразить
реально существующий, особый уровень взаимодействия между субъектами, на
котором разворачивается процесс единого развития внутреннего содержания
субъектов, находящихся в субъектсубъектных отношениях [1, 2].
Принцип
полисубъектности рассматривается с точки зрения понимания сложности,
разносторонности и богатства человека в сравнении с его непосредственной
деятельности. Возможность предоставления педагогу и всем субъектам
образовательного процесса возможности удовлетворения социальных и личностных
образовательных потребностей является базовым в основе разработки идей
проектирования и развития полисубъектности в системе образования.
Реализация
принципа полисубъектности выявляет закономерности, принципы и условия
взаимодействия субъектов образовательного процесса, уточняет содержание данного
типа взаимодействия в постоянно развивающейся методической системе.
Полисубъект
выступает в качестве развивающейся общности, в которой развитие каждого
субъекта опосредуется совместной творческой деятельностью и общением и включено
в единый процесс развития целостного полисубъекта [3, 8, 10].
Полисубъектное
взаимодействие учебной группы – это форма непосредственного взаимодействия
субъектов друг с другом, которая способна порождать их взаимную обусловленность
и особый тип общности — полисубъект [9]. Полисубъект как общность развивается
только в том случае, когда процесс саморазвития становится естественным и
необходимым для всех входящих в него субъектов [4]. Основным условием его
развития (как и у отдельного субъекта) выступает повышение уровня самосознания
входящих в него субъектов.
Полисубъект
отличается от других общностей траекторией рефлексии: в случае широко
понимаемого «коллективного субъекта» (т.е. общностей более низкого уровня)
происходит движение от Я к Мы, в случае полисубъекта по восходящей спирали
совершается ряд циклов Я — Мы — Я- … [13, 15]. Развитие каждого конкретного
полисубъекта происходит, безусловно, специфическим образом. У разных
полисубъектов могут быть разными и направление движения, и темп, и достижения
на тех или иных этапах, и протекание кризисов развития [21].
В
образовательной среде наибольшее значение имеет полисубъект «учитель —
обучающиеся», в котором один полюс образует фигура педагога, а второй —
общность обучающихся [6]. Этот второй полюс имеет свой внутренний уровень
взаимодействия — всю совокупность диадных субъектсубъектных взаимодействий
«ученик — ученик» [11].
Полисубъектное
взаимодействие учебной группы может обеспечить становление личности каждого
ребенка и развитие его индивидуальности в организованном диалоговом
взаимодействии в учебно-воспитательном процессе [17].
Развитие
полисубъектного взаимодействия учебной группы в пространстве образования
продиктована желанием предоставить ребенку и любому субъекту образовательного
процесса возможность удовлетворить личные и социальные образовательные
потребности. Полисубъектное взаимодействие может обеспечить становление личности
в каждом ребенке и развитие его индивидуальности в организованном диалоговом
взаимодействии в учебно-воспитательном процессе. Поскольку многие исследователи
(В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.) полагают, что превращение индивида в
субъект происходит именно в детстве, то именно полисубъектный подход очень
важен на этапе современного образования [16, 23].
Становление полисубъектности
учебной группы должно базироваться на адекватной педагогической технологии, а
именно [14]:
1) учитывает
психологические особенности личности и её интеллектуальное развитие;
2) опирается
на внутренние ресурсы личности, а не на принуждение;
3) построена
на гуманистическом понимании природы человека и его отношения к себе и другим;
4)
стимулирует творческое развитие личности в её стремлении к актуализации,
которая, по мнению К. Роджерса, считается врождённым желанием «проявить себя,
свои возможности с целью сделать человека более сильным, а его жизнь – более
разносторонней» [12].
Полисубъектность
учебной группы включает [18]:
¾ субъектное отношение к себе;
¾ отношение к другому;
¾ отношение к совместной деятельности.
Развитие полисубъектности
учебной группы – это процесс не одномоментный, а представляет собой длительную
целенаправленную совместную деятельность учителя и учебной группы. Развитие
полисубъектности учебной группы охватывает следующие этапы
[24]:
¾ осознание собственной субъектности;
¾ принятие субъектности другого;
¾ сотворчество.
Развитие
полисубъектности учебной группы основывается, прежде всего, на методах активного
обучения. Оно предполагает раскрытие личностного потенциала каждого ученика
[25].
При этом учитель
остается ответственным за создание необходимых для этого условий. В полисубъектности
получает дальнейшее развитие идея коммуникативного обучения. Каждый человек индивидуален.
Он по-своему познает окружающий мир, понимает и обрабатывает информацию, поступающую к нему извне. Разработка индивидуальных
способов подачи информации учащимся является целью полисубъектности к организации
обучения.
Развитие полисубъектности
учебной группы осуществляется на основе следующих подходов и принципов [19]:
¾ подходы – системный, целостный, контекстный,
личностно-ориентированный, проблемный, культурологический;
¾ принципы – доминирование проблемных заданий, моделирование
ситуаций, единство когнитивного, эмоционального.
Формами
обучения, которые способствуют развитию полисубъектности учебной группы,
являются проблемные лекции, семинары, практические занятия, деловые и
имитационные игры, тренинги. Средствами выступает аутентичный материал и
совокупность средств информационных технологий [20].
Таким
образом, появление и развитие полисубъектных общностей обеспечивает достижение
воспитательных целей, которые заключаются в том, чтобы каждый ребенок смог
достичь высоких личностных результатов и был готов к дальнейшему обучению и
развитию. Полисубъектный подход раскрывает условия, закономерности и принципы
взаимодействия субъектов образовательной среды, рассматривая это взаимодействие
в рамках развивающейся системы, а также может оказать действенную помощь
педагогу в формировании ребенка как субъекта саморазвития и в создании условий
для нового типа взаимодействия между самими детьми, между детьми и взрослыми.