Контрольная работа на тему Развитие количественных представлений в дошкольном возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников у детей 4-5 лет 5
Практическая часть 9
Заключение 21
Литература 22
Введение:
Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которыми овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения, знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т.д. Это актуализирует поиск средств педагогической поддержки ранних этапов формирования математических (в частности, количественных) представлений.
В настоящее время внимание педагогической науки и практики сосредоточено на изучении и актуализации развивающего потенциала игры, ведущим видом деятельности детей данного возраста. Среди разных видов игр, имеющих место в дошкольном возрасте, особое место занимают дидактические игры.
В настоящее время внимание педагогической науки и практики сосредоточено на изучении и актуализации развивающего потенциала игры, которая признается психологами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. ) ведущим видом деятельности детей данный возраста, а педагогами (Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова и др.) – приоритетным средством воспитания и обучения дошкольников.
В современных концептуальных и нормативных документах, таких как, «Концепция дошкольного воспитания 2014 — 2020г.г.» ( разработана Минобрнауки РФ, одобрена Правительством РФ 28 августа и утверждена Распоряжением №1726-р, подписанным Д. Медведевым 4 сентября 2014г. ), «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» игра выделяется в качестве основной формы работы с детьми дошкольного возраста. Среди разных видов игр, имеющих место в дошкольном возрасте, особое место занимают дидактические игры.
Анализ научно-исследовательских и программно-методических источников позволил выявить следующие противоречия: – между изученностью сущностных и структурных особенностей дидактических игр, признанием их высокого развивающего потенциала и недостаточной востребованностью дидактических игр в процессе формирования количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста;
между разработанностью концептуально-теоретических основ формирования количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста и недостаточной изученностью педагогических условий, позволяющих рассматривать дидактические игры в качестве средства их формирования.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в поиске путей повышения эффективности процесса формирования количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Заключение:
Для детей среднего дошкольного возраста характерны следующие закономерности развития: смена форм мышления (наглядно-действенное – наглядно-образное – наглядно-словесное); развитие произвольности познавательных процессов; развитие эмоций, воли; формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности; становление творческой игры как социальной школы ребенка.
Математическое развитие ребенка происходит как в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения. Важнейшую роль при этом играет осуществляемый во время образовательной деятельности в детском саду процесс умственного воспитания. Математическое воспитание ребенка выступает не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности.
Развитие количественных отношений – это процесс сложный, вызывающий у большинства детей значительные трудности. Часто дети не понимают, зачем нужно считать, измерять, причем не приближенно, а точно. Не осознавая значения совершаемых действий, дошкольники выполняют их механически, что приводит к формальному усвоению знаний. Процесс формирования количественных представлений предполагает также планомерное усвоение и постепенное расширение словаря (один, два…; первый, второй… и др.), а также совершенствование грамматического строя и связной речи в целом.
Фрагмент текста работы:
Содержание работы по формированию количественных представлений у дошкольников у детей 4-5 лет
Количество – категория, выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства.
Счёт – вычисление, определение каких-либо количественных показателей или перечисление элементов последовательности чисел.
Число́ – основное понятие математики, используемое для количественной характеристики, сравнения, нумерации объектов и их частей.
Цифры – система знаков для записи конкретных значений чисел.
Сформированное в младшем дошкольном возрасте (2–4 года) умение анализировать множества предметов с точки зрения их чис-ленности, видеть последовательность и различия по качественным и количественным признакам, представление о равенстве и нера¬венстве предметных групп, умение должным образом отвечать на вопрос «сколько?» (столько же, здесь больше, чем там) явля¬ется основой овладения счетом.
Одна из основных программных задач обучения детей пятого го¬да жизни состоит в формировании у них умения считать, выработке соответствующих навыков и на этой основе развитии представ¬ления о числе.
Счет как деятельность с конечными множествами включает следующие структурные компоненты: цель (выразить количество предметов числом), средства достижения (процесс счета, состоя¬щий из ряда действий, отражающих степень освоения деятель¬ности), результат (итоговое число).
Наибольшую сложность для детей представляет достижение ре-зультата счета, т. е.итог, обобщение. Выработка умения отвечать на вопрос «сколько?» словами много, мало, один, два, столько же, поровну, больше, чем… ускоряет процесс осмысления детьми зна¬чения итогового числа при счете.
Для правильного восприятия числа, для успешного формирования счетной деятельности необходимо прежде всего научить детей работать с множествами:
• видеть и называл существенные признаки предметов;
• видеть множество целиком;
• выделять элементы множества;
• называть множество («обобщающее слово») и перечислять его элементы (задавать множество двумя способами: указы¬вая характеристическое свойство множества и перечисляя
все элементы множества);
• составлять множество из отдельных элементов и из под¬множеств;
• делить множество на классы;
• упорядочивать элементы множества;
х и программно-методических источников позволил выявить следующие противоречия: – между изученностью сущностных и структурных особенностей дидактических игр, признанием их высокого развивающего потенциала и недостаточной востребованностью дидактических игр в процессе формирования количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста;
между разработанностью концептуально-теоретических основ формирования количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста и недостаточной изученностью педагогических условий, позволяющих рассматривать дидактические игры в качестве средства их формирования.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в поиске путей повышения эффективности процесса формирования количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста.