Контрольная работа Педагогика/Психология Онтогенез детской речи

Контрольная работа на тему Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия в дошкольном возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

  1. Введение 3
    1. Работа по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия детей 6
    2. Игры и упражнения по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия детей 10
    Заключение 14
    Список использованной литературы 15

     

  

Введение:

 

  1. Актуальность. Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе. Психологи и педагоги придают особую значимость обучению детей письменной речи и называют ее операциональные компоненты (письмо и чтение) ведущими в любой сознательной деятельности человека.
    Для нормального протекания процессов письма необходима сохранность и полноценное функционирование центральных и периферических отделов анализаторных систем, их координированная работа (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.); хорошее состояние зрительных и моторных функций (Е.В. Гурьянов, М.М. Безруких; П. Ефимова, Е.В. Новикова, Н.В. Новоторцева и др.); осознание собственной речи и овладение ею (Л.С. Выготский, К.Д.Ушинский, М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Д.Б. Эльконин, Р.И. Лалаева и др.); достаточный уровень сформированности внимания, памяти, мышления, различных мыслительных операций (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Л.И. Айдарова, Н.Н. Алгазина, И.В. Прищепова и др.), эмоционально-личностная зрелость ребенка (Л.С. Выготский, В.В. Холмовская, И.А. Домашенко, B.C. Мухина, М.И. Лисина и др.).
    Перечисленные психофизиологические компоненты являются необходимыми предпосылками готовности к овладению письменной речью, а сбой в их формировании может послужить причиной возникновения трудностей в овладении письмом.
    Сложность письменно-речевой деятельности обуславливает наличие работ, освещающих, как правило, необходимость и влияние сформированности отдельных предпосылок на успешность формирования навыков письма. Вместе с тем, современная практика требует исследований, отражающих междисциплинарный подход к изучению проблемы.
    Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова и др.), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период.
    Формирование звуковой стороны речи рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
    Развитый фонематический слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети не овладевают грамотным чтением и письмом.
    Таким образом, развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза является одним из условий успешной подготовки ребенка к школе, поэтому данная проблема является особо актуальной на сегодняшний день.
    Цель исследования: определить содержание работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия детей дошкольного возраста.
    Объект исследования – фонетические навыки у детей.
    Предмет исследования – содержание работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия детей дошкольного возраста.
    В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
    1.анализ литературных данных с позиции комплексного подхода к проблеме;
    2. разработка и апробация содержания работы, направленной на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
    Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (сравнительный, комплексный).
    Методологической основой работы выступили фундаментальные исследования в области логопедии, специальной психологии, коррекционной педагогики следующих авторов: Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина, Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, О.А. Токаревой, Л.Н. Ефименковой, Р.И. Лалаевой.
    Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

  1. Предлагаемая система заданий для развития фонетического восприятия может являться основой для планирования логопедической коррекционной работы в разных возрастных группах [3, с.14].
    Системой заданий по развитию фонетического восприятия , анализа и синтеза могут пользоваться педагоги начальных классов.
    Для этого необходимо определить уровень развития фонетического восприятия и начинать работу с подходящего этапа, учитывая возрастные особенности детей. Особенностью данной системы является то, что формирование фонематического восприятия проводится в игровой форме на подгрупповых, индивидуальных, фронтальных занятиях и в коррекционной работе.
    Педагог, используя игры, рекомендуемые логопедом, закрепляет результаты, достигнутые на подгрупповых логопедических занятиях. Поэтому система заданий создана таким образом, чтобы воспитателю любой группы дошкольного учреждения было легко сориентироваться в заданиях. Таким образом, разработанная система заданий является универсальной и может использоваться не только педагогами, но и родителями.

     

  

 

Фрагмент текста работы:

 

  1. 1. Работа по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия детей
    Цель программы включает в себя два основных компонента:
    развитие познавательно-речевой деятельности детей;
    подготовка к овладению грамотным чтением и письмом.
    Задачи программы:
    Формировать понятия о звуко-буквенном и звуко-слоговом анализе.
    Развивать умения говорения и слушания, формирование навыков чтения по слогам.
    Обогатить активный и пассивный словарь тематическими группами.
    Совершенствовать звуковую культуру речи.
    Формировать графомоторные навыки.
    С учетом тематики в занятия программы включаются также следующие разделы:
    Обучение звуко-слоговому анализу (звуковой анализ состава слогов, слов; дифференциация понятий «звук» и «буква», соотнесение букв и звуков).
    Развитие звуковой культуры (знакомство с классификацией звуков: гласные, согласные; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные).
    Лексическая работа (конструирование словосочетаний).
    Развитие связной речи (составление предложений по картине, ответы на вопросы полными предложениями, составление рассказов по серии картинок, рассказывание по теме из опыта детей, словесные картинки, чтение слогов, слов и т.п.) [4, с.54].
    Развитие мелкой моторики (штриховка, обведение по контуру и т.п.).
    Новизна данной программы заключается в том, что выбор форм проведения занятий по обучению грамоте определяется с учетом интересов детей – это занятие-знакомство, занятие-игра, занятие-упражнение, занятие-творчество, занятие-путешествие, занятие-конкурс, занятие-сказка, самостоятельная деятельность. А также для прочного усвоения материала используются рабочие тетради на печатной основе с игровыми заданиями для ребенка.
    Данная программа также предусматривает системную работу с родителями, которая отражает такие формы работы как: консультации, практикумы, памятки, открытые занятия. Включение данного направления в содержание программы помогает обеспечить оптимальный уровень освоения грамотой старших дошкольников [8, с.14].
    Для того чтобы ребенок мог сложить слог ему необходимо начать знакомство со звука, а именно с гласного (У, А, О, И, Ы, Э). Когда ребенок освоит уже несколько согласных звуков, и не просто освоит, а даже будет понимать характеристику (звонкий, глухой; твердый, мягкий), тогда нужно с ребенком осваивать слоги.
    Знакомство ребенка со слогом идем путем от «обратного», т.е от гласного к согласному:
    — АааааМ (Ииин, Ууууп и т.п.). Проходит это путем объяснения ребенку так, что гласная буква пропевается и заканчивается согласным отрывисто.
    Затем меняем буквы местами и тут задача усложняется:
    -Мааа, Ниии
    Но простое чтение слогов утомляет детей и если у них не получается они находят множество причин, чтобы слоги не читать. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, поэтому все обучение лучше проводить в игровой форме.
    Наглядно-дидактическое пособие «Слоговой домик», которое можно применять в разных видах детской деятельности в игровой форме.
    1)Самый распространенная игра – это «Соедини буквы – получи слог». В верхней части домика выстраиваются в ряд гласные буквы; по левой стороне, вертикально, выставляются согласные [2, с.65].
    Инструкция: Соедини согласную буква с гласной. Какой слог получится? (Остальные буквы по этому же примеру).
    В верхней части домика выставляются в ряд слоги второй половины слова; по левой стороне, вертикально – слоги первой части слова.
    Инструкция: Соедини слоги. Какое слово получится? (Остальные слоги по этому же примеру) [3, с.17].
    Но помимо, букв и слогов домик можно использовать и на других видах деятельности задавая определенную цель.
    3) «Соедини фигуры – получи предмет». По верхней и левой стороне домика выкладываются разнообразные фигуры, но так, чтобы, читая фигуру слева направо можно было получить заданный логопедом предмет.
    Инструкция: Соедини фигура. Какой предмет получится? (Остальные фигуры по этому же примеру).
    4) «Соедини цвета – получи оттенок». В этом задании можно использовать готовые картинки. Получение оттенков от основных цветов можно с детьми обсуждать как во время игры, так и до игры обсудить и поэкспериментировать.
    Инструкция: Соедини цвета. Какой оттенок получится? (Остальные цвета по этому же примеру).
    5) «Назови что получилось». (На примере относительных прилагательных). В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребёнок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться [7, с.43].
    Инструкция: Соедини банку (кастрюлю) с ягодой (фруктом, продуктом, крупой). Что получиться? (Игра проходит по образцу).
    6) «Угадай сказку».
    Инструкция: Соедини предметы. Какая сказка у тебя получилась? (Игра проходит по образцу).
    Все предложенные виды работы с наглядно-дидактическим пособием «Слоговой домик» снимают и мышечное, и психологическое напряжение у ребенка, помогают легче понять тот или иной материал, привыкнуть к новым звукам, свободнее ввести их в речь. Очень полезно проводить такие упражнения не только со звуками и слогами, но и как вы увидели с любыми другими тематическими материала. Творчество с таким «домиком» очень разнообразно.
    Машинки и игрушки для передвижения по игровому полю, кубик с цифрами (точками) для определения количества шагов-«передвижений» по нему, песочные часы или секундомер (таймер) для подсчета «скорости движения» дети и взрослые подбирают самостоятельно [7, с.43].
    Игра поместится в игровой комнате. Второй вариант: все полотна легко складываются по вертикали и по горизонтали, сматываются. Можно разрезать каждое по метру на стечения с гласными первого ряда и второго ряда — их можно автоматизировать отдельно с трудными звуками. Тогда вполне реально размещать на 2 соединенных партах в логопедическом кабинете. Третий вариант: как таблицы Зайцева, вешаем на стену — и устраиваем гонки по вертикали или используем сопряженное чтение с лазерной линейкой. Детям тоже понравится.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы