Контрольная работа на тему Развитие философии на Древнем Востоке: от Упанишад к буддизму
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение
3
1.
Социокультурные условия формирования индийской философии5 2. Понимание мира и человека в
ведической литературе6 2.1.Общая Ведическая специфика
миропонимания.7
2.2.Упанишады
как фундамент индийских философских воззрений .9
3. Философия буддизма12
3.1.
Четыре благородные истины буддизма 14
Заключение 15
Список
используемой литературы16
Введение:
Ориенталисты отмечают
следующую особенность философии Древнего Востока: в ней не были выражены
привычные для европейца периоды историко-культурного
развития (Возрождение, Новое время, Просвещение, Реформация), с присущими им традициями рационализма и основанном
на них научно-техническом развитии. Однако, Индия как величественный пример цивилизационного
своеобразия, отсутствие научно-технического прогресс компенсирует культурными
памятниками, являющимися достоянием всего мира, тексты Вед из их числа.
Развитие
индийской философии происходило постепенно и непрерывно, без характерных для западноевропейской
философской мысли перемен направления развития. Основное внимание в ней
уделялось размышлениям над познанием трансцендентного (потустороннего). По
причине того, что индийцам свойственно верить в вечность циклически
возобновляющегося мирового процесса, в Индии не было создано философии истории.
Стоит также отметить, что эстетика и учение об обществе и государстве, являются
у них особыми, отдельно стоящими от философии науками. Для примера: в
западноевропейской философской традиции принято выделять эстетику как
философское учение о прекрасном, включённое в структуру философии, а также социальную
философию, и философию истории.
Историческое
развитие индийской философии делится на три периода: 1. ведийский период
(1500-500 до Р.Х.); 2. классический, который также называют брахмано-буддийским
(500 до Р.Х. – 1000 после Р.Х.); 3. Период постклассический, или индуистский (с
1000 после Р.Х.). [6, с. 177].
Цель
данной работы заключается в проведении реферативного обзора развития философии
в Древней Индии — от ведийского до
буддийского периода.
Достижение
цели предполагает решение следующих задач:
—
охарактеризовать социокультурную специфику, сложившуюся в древнеиндийском
обществе, сохраняющуюся по сей день;
—
рассмотреть специфику понимания мира и человека, содержащуюся в Ведах как
сборнике гимнов религиозно-философского характера;
— показать,
что Упанишады представляют собой философскую составляющую Вед;
—
обозначить главные идеи философии буддизма как неортодоксальной индийской
философской школы.
Заключение:
Индийская философия
обладает особой духовной притягательностью, именно поэтому она оказала сильное
влияние на мировоззренческие тренды западных обществ. Это не только экзотика, а
именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить.
Главная ценность древнеиндийской философии состоит в её обращении к имманентному,
внутреннему миру человека, раскрытию духовного потенциала нравственной
личности.
Благодаря открытым и
предложенным людям четырём благородным истинам – духке (о страдании, неудовлетворённости),
о возникновении (самудая), о прекращении (ниродха) и пути к прекращению духкхи
(восьмеричный благородный путь), Будду
сравнивают с целителем. Он не просто обнаружил и диагностировал корень всех
болезней, т.е. тех аспектов и явлений человеческой жизни, которые препятствуют
духовному освобождению, но и открыл системный метод их радикального устранения,
заключающийся в сочетании культуры поведения с культурой психики и культурой
мудрости. [3].
Индийская философия
предложила ставшие классическими формулировки ответов на вопросы следующего порядка:
Какова природа человека? Что такое человек? В чём драматизм человеческих
отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл и ценность
человеческой жизни? Однако, стоит отметить, что несмотря на уже существующие
значимые ответы на эти вопросы, они относятся к разряду вечных, т.к. каждому
поколению свойственно искать на них свои ответы.
Для
человека в восточных учениях характерно неизменное чувство ответственности за
свои действия на более высоком, «космическом» уровне. Согласно древнеиндийской
философии, мир создан не ради человека, но человек драгоценнее всего.
Фрагмент текста работы:
1.
Социокультурные условия формирования индийской философии Необходимо ознакомиться с
социокультурной спецификой древнеиндийской государственности, имеющей большое
значение для понимания мировоззренческих оснований индийских
религиозно-философских школ. Как правило, в истории древней Индии выделяют следующие периоды: первобытнообщинный строй Индостана; протоиндийская цивилизация Хараппы и
Мохенджо-Даро в долине Инда (II тыс. до н.э.); первобытнообщинные племена арийцев, пришедших с северо-запада в долину
Инда и Ганга во второй половине II тыс. до н.э.; арийские раннеклассовые государства века бронзы первой половины I тыс. до н.э., боровшиеся
друг с другом. Далее следуют периоды возвышения государства Магадха (середина I тыс. до н.э.), а также период возвышения государства Маурья (322-185
гг. до н.э.).
Характерной социокультурной чертой
древнеиндийского общества является деление его на четыре варны —
брахманов, кшатриев, вайшьи и шудр. В
переводе с санскрита «варна»
означает «покров, оболочка, цвет, окраска», чем объясняется цветовое
обозначение каждой
варны,
её цветовой символ: для брахманов – белый цвет, у кшатриев – красный, у вайшьи – желтый, у
шудры – черный.
Варна представляет собой
замкнутую группу, каждая
варна в обществе занимает
строго определённое
место. Характеризующие
варны черты таковы:
— В варне принята эндогамия, т.е. браки заключаются лишь внутри неё.
— Принадлежность к варне определяется фактом
рождения и наследуется.
— Членам варны свойственно заниматься
своей традиционной деятельностью, иметь
строго определённую профессию.
Умственная,
интеллектуальная деятельность стала монополией высшей варны жрецов – брахманов. Занятие военным делом, воинское поприще – принято
для варны кшатриев. Земледельческий, ремесленный
и торговый труд присущ варне вайшьев. Самый же низменный труд у варны шудры.
Первые три варны были арийскими, они резко отмежевались от низшей
варны шудр, состоящей из основного населения Индии. Мужчины первых трёх варн проходили обряд посвящения и
приобщались к знанию, а потому назывались «дважды рождёнными». Шудрам и женщинам всех варн это
приобщение было запрещено, поэтому, согласно законам, они ничем не отличались
от животного (!). Шудра – «слуга другого, он может быть по произволу изгнан, по
произволу убит» (Айтарея – брахмана, VII, 29).
Физическая власть находилась в руках у кшатриев, моральная – у
брахманов. Только брахманы могли учить священные тексты, а также разъяснять их
другим, совершать усложнённые ими обряды. Вайшьи –
основная масса населения – земледельцы, скотоводы, торговцы. Также существует
податное сословие, содержащее своим трудом брахманов и кшатриев, являющееся общинниками. Вообще же сельские общины – это
незыблемый фундамент индийского общества.
В конце II – начале I тыс. до н.э. в Индии возникают философские
системы,
основывающиеся на непосредственном созерцании природы, нежели на
глубоком и конкретном изучении действительности в подробностях и частностях. [7].