Контрольная работа на тему Развитие диалогической речи у дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
-
Введение 3
1 Психологические основы организации деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей дошкольного возраста 5
2. Педагогические основы организации деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей дошкольного возраста 10
Заключение 12
Список использованной литературы 14
Введение:
-
Актуальность темы. Детям свойственно постоянное стремление к общению. Они ищут путь к личностному контакту с ровесниками и взрослыми. Для успешного взаимодействия с социумом им необходимо быть коммуникабельными, доброжелательными, открытыми, приветливыми людьми. Эти крайне важные качества нужно формировать уже с первых лет жизни.
По мнению многих ученых (А. Арушанова, А. Богуш, Н. Гавриш, Н. Луцан, В. Любашина и др.), только в диалоге происходит настоящее общение людей. Именно диалог как форма организации воспитательной деятельности позволяет воспитателю знакомить детей с культурными образами, нормами, средствами деятельности. При этом педагог получает знания об актуальном уровне развития сознания и личности воспитанников.
Диалогическое взаимодействие является важным условием эффективной организации учебной деятельности дошкольников в процессе занятий. Активизируя речевую деятельность детей, можно рационально использовать время занятия.
Диалог для дошкольника является основной формой общения с окружающими и естественной средой развития его личности. Логично то, что ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения, не умея пользоваться родным языком, поскольку диалог предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером.
Таким образом, диалогическая речь в данном возрасте имеет ряд своих особенностей, а значит, неслучайно в дошкольном возрасте следует уделять повышенное внимание развитию умений диалогической речи.
Степень разработанности данной темы – проблема развития умений диалогической речи не является новой, к настоящему времени наработана достаточная научная база для понимания места и роли языка и речи в жизни человека.
Объектом исследования является психолого-педагогические и лингвистические основы формирования диалогической речи детей дошкольного возраста. Предметом исследования является диалогическая речь детей дошкольного возраста.
Целью исследования является изучение психолого-педагогических основ деятельности педагога по формированию умений диалогической речи детей дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по данной проблематике;
2. Раскрыть сущность понятия «диалогическая речь» в рамках психолого-педагогической литературы и его значение в развитии дошкольников;
3. Выделить основные функции диалога в формировании социально и индивидуально полноценной личности современными речевыми средствами, которые использует воспитатель дошкольного учебного заведения.
Для решения поставленных задач были использованные следующие методы исследования:
1) теоретические методы: изучение и анализ методической: литературы по исследуемой теме;
Структура работы: работа состоит из введения, основной части заключения, списка литературы.
Заключение:
-
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство овладения языком.
Настоящее исследование заключалось в том, как развивается у детей диалогическая речь, так как она является наиболее социально значимая для дошкольника. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка.
В организованной нами поисковой работе был определен ряд психологических и педагогических условий, которые влияют на развитие умений диалогической речи.
1. Учет психологических особенностей детей.
Проанализировав научно-методическую литературу, мы выявили, что в среднем дошкольном возрасте ребенок активно включается в игровую деятельность и взаимодействует со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности. Средний дошкольный возраст – это сензитивный период для развития умений диалогической речи.
2. Учет педагогических условий развития диалогической речи дошкольника.
С психологической точки зрения диалогическая речь, как и любой другой вид речевой деятельности, всегда мотивирована. Однако в условиях обучения мотив сам по себе возникает далеко не всегда. Следовательно, необходимо создать условия, в которых появилось бы желание и потребность что-то сказать, передать чувства, то есть поставить их в «предложенные обстоятельства». Кроме того благоприятный психологический климат на занятии, доброжелательные отношения, заинтересованность в работе также будут способствовать мотивации диалогической речи. Одной из важнейших психологических особенностей диалогической речи является ее ситуативность.
3. Учет лингвистических особенностей диалога.
Диалогическая речь – это процесс речевого взаимодействия двух или более участников общения. Поэтому в рамках речевого акта каждый из участников выступает как слушатель и как говорящий.
Диалогическая речь выполняет определенные коммуникативные функции, такие как:
— сообщение информации;
— предложения, принятие/непринятие предложенного;
— обмен суждениями/мыслями/впечатлениями;
— обоснование своей точки зрения.
Каждая из этих функций имеет свои специфические языковые средства и является доминантной в соответствующем типе диалога.
Известно, что речевое поведение каждого участника диалога в значительной мере предопределяется речевым поведением партнера. Именно поэтому диалогическая речь, в отличие от монологической речи, невозможно спланировать заранее. Обмен репликами происходит достаточно быстро, и реакция требует нормального темпа речи. Это и обусловливает спонтанность, неподготовленность речевых действий, требует достаточно высокой степени автоматизированности и готовности языкового материала. Поэтому данный факт и обуславливает важность рассматриваемой в курсовой работе темы.
Фрагмент текста работы:
-
1 Психологические основы организации деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей дошкольного возраста
Детство – это один из самых особенных и важных периодов в развитии ребенка. Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения.
Известный психолог и педагог А.Н. Леонтьев уверяет, что дошкольные годы развития ребенка – это период завязывания первых узлов, устанавливания первых связей и отношений, образующий новое единство деятельности и высшее единство субъекта – единство личности. «Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен».[2, с.45]
В дошкольный период жизни ребенка перестраивается психическая жизнь и отношение к внешнему миру. Суть данной перестройки состоит в том, что в дошкольном возрасте появляется регуляция поведения личности внутри. В дошкольном возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне с помощью взрослого или воспринимаемой ситуации. Дошкольник сам начинает определять свое поведение [4, с.54].
В психике и сознании дошкольника появляется целый ряд новообразований, это способствует становлению психической жизни и регуляции ребенка внутри.
Каждый психический процесс имеет свои периоды для своего максимального развития. Важным является то, что на каждом этапе ребенок включался в соответствующую для данного периода деятельность, иначе это приведет к задержке психических образований. Положительным условием развития психики ребенка является создание ситуации и правильной обстановки в зависимости от возраста ребенка. [3, с.52]
Нужно отметить, что большинство психологов называют дошкольный возраст наиболее важным в развитии психики ребенка. Данный факт связан с тем, что на этом этапе жизни ребенок совершает качественный скачок развития своей личности [1, с.58]. Важным есть и то, что уже к началу этого периода у него сформированные познавательные процессы, такие как:
— ощущение;
— непроизвольное внимание;
— активная речь;
— предметное восприятие.
На основе выше сказанного ребенок получает опыт, совершенствует запас слов, понимает речь, обращенную к нему.
Постоянное познание внешнего мира формирует восприятие. Оно являет собой главный познавательный процесс дошкольного возраста, который выступает как объединяющая функция: объединяет свойства предметов в целый образ предмета. Влияние разной творческой деятельности ребенка на процесс восприятия приводит к его полноценному развитию на протяжении всего дошкольного возраста [2, с.50].
Восприятия очень важно для дошкольника, поскольку оно является фундаментом для развития других важных процессов:
— памяти;
— мышления;
— воображения;
— речи;
— внимания.
Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов:
— наложения;
— прикладывания;
— измерения и др.
В процессе постоянного познания ребенок имеет дело с разными видами свойств:
— цветом;
— формой;
— величиной;
— характеристиками времени, пространства.
Малыш пытается воспринимать проявления всех свойств, а также познает способы обнаружения, названия, особенности. В дошкольный период у ребенка формируются представления об основных геометрических фигурах; о спектре главных цветов о параметрах величины; о времени [4, с.54] .
Разберем новую систему психических функций. Главной среди них – память. Потому что она в дошкольном возрасте имеет доминирующую функцию среди других процессов познания. Отсюда можно сделать вывод о том, что память – это важнейшая особенность данного возраста.
То, что в дошкольном возрасте ведущую роль в психологическом развитии начинает играть память, поддерживал и великий ученый Л.С. Выготский [3, с.48]. Согласно ему, самые главные изменения у детей происходят в развитии произвольной памяти.
Из самого начала память имеет непроизвольный характер и подразумевает запоминание чего-то яркого и необычного. Ее логично считать естественной для ребенка, потому что она не требует усилий в запоминании большого объема информации.
Произвольная память начинает развиваться у ребенка дошкольного возраста в процессе воспитания и во время игр. Важным является и то, что ее нужно постоянно тренировать, потому что она сильнее развивает интеллект ребенка. Уровень напрямую зависит от интересов ребенка. То, что у детей вызывает наибольший интерес, они запоминают хорошо и осмысленно [2, с.48].
Как и говорилось, память дошкольника – это центральная психическая функция. Она определяет остальные процессы и находится с ними в непрерывной связи [2, с.59].
Главные линии развития мышления на этапах дошкольного детства можно обозначить следующим образом:
— дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на основе чувственного опыта ребенка;
— развитие наглядно-образного мышления на базе произвольной и опосредствованной памяти;
— первая ступень активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач [2,с.59].
Мышление используется для освоения внешнего мира в меру роста познавательных процессов, характерных сиротствующему возрасту. Дети любят наблюдать явления, рассуждать о них и делать выводы. Так, действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат, следовательно, решает стоящую перед ним задачу [1, с.41].
Воображение – это тоже одно из главных новообразований дошкольного возраста. Оно подобно памяти (в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений) [1, с.43].
Воображение реализуется с помощью речевого аппарата и развивается вместе с ним, отсюда, речь – главное средство воображения. Немаловажным показателем развития ребенка является овладения знаниями, представления об окружающем мире, а так же социальное развитие ребенка.
Воображение ребенка развивается наилучше в игре. Сначала оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий [6, с.43].
К началу каждого возрастного периода складывается исключительное, своеобразное для данного возраста, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего, социальной.
Такое отношение Л.С. Выготский назвал социальной ситуацией развития. Педагог-психолог подчеркивает, что социальная ситуация «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому, ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным».
Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л.С. Выготский, – эта та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие. Это та сфера, в которую ребенок пытается войти.[3, с.48]
На основе анализа особенностей психического развития ребенка в дошкольном возрасте, можно сделать вывод, что социальная ситуация развития, специфическая для дошкольного возраста, определяет особенности его психического развития.
В период дошкольного возраста ребенок впервые выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. В качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить смену форм мышления (наглядно-действенное – наглядно-образное – наглядно-словесное); развитие произвольности познавательных процессов; развитие эмоций, воли; формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности; становление творческой игры как социальной школы ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследование психических особенностей детей дошкольного возраста влияют на дальнейшую работу по формированию умений диалогической речи у детей дошкольного возраста.