ИГПЗС Контрольная работа Юриспруденция

Контрольная работа на тему Развитие английской государственности в XVIII — XIX веках

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Задание №1. Развитие
английской государственности в XVIII — XIX веках. 3

Задание №2. 14

Задание №3. 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 18

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Эволюционные изменения в государственном
развития Великобритании в XVIII — начале XIX в. привели к дальнейшему
ограничению королевских полномочий и окончательному переходу законодательной
власти к парламенту, а исполнительной – к кабинету министров, который был
ответственным перед парламентом. Демократизация избирательной системы позволила
большинству населения участвовать в выборах. Однако ведущая роль в парламенте
все же оставалась за буржуазией. В это время в Англии сложилась буржуазная
парламентская система, которая действует с некоторыми модификациями, и по сей
день.

 

Фрагмент текста работы:

 

Задание №1. Развитие английской
государственности в XVIII — XIX веках

Введение

В течение XVIII-XIX вв. английское
государство в целом сохраняло неизменным конституционный строй парламентской
монархии, установившийся в конце XVII — начале XVIII вв. Взаимоотношения короны и парламента,
парламента и других правительственных институтов оставались в рамках
достигнутого тогда юридической равновесия на основе принципа законодательного
верховенства парламента. Однако в сфере практической политики такое равновесие
зависело от очень многих конкретных обстоятельств и нередко менялось в ту или
иную сторону. В течение XVIII в. благодаря расслоению аристократической базы
парламентских партий, сохранению архаичной избирательной системы, не
допускавшей в парламент представителей промышленных и финансовых кругов,
доминирование Англии на внешнеполитической арене, значение короны в системе
власти возросло.

В течение XIX в. благодаря расширению
политической системы, демократизации избирательного права, росту влияния новых
общественных сил на политическую жизнь страны в целом парламентаризм стал
отличительной чертой государственно-политического устройства. Были выработаны
качественно новые политические формы влияния парламента на исполнительную
власть и другие элементы государственной организации.

Целью нашей работы является рассмотрение
особенностей развития государственности Англии в XVIII-XIX вв.

1. Буржуазная
революция и ее влияние на дальнейшее развитие государственности в Англии

Англия пошла по капиталистическому пути
развития раньше других европейских государств. Именно в этой стране была
реализована классическая версия установления буржуазных отношений, которая
позволила Англии в XVIII-XIX вв. захватить лидерство в мировой
экономике.

Развитие капиталистической системы в
Англии привело к усилению классовых противоречий и к разделению страны на
сторонников и противников феодально-абсолютистского строя.

Противниками абсолютизма были все
буржуазные элементы: новое дворянство (джентри), которое стремилось стать
полноправными собственниками земли и отменить рыцарское содержание; собственно
буржуазия (купцы, финансисты, торговцы-промышленники и др.), которые хотели
ограничить королевскую власть и заставить ее служить интересам
капиталистического развития страны. Основная сила оппозиции, однако,
происходила от недовольства своим положением широких слоев населения, особенно
сельской и городской бедноты.

Защитниками феодальных устоев оставалась
значительная часть дворян (старое дворянство) и высшая аристократия, которая
получала свои доходы от сбора старой феодальной ренты, а гарантом их
сохранности была королевская власть и англиканская церковь.

Пережив Реформацию, Англия в середине XVI
века стала протестантской страной. К тому же, протестантизм в Англии имел очень
своеобразную форму. Англиканская церковь представляла собой смесь католицизма и
протестантизма. Король был объявлен главой церкви, поэтому выступления против
церкви означало выступление против королевской власти.

Идеологической оппозицией абсолютизму и
англиканской церкви был тот самый протестантизм, но более экстремальный.

Наиболее последовательными сторонниками
Реформации были английские кальвинисты – пуритане (лат. «purus» – чистый). В
пуританизме выделялось несколько течений, которые противостояли абсолютизму и
англиканской церкви. В ходе революции они разделились на независимые
политические группировки.

Умеренное течение пуритан был представлен
пресвитерианами, которые выражали интересы элиты нового дворянства и богатых
купцов. Они считали, что церковью должен руководить не король, а собрание
священников – пресвитеров (как в Шотландии). В государственной сфере они также
стремились подчинить королевскую власть парламенту[1].

Более левым было течение индепендентов
(«независимых»), которые представляли интересы средней буржуазии и нового
дворянства. В религиозной сфере они выступали за независимость каждой
религиозной общины, а в государстве они хотели установления конституционной
монархии и призывали к перераспределению избирательных прав с целью увеличения
количества своих избирателей в палате общин.

Наиболее радикальной
религиозно-политической группировкой были левеллеры (уравнители), которые в
своих рядах объединяли ремесленников и свободных крестьян[2].

Английская революция XVII в. стала первой
выдающейся буржуазной революцией, которая провозгласила принципы буржуазного
общества и государства, установила новый социально-политический строй в одной
из крупнейших стран Европы.

В Англии, в отличие от Франции, буржуазия
выступила против монархии, феодального дворянства и господствующей церкви
вместе с новым дворянством, тогда как во французской революции XVIII в.
буржуазия в борьбе против монархии, дворянства и церкви объединилась с народом.
Английское дворянство было намного ближе к буржуазии, так как уже в XVII-XVIII
вв. не было абсолютно феодальным. Отсюда и совпадение его интересов с
интересами буржуазии.

Нужно отметить еще одну особенность
английского буржуазной революции: религиозную окраску буржуазной идеологии.
Английская революция была последней революцией, которая состоялась «под
религиозным флагом»[3].

2. Возрождение
конституционной монархии

В 1688 году в Англии произошел переворот,
подготовленный вигами и частью тори. Этот дворцовый переворот, в английской
историографии получил название «Славной революции», и стал завершением
буржуазной революции в Англии. Так был окончательно ликвидирован английский
абсолютизм и установлена конституционная монархия[4].

После «Славной революции» парламент принял
ряд законодательных актов, которые содержали важные конституционные положения.
Так, 13 февраля 1688 года была утверждена Декларация прав, преобразованная
вскоре в знаменитый Билль о правах, который стал первым из английских
конституционных законов этого периода и существенно ограничивал королевскую
власть в пользу парламента, а именно:

– король не мог без согласия парламента
приостанавливать законы;

– королю запрещалось назначать и собирать
налоги без разрешения парламента;

– король не имел права собирать и
удерживать армию без согласия парламента;

– выборы в парламент должны быть
свободными;

– свобода слова, обсуждений и принятия
актов в парламенте не должны ограничиваться и подвергаться контролю в любом
другом суде или месте, кроме парламента;

– парламент должен созываться достаточно
часто.

Билль о правах устанавливал
ответственность министров перед судом. Королевские расходы принимались только
на один год и ежегодно должны были подтверждаться парламентом. Это
обстоятельство ставило короля в зависимость от парламента.

Дальнейшие основы конституции были
заложены Актом об устроении (Закон о наследовании престола) 1701 года, который
устанавливая порядок наследования престола, одновременно несколько ограничивал
права монарха.

С тех пор в Англии окончательно
утвердилась конституционная, ограниченная парламентом, монархия[5].

Процесс формирования английской
парламентской системы в XVIII веке происходил в условиях ускоренного развития
капиталистической организации труда, завершение аграрного и начала
промышленного переворота, которые вызвали не только коренные экономические, но
и важные социально-политические изменения в стране. Именно экономические и
социальные изменения определяли политическое развитие Англии в XVIII веке.
«Билль о правах» 1689 был дополнен в XVIII в. рядом законодательных актов,
которые еще больше ограничили королевскую власть. Как мы уже упоминали, в 1701
парламент одобрил закон о наследственности престола (известный еще как «Акт об
устроении»), который отмечал, что королевская власть ограничена законами, и все
короли и королевы «обязаны осуществлять управление английским народом в
соответствии с указанными выше законами». Этот документ определил наследников
престола после Вильгельма III.
В этом законе особенно акцентировалось, что в дальнейшем английский престол
будет передаваться только лицам англиканского вероисповедания, и он не может
быть унаследован католиком. Очень важной была статья, которая ограничивала
право короля в назначении и прекращении деятельности судей. В дальнейшем их
деятельность приостанавливалось по представлению парламента.

Новая юридическая установка запрещала
королевское вмешательство в судопроизводство и поставила весь судебный аппарат
в зависимость от парламента, то есть на службу земельной аристократии, новому
дворянству и буржуазии. В этом документе было предусмотрено, что все решения
короля будут подписывать те члены Тайного совета, которые дали согласие на
него. Это, по сути, означало установление ответственности министров, которых
парламент мог лишить должности за решения, которые не соответствовали интересам
господствующих политических групп[6].

Важным шагом в укреплении английской
монархии было подписание в 1707 году Акта об унии с Шотландией, что существенно
ограничил ее независимость, признанную Англией еще в 1328 году. Согласно Акту
об унии отменялся местный парламент, зато Шотландии было предоставлено право
посылать своих представителей в английский.

В Шотландии сохранялась самостоятельная
пресвитерианская церковь, а местная буржуазия получила право беспошлинной
торговли не только с Англией, но и с ее колониями.

3. Роль
парламента и правительства в государственном управлении Англии в XVIII-XIX
вв.

В течение первой половины XVIII в.
правительства получали все большую независимость в своей деятельности от
королей. Королева Анна (1702-1714), Георг I (1714-1727), Георг II (1727-1760), хотя, по традиции, и
приглашались на заседание кабинета министров, однако очень редко посещали их.

Такой королевский долг был для них
обременительным и неинтересным, тем более, что их присутствие не влияло на
принятие решений. Постепенно в Англии, по мере уменьшения реального значения
королевской власти, возрастала роль парламента и кабинета министров. Кроме
премьер-министра, ответственные должности в правительстве занимали первый лорд
казначейства и два статс-секретари: в их руках было сосредоточено управление
финансовыми, внутренними и внешними делами. Кабинет формировался из лидеров
партии, которая побеждала на парламентских выборах. Король не имел права
назначать министров по своему желанию, а вынужден был обязательно назначать их
из партии, которая владела большинством мест в парламенте. Лидер такой партии,
как правило, возглавлял кабинет министров.

Первый однопартийный кабинет министров был
сформирован в 1694 из представителей партии вигов. С этого времени борьба между
вигами и тори за депутатские места в парламенте в первой половине XVIII в.
происходила при явном преимуществе вигов, которые от 1714 до 1763 года
постоянно получали большинство в парламенте и, соответственно, формировали свои
правительства. Такое соотношение политических сил было следствием не только
исторических условий, но и, частично, законодательных актов вигов. Позиции тори
на долгие годы ослабли после неудачной попытки сына Якова II поднять в 1715 восстание, которое скомпрометировало многих
деятелей партии тори.

Уже в 1716 году был принят закон о
семилетнем сроке полномочий парламента. Такое мероприятие было обосновано
необходимостью обеспечить большую компетентность депутатов и в целях поднятия
авторитета палаты общин. Фактически, такой закон закреплял бюрократическое
господство вигов, лишал избирателей влияния на формирование парламента и
усиливал роль олигархов – немногих деятелей финансовой и торговой верхушки. Для
ограничения политического влияния на население тори, которые находились в
оппозиции и часто критиковали политику виговских правительств, палата депутатов
в 1729 году приняла акт, запрещающий публиковать отчеты о парламентских дебатах
под предлогом того, что такие публикации являются оскорбительными и нарушают
привилегии палаты[7].

По инициативе вигов в 1717 году был резко
повышен имущественный ценз для кандидатов в депутаты от графств, где, в
основном, голоса отбирали тори. Имущественный ценз для депутатов от графств
повысили до 600 ф. ст. годового дохода, тогда как для депутатов от городов ценз
составлял лишь 300 ф. ст. Такой закон,
очевидно,
ставил в неравноправное положение партию тори. Количество землевладельцев,
которые получили годовой доход с недвижимости в 600 ф. ст., насчитывала в
тогдашней Англии лишь несколько сотен человек, в то время как доходы в 300 ф.
ст. от торговых и финансовых операций обеспечивали себе десятки тысяч городских
богачей.

К середине XVIII в. в Англии
сформировалась законодательная система, которая обеспечивала превосходство
парламента над королевской властью и местными органами управления, которую
принято называть ограниченной монархией. До этого времени уже определились определенные
традиции и практика парламентской системы. По форме правления Англия в XVIII в.
значительно опередила все другие страны тогдашней феодальной Европы. Английская
система управления на долгие годы стала предметом зависти для буржуазии
европейских стран, в которых она осталась политически бесправной.

Недовольство политикой Георга III и его кабинетов в конце XVIII века
росло, особенно после поражения англичан в войне с североамериканскими
колониями. В конце 1779 года всей Англией прокатилась волна митингов.
Версальский мирный договор 1783 года, который подтвердил потерю Англией североамериканских
колоний, нанес сильный удар монархической политической системе страны. Была
раскритикована и система управления колониями, в результате которой в отставку
подали все министры правительства. Главой нового кабинета король вынужден был
назначить В. Питта Младшего, приход которого к власти означал правления «новых
тори». Они признавали, что власть короля нужно ограничить путем расширения прав
кабинета министров. «Новых тори» начали поддерживать промышленники, которые не
имели собственной партии. Укрепив свое положение, В. Питт сосредоточил в руках
кабинета министров всю реальную власть и постепенно отстранил Георга III от государственных дел. Во время его
длительного правления (1783-1801 и 1804-1806) существенно расширились
полномочия кабинета министров. С того времени премьер, а не король стал
распускать парламент и назначать новые выборы. С его именем и деятельностью связаны
все важнейшие решения в проведении внутренней и внешней политики Англии в конце
XVIII — начале XIX в. Последователь идей А. Смита, Питт считал, что лучшей для
развития хозяйства является система полной свободы экономической деятельности.
С этой целью он снизил таможенные пошлины и достиг этим значительного
увеличения товарооборота страны. Вследствие уменьшения пошлин резко сократилась
контрабандная торговля, которая не приносила дохода в государственную казну.
Беспрепятственная торговля с другими странами в условиях мощного роста
английской промышленности не угрожала Англии конкуренцией, а лишь обогащала
государство[8].

С победой Великой французской революции в
Англии усилилась политическая реакция.

В конце XVIII – начале XIX в., когда
Англия организовывала и возглавляла антифранцузские коалиции, вся внутренняя
политика, экономика, финансы страны были направлены в основном на обеспечение
победы над революционной и наполеоновской Францией. В конце XVIII в. были
окончательно определены формы монархического правления, согласно которым
королевская власть ограничивалась не только парламентом, но и кабинетом
министров.

4. Политическая
реформа в Англии в  XIX веке

В начале XIX века в стране ускорился
промышленный переворот, который начался в 60-е годы XVIII века. Возросла
выплавка чугуна, увеличилось использование паровых двигателей в промышленности.
Развитие тяжелой и угольной промышленности стимулировало развитие транспорта.
Однако, Англию, которая вышла победительницей в борьбе с Наполеоном, в
1815-1816 гг. охватил экономический кризис. Выход из нее был связан с
завершением промышленного переворота в середине XIX века.

В результате промышленной революции Англия
превратилась из сельскохозяйственной страны в промышленную. Сформировались
новые промышленные районы: металлургической промышленности – с центром в
Бирмингеме, хлопчатобумажной – с центром в Йоркшире, угольной – в Уэльсе.
Возросло количество населения Лондона, который превратился в мировой банковский
центр. Развивался транспорт, выросла сеть каналов, дорог, началось широкое
железнодорожное строительство.

Экономически богатое сословие
предпринимателей требовало политической реформы, которая бы обеспечила ему
власть, право участия в политической жизни Англии, и прежде всего, сословие предпринимателей
стремилось установить свое влияние в палате общин.

В Англии на рубеже XVIII – XIX веков,
по-прежнему не было бюрократического аппарата. Роль государства сводилась
преимущественно к поддержанию правопорядка, законности, обеспечению обороны,
ведению внешней политики, сбора налогов и содействия торговле. Все остальные
сферы были в ведении частных лиц. Местное управление Англии было сосредоточено
в руках мировых судей. Мировыми судьями были члены палаты лордов, их старшие
сыновья и наследники лиц, получавших 600 фунтов стерлингов годового дохода с
земли. В начале XIX века в политической системе страны назрела необходимость
реформы избирательной системы.

Движение за реформу развернулся по всей
стране. Утвержденный в июле 1832 года «Акт об улучшении народного
представительства в Англии и Уэльсе», перераспределил между городами право
посылать в парламент своего депутата, ввел новый избирательный ценз. Избирательная
реформа 1832 года изменила соотношение сил палаты лордов и палаты общин в
пользу последней. Постепенно она получила право называться «представительницей
интересов всей страны».

С 1852 года в Англии окончательно
утвердился принцип «ответственного правительства», которое оставалось у власти
до тех пор, пока ему выявляло доверие и поддержку большинство палаты общин.
Дуалистическая монархия трансформировалась в парламентскую. 40-60 гг. XIX века
были временем усиления власти английского парламента. Период 1832-1867 гг.
называют «золотой эрой» английского парламентаризма. Палата общин с легкостью
меняла премьер-министров и правительства, которые не отвечали ее интересам.
Такой участи подверглись 10 кабинетов. Английский парламент стал стержнем
государственной жизни. Одновременно была юридически закреплена парламентская
двухпартийная система, при которой власть переходила от одной фракции к другой.

В XIX в. в Англии шел процесс расширения
самоуправления на местах. Еще в 1835 г. в городах были созданы советы городов,
которые управляли городским имуществом, заведовали полицией, издавали
постановления для охраны порядка.

В 1888 году была проведена реформа
местного управления в графствах. Здесь создавались выборные советы, которым
передавалась вся административная власть, ранее принадлежавшей помещику и
мировому судье. В приходах с населением более 300 жителей также создавались
выборные советы. В результате реформы местного управления перешло из рук
аристократии в руки буржуазии. [1]
Страхов, Н.Н. Основные закономерности становления
буржуазного государства и права в Англии, Франции, Германии и Северной Америке
/ Н.Н. Страхов. — Харьков, 1978.С.23-25 [2]
История государства и права зарубежных стран: Учебник
/ Е.В. Сафронова, О.А. Бельчук, С.Г. Евтушенко; Под ред. Е.В. Сафроновой — М.:
ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2017 С.98-99 [3]
История государства и права зарубежных стран /
Прудников М.Н., — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 С.444-448 [4]
История буржуазного конституционализма ХУП – ХУШ вв. – М.,1983.С.126-127 [5] История государства и права
зарубежных стран / Прудников М.Н., — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С.449-450 [6]
История Европы. – В 8 т. – Т.
4. – М., 2000. С.324-326 [7]
Петряев К. Курс лекций по
истории Германии, Франции, Англии и США: В 2 ч. – Ч. 1 / К. Петряев. – М.,
1960. С.247-248 [8]
Тревельян Дж. М. История
Англии от Чосера до королевы Виктории / Дж. М. Тревельян. – Смоленск, 2002. – С.432-433

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы