Контрольная работа на тему Разновидности детских и подростковых групп риска
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Раздел 1. Дети «группы риска» как социально-педагогическая
проблема. 5
Раздел 2. Основные виды детских и подростковых групп риска. 8
Заключение. 16
Список использованной литературы.. 17
Введение:
«Группа риска» — это категория детей, обладающих низкой
сопротивляемостью к разнообразным факторам социального риска в силу своих
возрастных и психологических особенностей.
Дети и подростки находятся в зоне потенциального или
реального риска либо добровольно, либо нет (по незнанию). Их поведение
характеризуется проявлением различных форм социальной дезадаптации, что
выражается в основном в виде трудновоспитуемости и педагогической запущенности,
в результате нарушения у них процесса социализации.
Дети и подростки, которые относятся к «группе риска», условно
объединяют в ряд следующих групп:
— Дети и подростки из социально неблагополучных семей
(родители ведут асоциальный образ жизни, либо не интересуются воспитанием своих
детей и т.д.).
— Дети и подростки, имеющие психические отклонения и проблемы
в развитии.
— Дети и подростки, которые остались без попечения родителей.
— Дети и подростки, которые воспитываются в семьях, попавших
в сложную жизненную ситуацию (беженцы, переселенцы, мигранты и т.д.).
Ситуации повышенного риска для детей дошкольного возраста:
— Жестокое и враждебное отношение к ребенку в семье;
— Эмоциональная отверженность ребенка;
— Недостаточный уход и надзор за ребенком;
— Конфликты между родителями, состояние развода;
— Гиперопека, чрезмерная требовательность к ребенку;
— Новый член семьи (отчим, мачеха, брат, сестра);
— Противоречия в методах воспитания
Для детей школьного возраста и подростков, кроме указанных
выше, психотравмирующими, могут стать следующие ситуации:
— Невозможность соответствовать ожиданиям родителей;
— Чрезмерное переживание за других членов семьи;
— Неприятие ребенка сверстниками или педагогами;
— Чрезмерная учебная нагрузка;
— Смена места жительства, отрыв от семьи или школьного
коллектива, друзей, товарищей и т.д.;
— Серьезное соматическое заболевание или травма;
— Ситуации насилия над ребенком.
Заключение:
Таким образом, направления социально-педагогической
деятельности по выявлению детей и подростков «группы риска»:
— Как можно раньше
выявить основные причины и факторы риска неблагополучия для каждого конкретного
ребенка и подростка.
— Разработка и реализация индивидуальной программы,
включающей в себя совокупность мер по предупреждению дезадаптивных процессов и
снижения их отрицательного воздействия.
— Оказание ребенку необходимой и всесторонней
социально-психологической помощи, направленной на вывод их социально-опасного
положения.
Комплексное социально-психологическое сопровождение детей и
подростков из «группы риска» включает в себя совокупность взаимосвязанных и
взаимодополняющих друг друга видов деятельности.
К данным видам деятельности относятся:
— Правовой всеобуч и правовая защита.
— Социальная помощь.
— Педагогическая поддержка.
— Психологическое сопровождение развития ребенка, с учетом
его особенностей и индивидуальности.
— Освоение детьми навыков социальной компетентности.
Социально-психологическая работа с детьми и подростками из
группы риска может осуществляться в форме:
— Индивидуальная профилактическая беседа.
— Интервью.
— Социально-психологическое консультирование.
— Индивидуальная психотерапия.
— Групповая психотерапия.
Фрагмент текста работы:
Раздел 1. Дети «группы риска» как
социально-педагогическая проблема Одним
из самых важных и наиболее сложных направлений в профессиональной деятельности
педагога-консультанта признана работа с детьми «группы риска». Необходимо
отметить, что указанная категория детей является объектом изучения не только
педагогики, но и других наук: психологии, социологии, криминологии, что, в свою
очередь, свидетельствует как об актуальности данной проблемы, так и о ее
междисциплинарном характере.
Однако
положительная тенденция к интегративным процессам в системе наук, связанных с
изучением указанной категории детей, значительно сдерживается отсутствием
единой точки зрения относительно вопроса о том, кого именно следует относить к
«группе риска».
Так,
в социологии под «группой риска» понимаются социальные группы, члены которых
особенно уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных
обстоятельств или воздействия окружающей среды; группы, в которых планируется
проведение или внедрение программы воздействия[1], например, по
реабилитации, коррекции, профилактике и др.
В
педагогике понятие «дети группы риска» появилось сравнительно недавно — в 80- е
годы ХХ столетия. К этой категории традиционно относили неблагополучных,
слабоуспевающих, трудновоспитуемых, педагогически запущенных учащихся. Не
вдаваясь в подробный анализ указанных терминов, отметим, что большинство
исследователей (М.А. Алемаскин, В.Н. Гуров, Р.В. Овчарова и др.) педагогическую
запущенность определяют, как состояние деформирующейся личности подростка, при
котором отклонения от норм в сознании и поведении обусловлены педагогическими
причинами, а именно ошибками и просчетами в учебно-воспитательном процессе.
Ученые
Б.Н. Алмазов, Э.Г. Костяшкин, А.И. Кочетов и др. трудновоспитуемость трактуют
как состояние личности, которое идентифицируется с сопротивляемостью
целенаправленным педагогическим воздействиям. [1] Группы риска// Социологический
словарь. – [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/SJ2Wi (дата обращения:
15.01.2022)