Контрольная работа Педагогика/Психология Дошкольная коррекционная педагогика

Контрольная работа на тему Расширение представлений детей с ЗПР о природном окружении через опыты и эксперименты.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Расширение представлений детей с ЗПР о природном окружении через опыты и эксперименты 5
Заключение 12
Список источников 13

 

  

Введение:

 

Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия.
В дошкольном возрасте у детей наблюдается очень активный процесс познания окружающего мира. Их интересуют природные явления и устройство мира, жизнь животных и птиц.
В детстве интенсивно формируется способность к начальным формам умозаключений, обобщений, абстракций. Ознакомление дошкольников с некоторыми видами живой и неживой природы происходит в основном во время непосредственных наблюдений в различные времена года. Подобное знакомство с физическими явлениями слабо способствует формированию правильных представлений о простейших физических явлениях, т.к. непосредственные наблюдения не могут дать необходимого материала для полного объяснения наблюдаемых явлений и, кроме того, нередко приводят к ошибочным выводам, поскольку способность детей делать вывод из преднамеренного наблюдения ещё несовершенна. К тому же некоторые явления природы, такие как радуга, мы наблюдаем редко и соответственно знаний у детей по данной теме недостаточно.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Включая ребёнка в процесс практической, исследовательской деятельности для поиска причины мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Работая с дошкольниками с задержкой психического развития (далее ЗПР), мы видим, что они имеют поверхностные представления о живой и неживой природе, вследствие особенностей психического и речевого развития. Данное положение говорит о значимой роли в развитии у детей с ЗПР естественнонаучных представлений через экспериментирование с неживой природой (с песком, водой).
Кроме того, современная модернизация образовательной системы требует от педагогов внедрения новых, инновационных методов и технологий в работе с детьми в ДОУ. Учитывая вышесказанное, а также с целью получения наибольшей результативности в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР по развитию естественнонаучных представлений о живой и неживой природе мы решили изучить методы опытов и экспериментов.
Цель работы – изучить вопросы расширения представлений детей с ЗПР о природном окружении через опыты и эксперименты.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе изучения темы мы выяснили, что снижение познавательной активности у дошкольников с ЗПР проявляется в ограниченности и фрагментарности знаний и представлений об окружающем мире: дети не умеют выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства, интерпретировать наблюдаемое.
Так же мы выяснили, что эффективным методом расширения представлений о природном окружении у детей с ЗПР являются опыты и эксперименты: особые способы духовно-практического освоения действительности, направленные на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Таким образом, экспериментально-исследовательская деятельность позволяет формировать не только мыслительные операции, но сопровождать их речью, т. е. включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность. Это позволяет повысить уровень усвоения материала, облегчает его использование на практике, позволяет ребенку с ЗПР стать более самостоятельным.
Благодаря экспериментально-исследовательской деятельности осуществляется качественное сенсорное развитие и воспитание детей с ЗПР, стимулирующие их к активному познанию окружающего мира. Готовность детей к школе в значительной степени определяется его сенсорным развитием, мотивацией к познавательной активности. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность помогает детям с ЗПР достичь нормы в психологической подготовке к школе и лучше социализироваться в коллективе детей.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Расширение представлений детей с ЗПР о природном окружении через опыты и эксперименты

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности. Исследовательские качества наблюдаются у детей 1–2 лет [2].
Согласно ФГОС, программа воспитания и обучения дошкольников реализуется не только в форме игры, но и в форме познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка.
Познавательное развитие детей с задержкой психического развития имеет определенные особенности.
Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характерные признаки вещей и предметов, при этом специфика восприятия при задержке психического развития проявляется в его ограниченности, фрагментарности представлений об окружающем мире. Замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо‐зрительно‐моторной координации. Кроме того, одной из основных особенностей таких детей является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями.
Известно, что чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться. Поэтому часть занятий по формированию целостной картины мира и совместная деятельность с детьми строится на основе опытно‐экспериментальной и опытно‐практической деятельности, в процессе которой дети знакомятся с определенными свойствами предметов и явлений.
Опытно‐экспериментальная деятельность позволяет ребенку стать исследователем, который воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их познания. Метод экспериментирования, являясь наиболее адекватным для детей с ЗПР способом установления и понимания различных причинно‐следственных связей, позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных опытах, установлении взаимосвязей и закономерностей, а знания, полученные во время опытов, запоминаются надолго.
Проектная деятельность позволяет педагогам решать многие задачи, т.к. она помогает связать процесс воспитания и обучения дошкольников с реальными событиями из жизни ребенка.
Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарных действий: размазывание краски по листу, попробовать на вкус, испытать на прочность (укусить, бросить), извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет. Средние дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки [2].
Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы