Контрольная работа на тему Радишев о человеке и обществе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
А.Н. Радищев о человеке 5
А.Н. Радищев об обществе 10
Заключение 13
Введение:
Александр Николаевич Радищев известен современному человеку прежде всего в качестве общественно-политического деятеля, яростного критика системы крепостничества, а также самодержавной формы правления. Таким образом, неудивительно, что ряд его произведений стал своеобразным символом русского революционного движения в XIX -начале XX вв. Сложившееся с начала XIX века представление о нем как о выдающейся личности (страдальце за идеалы вольности) вылилось в массовое представление о «первом русском революционере». Между тем, сочинения Радищева разнообразны, и помимо «Путешествия из Петербурга в Москву» включают поэзию, во многом новаторскую, философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», юридические сочинения и пр.
Непосредственно история же как наука для А.Н. Радищева не являлась в полном смысле предметном специальных знаний. Более того, собственно чисто и непосредственно исторических сочинений (за исключением, впрочем, незаконченной им работы «Сокращённое повествование о приобретении Сибири») он не оставил.
Однако, стремясь найти и объяснить пути дальнейшего общественного развития, Александр Николаевич зачастую вынужден был обращать своё внимание на исторические события. При этом, его главная заслуга заключается не в простом освящении конкретных фактов, но в построении совершенно особой теории исторического развития, которая, как отмечается, являлась диаметрально противоположной господствовавшей в то время в исторической науке. Более того, она была обоснована Радищевым не в специальных исторических трудах, но в публицистических и художественных произведениях.
Таким образом, А.Н. Радищев, безусловно, является одной из самых трагических и спорных фигур русского Просвещения, а его творчество – одной из вершин как литературы, так и общественно-политической мысли России XVIII века.
Итак, можно выделить следующую цель данной работы: изучение особенностей философских взглядов Александра Николаевича Радищева (на развитие человека и общества).
Для достижения же поставленной цели необходимыми для решения являются следующие задачи:
1. Рассмотреть взгляды А.Н. Радищева на человека
2. Проанализировать представления А.Н. Радищева о развитии общества
Предмет исследования – философские взгляды А.Н. Радищева.
Объект – рассуждения А.Н. Радищева о человече и обществе.
Заключение:
Итак, Радищев прекрасно осознавал различие между чувственным опытом и нечувственным мышлением относительно объекта. Придя к мысли, что душа проста и неразделима, А.Н. Радищев делает логичный вывод о ее бессмертии. Он рассуждает следующим образом. Цель жизни заключается в стремлении к совершенству и блаженству. Всемилосердный же Господь не создал человека для того, чтобы данная цель считалась напрасной мечтой. В связи с означенным выше разумно полагать, что: 1) после смерти одной плоти человек приобретает другую, более совершенную, в соответствии с достигнутой им ступенью развития; 2) человек непрерывно продолжает свое совершенствование.
Таким образом, само понятие «человек» является центральной категорией в философии Александра Николаевича Радищева. Отмечается, что преимущественно в «человеческом измерении» рассматриваются им и проблемы бытия и сознания, природы и общества. Он связывает человека со всем миром, но знает и о специфических его особенностях, главной из которых А.Н. Радищев называет способность оценки.
В данном контексте стоит также отметить, что во взглядах Александра Николаевича на историю присутствуют довольно существенные элементы диалектики. Примечательным является то, что любые явления природы или же развития человеческого общества рассматриваются общественным деятелем в качестве некоего процесса, подчинённого определённым закономерностям, которые, в свою очередь, движимы непосредственно внутренними противоречиями, борьбой противоположных стихий. Более того, по мнению Александра Николаевича Радищева, развитие общества происходит циклами: демократия и тирания поочередно сменяют друг друга на определенных этапах исторического процесса.
Фрагмент текста работы:
А.Н. Радищев о человеке
Достаточно часто подчеркивается, что на философские воззрения Александра Николаевича большое влияние оказали совершенно разнообразные направления европейской мысли того времени. Таким образом, Радищев прежде всего руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, полагая, что «бытие» вещей является совершенно независимым от силы познания о них. Другими словами, она как бы существует сама по себе.
Обратимся теперь к его гносеологическим воззрениям. Согласно Радищеву, в основе естественного познания лежит опыт. При этом Александр Николаевич говорит о неразделимости опыта чувственного (является главным источником познания) и «опыта разумного», находящихся в единстве .
Своё совершенно определённое место в мире, где нет ничего «опричь телесности», имеет и человек, который является столь же телесным существом, как и вся природа. Он, собственно, являясь высшим проявлением телесности, одновременно имеет неразрывную связь с животным и растительным миром.
Собственно, проблема человека занимает одно из центральных мест во всей крайне многоплановой научной системе Александра Николаевича. Отмечается, что «совершеннейшей» частью природа для Радищева является именно человек.
Он также имеет и нечто общее с природой и в материальном начале.
Вместе с тем человек отличается от физических тел уровнем телесной организации.
Так, «мысленность» является свойственной лишь человеку. Кроме довольно общих черт, которые объединяли человека с животным миром, А.Н. Радищев выделил и ряд признаков, отличающих человек от животных, а именно: прямохождение, развитие руки, речи, мышления, более долгий период созревания, способность к сопереживанию, общественное житие.
Радищев (с опорой на активную роль мышления и ряд других факторов) заключает, что представляется вполне возможным говорить о совершенно особой активной деятельности души, которая одновременно является независимой от тела, однако оказывающей на него влияние.
В данном контексте нельзя не сказать о проблеме онтогенетического развития психических способностей человека. По мнению Радищева, мозг, нервы, а также органы чувств являются органами психических отправлений. Далее Александр Николаевич развивает отмеченную выше мысль, утверждая, что душа может быть возможна только при наличии упомянутых органов (ведь без них нет ни мысли, ни чувств). Развитие же психических способностей происходит по мере физического созревания человека .
Освящая в своих текстах целый ряд стадий психического онтогенеза, Радищев А.Н. особо выделил и роль воспитания. Согласно его словам, оно, не создавая качественно новых умственных сил, тем не менее способно научить их лучшему употреблению.
А.Н. Радищев утверждает, что ощущения – есть начало психического. Отмечается, что общественный деятель также активно выступал против метафизического взгляда на мышление как на некую сумму ощущений. Генетическая связь ощущений и мышления, по его мнению, не предполагает какого-либо равенства между ними. При этом примечательно, что А.Н.Радищеву удалось заметить обобщающую функцию мышления, некую его свободу действовать вне зависимости от чувственных впечатлений. Отмечается, что центр всей философской концепции А.Н. Радищева – это понятие человека, а также его свойств и качеств.
Но, казалось бы, парадоксальным является тот факт, что он, будучи сторонником деизма и даже, частично, естественнонаучного материализма, в своем главном философском труде «О человеке…» старается дать некое естественнонаучное обоснование идеи бессмертности человеческой души. Другими словами, все современные Александру Николаевичу открытия естественных и философских наук XVIII века используются им для достижения лишь одной цели, а именно: доказать, что человеческая душа является бессмертной .